Колобок Гностический Герой
II
Летят стрелы вражеские. Летят стрелы отравленные. Летят со всех сторон на Русь. И попадают точно в цель – в душу народа русского, душу широкую, да неуклюжую.
Она, душа эта, солнышко распятое, блин расплющенный под вражеским сапогом.
Он же, блин этот – дремотное томление, Неубежавший Колобок.
Будь она Подлинным Колобком, душа эта, не была бы она так жертвенно-очевидна, так заплёванна, так темна, да затоптана. И шизоидно-революционна, как "Броненосец Потёмкин" не была бы. И обманута бы она не была.
И стрелы вражеские не попали бы в неё.
И судьбу другую имела бы Русь. Великую.
III
Колобок – Гностический Герой (Кол в Боге), идущий с колом, мечом, ножичком, с деструктивной опасной основой своей, с некоей сакральной самостью.
Колобок – символ Тотального Ухода, с изощренной ловкостью Дон Хуана и улыбочкой Иванушки-Дурачка, обходящий ловушки злого русского леса.
Он – бесчисленность внутренних кругов ада, бесконечное вращение-возвращение.
Он – великое Множество. Невозможное Число, с миллиардом колобков-нулей. Число, извлечённое из Корня Мандрагоры.
Он – вычитание всех возможностей свобод из Чёрного Квадрата Камеры Мира, где повесился Малевич и замолчал Гамлет.
Колобок – Гамлетовское "или". Избежание всяческой обусловленности. Не "попадание в щель между мирами", а сознательное игнорирование Бытия и Небытия.
"Мир ловил меня, но не поймал" - мог бы сказать Колобок словами украинского философа Сковороды.
"Колобок – единственный Христос, которого мы скушаем" (с) Жан Поль Лиса
Колобок – "Посторонний" Камю, его абсолютность. Облако, улетевшее в запределье, после кремации Мерсо.
Колобок – преодолевшее человека Нечто, данное в полной экзистенциальной концентрированности.
Он – лишённое рефлексии и философского многословия, магическое обращение в шар, ещё не ушедший в сферы духа, ещё плотский, но идеально-геометрический.
Он же – абсолютная протестная субстанция, не подчинённая законам мира, нечто Чудесное – онтологический Танечкин мяч ("не утонет в речке"). Облако плотского.
IV
Шалтай-Болтай – аналог Колобка.
Камень из "Мифа о Сизифе" Камю мутирует наконец-то в руках Бунтующего Человека – Сверх-Сизифа, дошедшего до вершины горы, не уронив его.
…Это ещё не Колобок, а какой-нибудь, например, английский Шалтай-Болтай.
"Шалтай-Болтай свалился во сне". Жест этот косвенно направлен против власти. Эта некая Революция Во Сне. Одна из неиспользованных радикальных политик. Революция Во Сне ничем не хуже обычных революций, предсказуемых и вычисляемых.
Быть может, Современная Россия нуждается именно в такой революции – Революции Во Сне…
"Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Не может Шалтая-Болтая
Поднять".
Не забывайте этих строк! Ошалевайте от Шалтая! Перечитывайте их, а не Батая! Шалтай-Балтай – отрицание Батая.
Шалтай-болтай – аналог русского Колобка. Но он более анархист, нежели гностик. В нём больше абсурдного, чем идейного.
Он не проходит Путь Героя, а просто Валится, причём Во Сне. Но валится Куда Надо. Он достаточно революционен. В нём, безусловно, протест. Но это шизо-протест. Неизбежное движение одного из нескольких исторических деструктивных элементов. Инстинктивный порыв, брожение низших энергий. Необходимый алхимический компонент исторического взрывного коктейля.
Шалтай-Болтай вторичен по отношению к Алисе, Птице Додо, Чеширскому Коту. Он – разбуженный ими пассионарий. Заметим, разбуженный случайно. Вокруг – гностический мусор.
Шалтай-Болтай – мамлеевское шатание, воля к нулю, упрощение неваляшки.
Он – творца кровоточность.
В нём безумья роскошная сочность.
Охуевший Простак.
Глашатай магического "Просто Так"
Возможно, Шалтай-Болтай – лукавый мастер эпатажа, экстремальная блажь, политический провокатор, чудесное мясцо сублимаций, денди-Бренер. И лишь комплекция, и некая игрушечность, сказочность мешают ему стать настоящим радикальным практиком.
Вся история Шалтая-Болтая изложена в коротком стихотворении, похожем на страшилку и детское магическое заклинание.
Шалтай-Болтай, ведёт богемный образ жизни. Его пошатывает. И он постоянно болтает. Но не работает. Судя по всему, он вообще лишён "нравственных основ" и "обязательств". Он психопатическая личность, нуждающаяся во внимании, готовая в связи с этим совершать разнообразные странности, например "сидеть на стене". Возможно он поэт.
Обрусевшего Шалтая-Болтая назвали бы "Перекати-Поле".
В этом имени сочеталось бы и богемное разгильдяйство, и вызов русскому "Жизнь прожