• Авторизация


НЕРУССКИЕ ШАХМАТЫ 19-02-2008 03:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ну вот, дожили российские шахматы до громкой оплеухи. Супертурнир 21-й категории, проходящий в эти дни в мексиканской Морелии с последующим продолжением в испанском Линаресе, проходит - ВНИМАНИЕ - без единого российского шахматиста! Такого еще не было, а если и было, то категория такой высокой не была. Просто не могла быть.
Как сказал наш мэтр, Владимир Моисеевич Гескин, "Ботвинник в гробу перворачивается"...

Ну да, можно с натяжкой (с очень большой, запредельной натяжкой) сказать, что половина участников супертурнира - "представители советской школы", имея в виду Широва, Ароняна, Раджабова и Иванчука... Но россияне-то где?
Да, Крамник отказался... У остальных - свои мотивы: кого-то не пригласили, кто-то не захотел ввязываться в эту затею с долгими перелетами и изнуряющими сменами часовых поясов... Понять-то можно, но состав участников без россиян смотрится как-то дико, при всем уважении ко всем восьмерым гросмейстерам.

А еще я взглянул на рейтинг ФИДЕ. Крамник делит первое место с Анандом (2799), Александр Морозевич - четвертый (2765), Петр Свидлер - пятый (2763). Дальше - мини-пропасть, заполненная сплошь иностранцами, а следующий россиянин - Дмитрий Яковенко - лишь 17-й (2720). Евгений Алексеев с Алексеем Грищуком делят 20-21-е места (по 2711). Не густо, да?...
И на уровне молодежи и юношей у нас нет такого превосходства, как раньше (если оно вообще есть).

Вот я и задаюсь вопросом - теряет ли Россия свои позиции в шахматах? Это тенденция или мой пессимизм чуток зашкаливает?

В колонках бесподобный Иан Андерсон JETHRO TULL, Thick as a Brick, 1976
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (51): «первая «назад
Vehfl 19-02-2008-14:21 удалить
в связи с Арменией и Азербаджаном вспомнил анекдот:
играется матч между Петросяном и Спаским.
Коментарий армянского радио:
счет 1-0 в пользу Петросяна: великий армянский шахматист Петросян выигрывает у советского гросмейстера Спаского...
счет в матче стал ничейным: в матче между советскими гросмейстерами Петросяном и Спаским ничья...
Спаский выиграл у Петросяна матч: воспитаник бакинского дома пионеров проиграл матч советскому гросмейстеру Спаскому
Исходное сообщение oganesian
Исходное сообщение Андрианий
Как видно из этих таблиц, дела у нас не так плохи ))

Конечно, не так плохи. Но сдача некоторых позиций имеет место, согласитесь. И вообще рейтинги - такая вещь, на которую можно посмотреть с разных сторон. Шахматы мне интересны по-любому, абсолютно безотносительно нац.принадлежности игроков. Но мне просто захотелось узнать, какова их географическия ориентированность. В конце концов, гении шахмат появлялись в разных уголках планеты. Но почему-то на конкретной одной шестой части суши - гораздо чаще :)


На счет сдачи некоторых позиций - к сожалению на сайте ФИДЕ не нашел данных архивных рейтингов, чтобы соорудить подобные таблички, скажем на январь 2007 или 2006 года. Было бы интересно глянуть на тенденции.

Мне тоже шахматы интересны безотносительно национальности. Симпатичен мне человек - болею за него. Ну а нет - так нет. И без разницы - россиянин он или нет.

А что касается 1/6 части суши - так и в хоккей мы всех драли раньше. Просто происходит выравнивание - это нормальный процесс.
19-02-2008-15:25 удалить
Исходное сообщение oganesian
Исходное сообщение Андрианий
Как видно из этих таблиц, дела у нас не так плохи ))

Конечно, не так плохи. Но сдача некоторых позиций имеет место, согласитесь. И вообще рейтинги - такая вещь, на которую можно посмотреть с разных сторон. Шахматы мне интересны по-любому, абсолютно безотносительно нац.принадлежности игроков. Но мне просто захотелось узнать, какова их географическия ориентированность. В конце концов, гении шахмат появлялись в разных уголках планеты. Но почему-то на конкретной одной шестой части суши - гораздо чаще :)

Здесь сказалось массовость. Как в Бразилии в футболе. Лозунг "шахматы - в массы", брошенный в 20-е годы в СССР, упал на благодатную почву. Миллионы потенциальных Капабланок и Алехиных! Помогло и то, что Советский Союз был отделен от остального мира и меньше всех поддался существовавшим догмам, вне всех парадигм (в этом отношении шахматы очень похожи на науку). Это дало поистине колоссальный успех в конце 40-х, 50-х, начале 60-х годов. Наши гросмейстеры сметали все и вся, любой межзональный турнир уступал по силе чемпионату СССР.
А далее уже пошла работать школа. Мало еще в какой-либо стране можно круглогодично встречаться с экстра-гроссмейстерами. Школы Ботвинника, кружки в дворцах пионеров, ведомые опытными гроссмейстерами и педагогами (Москва, Ленинград, Баку), система детских турниров.
Сейчас же акцент сместился на компьютерную подготовку. В любом доме есть "гроссмейстер", превосходящий по силе Ботвинника, Смыслова и Петросяна вместе взятых. Доступна любая(!) шахматная литература, когда-либо издававшаяся. Конечно нужен еще и педагог-шахматист, но их гораздо больше, чем супергроссов. Вот поэтому и происходит процесс интернационализации.
А настоящих гениев очень немного.
Морфи, Капабланка, Таль. Равномерно по времени и географии. Сейчас время очередного гения. Говорят, что Карлсен. Посмотрим - ждать осталось недолго.
Все остальные - талант (куда же без него), но главное - огромное трудолюбие и самопожертвование.
19-02-2008-15:42 удалить
Исходное сообщение Атмосферное_давление
Я вот все удивлялся: откуда в Армении появилось столько талантливых шахматистов? настолько талантливых, что они выиграли шахматную Олимпиаду и обещали отстоять свое звание?
А Азербайджан? это разве страны с великими шахматными традициями? (Петросян скорее исключение). Одной Элисты для "комбината звездочек" явно не хватает.

Никого не хотел оскорбить или обидеть.


думаю глупо в блоге Оганесяна гнать на Армению:)
а в шахматах все логично - шахматы развиваются во всем мире, становятся глобальнее, конкуренция растет, доминации одной страны еесно больше не будет. будут шахматные чемпионы из не самых шахматных стран. хотя спортивный покер развивается гораздо быстрее шахмат и в перспективе будут вытеснять шахматы с позиций главной интелектуальной игры. по крайней мере количество любителей и профи и интерес тв пока говорят об этом.
19-02-2008-16:36 удалить
Здраствуйте, Арег.На мой взгляд немного можно судить об этом после матча на певенство Мира в этом году(матч Крамник-Ананд).Кто победит?
На мой взгляд сейчас действительно русские гроссмейстеры послабее западных титанов.Но зато очень хорош армянин Аронян.Вот он попытается бороться за шахматную корону в будущем.
Нельзя сбрасывать со счетов Крамника.Хотя на мой взгляд он сейчас не на пике формы.Вновь заиграл Топалов.Хорош Ананд.Появился Карлсен,Аронян.Нет сейчас лидера как в старые времена(когда будущие или нынешние чемпионы выделялись на всех турнирах).Здесь есть интрига.
Вообще пока рано говорить о потере позиций русской и "советской" школы( я говорю о шахматистах СНГ).Сейчас проводятся много турниров для выявления звёзд.Аэрофлот Опен и московский открытый турнир подтверждают это.Ищут талантов и находят.В будущем они развиваться будут(будут участвовать в более сильных турнирах).Да отрицать некоторое падение силы у русских шахматистов нельзя.Но это возможно временно.Во времена Стейница тоже не была сильна наша школа.Алёхин появился в 1914 году.Но потом прогресс пошёл за счёт молодёжи.ВОТ наша молодёжь и проявит себя. Главное верить.И появятся свои Смысловы,Ботвинники, Карповы ....Да может они не будут их превосходить.Но всё же...
19-02-2008-16:50 удалить
Изжили себя русские шахматы,очень жаль...
19-02-2008-18:04 удалить
Главный вопрос топика - провал или нет. Постараюсь выбрать третий вариант - это позор! Господам кивающим на синусоиды элитарных сборных в других видах спорта: такого нет нигде! Ну, может, женская ГДР по плаванию. С натяжкой.
Вы вспомните шахматные олимпиады 80-х годов. Даже не то, что СССР занимала первое место. Оно было недосягаемым. Мы, другие страны, приезжаем на соревнование, каков у нас расклад? Если серебро - значит, мы победили; бронза - вторые и т.д.
Шахматные рейтинги это редкостная утопия. Чтобы шахматист с третьей десятки достигал каких-то высот? Да этого нет, кроме, может, единичных случаев. Сейчас в мире есть 10-15 шахматистов, которые и будут принимать участие во всех турнирах. С трансфером одного-двух в год. Уйдёт Крамник и мы будем биться за квалификацию на олимпиады (шахматные). А за то, что наши девушки, горят китайчатам, в советское время, попросили бы встать к стенке. Лицом.
oganesian 19-02-2008-18:26 удалить
CapablancaJR, здравствуйте. Спасибо за интересный комментарий. Я вот тоже не вижу, кто из Россиян реально сможет претендовать на шахматную корону после ухода Крамника. А ведь сколько лет она у нас была! И тогда наши в рейтинге будут, и не последними, но нового чемпиона, достойного преемника, увы, не видно.
19-02-2008-18:28 удалить
Исходное сообщение oganesian
Вот я и задаюсь вопросом - теряет ли Россия свои позиции в шахматах? Это тенденция или мой пессимизм чуток зашкаливает?
[/url][/b]

1) Да, теряет.
2) Тенденция.

Попытаюсь раскрыть:)
Во-первых, начинается поколение 90-х. Недобор везде. :(
Во-вторых, шахматы в советские времена не совсем "русский" вид спорта. С хоккеем не сравнишь. Эмиграция опять же:)
Но главное, сами шахматы переживали "смутные времена". Непонятно кто чемпион, по какой версии и т.д. А теперь игру еще и компьютер добивает.
Шахматы - смертельно раненый вид спорта. Выживет ли?
oganesian 19-02-2008-18:31 удалить
Casht, у вас очень строгий подход. А Петросян, Ботвинник, Фишер, Карпов и Каспаров? Не гении разве?

Что касается молодого поколения, то мне нравятся Аронян и Карлсен. Самобытные очень, этим и подкупают. Даже проигрывают как-то особенно.
Ананд же силен, и набирает форму, похоже. У Крамника, я считаю, шансов все равно чуть больше. Но до октября еще дожить бы...
19-02-2008-18:38 удалить
Исходное сообщение oganesian
Casht, у вас очень строгий подход. А Петросян, Ботвинник, Фишер, Карпов и Каспаров? Не гении разве?

Что касается молодого поколения, то мне нравятся Аронян и Карлсен. Самобытные очень, этим и подкупают. Даже проигрывают как-то особенно.
Ананд же силен, и набирает форму, похоже. У Крамника, я считаю, шансов все равно чуть больше. Но до октября еще дожить бы...


Если интересно - мнение Корчного о гениях в шахматах
http://www.e3e5.com/article.php?id=486
19-02-2008-18:48 удалить
Исходное сообщение oganesian
Casht, у вас очень строгий подход. А Петросян, Ботвинник, Фишер, Карпов и Каспаров? Не гении разве?

Что касается молодого поколения, то мне нравятся Аронян и Карлсен. Самобытные очень, этим и подкупают. Даже проигрывают как-то особенно.
Ананд же силен, и набирает форму, похоже. У Крамника, я считаю, шансов все равно чуть больше. Но до октября еще дожить бы...


Насчет молодого поколения - целиком с Вами согласен.
Аронян - цельная натура, это как наш Петя Свидлер, только без сибаритства :)) Очень надеюсь, что за корону в ближайшем будущем сможет побороться.
А Малыш, ну кому он может не нравиться :))
Эдуард00 19-02-2008-19:16 удалить
К сожалению вы правы Арег после Крамника не видно российского шахматиста, который по уровню близок к борьбе за корону. С другой стороны как уже было сказано выше шахматы стали интернациональными, таланты появляются и это радует. Главное чтоб в связи с нашестивием компьютеров "человеческие" шахматы не вымерли. Ну а мы подождём следующего российского гения шахмат, может недолго)
oganesian 19-02-2008-19:34 удалить
Casht, а я вот уже начал побаиваться, что Аронян не станет чемпионом мира. Карлсен растет не по дням, а по часам - еще один скачок, и его никто уже не догонит... Очень верю в Левона, но он немного ветреный... Это - часть его обаяния, но чемпионству может помешать. Буду безмерно счастлив ошибиться. Знаю, что Лева умеет готовиться. Придет время - поболеем :)
19-02-2008-19:41 удалить
Исходное сообщение Casht
Ну или встречный вопрос.
Подскажите, почему блоггер, представляющий страну, подарившей миру Чайковского, Прокофьева, Шнитке и пр., Хачатуряна, в конце концов, слушает и восторгается Йеном Андерсоном?

Напишу только про Альфреда Шнитке. Он никогда не ассоциировал себя с Россией или СССР. Интересовался Шнитке по причине его места рождения – г. Энгельс. Не так уж далеко от меня:)
Аякс82 19-02-2008-19:57 удалить
oganesian,
Конечно, шахматы - это как фигурное катание, гордость нашей страны. То, что никого нет в Линаресе - не страшно, просто отказались. А вот те, кто за ними - важно. В конце концов, у других есть Аронян, Карлсен, Карякин, чепаринов. А у нас? Грищук еще пока молод, а дальше? Вы или Васильев поспрошали бы у знающих людей, а то нам-то откуда знать?
Damned_Gift 19-02-2008-23:43 удалить
Думаю, что не стоит так огорчаться...небольшой спад не есть сдача позиций...вышеприведенные рейтинги ответ на ваш вопрос.

Кроме того, очень надеюсь, что Грищук все же возьмется за ум и мы получим еще одну суперзвезду!
20-02-2008-09:55 удалить
Исходное сообщение oganesian
Casht, а я вот уже начал побаиваться, что Аронян не станет чемпионом мира. Карлсен растет не по дням, а по часам - еще один скачок, и его никто уже не догонит... Очень верю в Левона, но он немного ветреный... Это - часть его обаяния, но чемпионству может помешать. Буду безмерно счастлив ошибиться. Знаю, что Лева умеет готовиться. Придет время - поболеем :)

у него есть шансы через пару лет.Действительно есть. Просто надо подготовиться хорошенько.Там видно будет.Сейчас просто нужно побеждать в турнирах и набирать форму.
02-03-2008-23:41 удалить
Исходное сообщение Vehfl
в связи с Арменией и Азербаджаном вспомнил анекдот:

Спаский выиграл у Петросяна матч: воспитаник бакинского дома пионеров проиграл матч советскому гросмейстеру Спаскому


Как странно. что ни армянское радио. ни кто другой так и не вспомнил. что постоянное поминаемый здесь Петросян
родился, вырос. сформировался как шахматист в Тбилиси, никогда в Армении не жил и за нее не выступал.
06-03-2008-23:09 удалить
Когда великий спротсмен уходит из спорта это немного печально. Но ни разу (ни в каком виде спорта) мне не было так жалко, как когда ушел из шахмат Каспаров. Для меня это действительно был шок, даже сравнить не знаю с кем. Казалось за ним бездна. Кто будет доминировать? Мы же привыкли доминировать. Крамник? Хороший шахматист, вопросов нет, с первым-вторым рейтингом, но Ананды, Топаловы, Леко и другие его как минимум не боятся. А Каспарова боялись многие. А долго Крамник будет играть на уровне 1-2 рейтинга, особенно с учетом того, что у него частенько элементарно здоровья не хватает (к сожалению) даже на один турнир. Далее идут Свидлер и Морозевич. Дай им Бог счастья и спортивного, и человеческого, но когда в последний раз они выигрывали супертурниры? Я уже не говорю про то, чтобы выиграть несколько супертурниров подряд? А ниже них и вовсе никто не штурмует рейтинг так, чтоб мы с вами об этом все знали, следили и обсуждали (хотя буду рад ошибиться). И ни к чему смотреть на рейдинг 100 ФИДЕ. Вы хорошо знаете игроков с 80-90ми рейтингами? Насчет молодежи не знаю, а потому могу только догадываться, что тоже не фонтан.
И еще. Честно говоря, когда вы говорите об интернационале, это лишь укрепляет точку зрения, что шахматы россейские свою позицию потеряли.
Мне было бы существенно приятнее читать не про мадрасского тигра Анада, а про какого-нибудь уссурийского тигра Иванова. Или про талантливого мальчика Сидорова из близкого к Норвегии Петрозаводска.
Так что мечты о доминировании придется отложить...
09-03-2008-06:26 удалить
Только сейчас увидел эту тему.

Многое уже сказано, но как шахматист-любитель со стажем в несколько десятков лет позволю реплику.

В шахматных изданиях, в т.ч. в интернете тема "наши шахматы теряют позиции" за последние годы много раз обсуждалась и многосторонне освещалась. Постараюсь своим корявым языком пересказать краткое содержание, сколько в моей голове отложилось.

В СССР шахматы были больше, чем просто шахматы. Это был социальный феномен. Это был не просто спорт, это был спорт чуть ли не №1, и заниматься этим спортом было очень престижно (и выгодно). Это было не просто подходящее занятие для интеллектуала: это была возможность заниматься любимым делом и быть свободным, чего невозможно было представить, н-р, в науке. Посему в СССР в шахматы шли многие люди, которые, живи они в США или Аргентине, посвятили бы жизнь чему-нибудь еще. Сейчас шахматы стали просто шахматами. Людям открыто множество дорог, и большинство из тех, кто мог бы стать профессиональным шахматистом, выбирают бизнес, карьеру программиста или банковского клерка, науку, в конце концов покер, где заработки много выше шахматных. И это хорошо. Это значит, что времена несвободы минули в Лету.

А шахматы пусть остаются просто шахматами.


Комментарии (51): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕРУССКИЕ ШАХМАТЫ | oganesian - Блог Арега ОГАНЕСЯНА | Лента друзей oganesian / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»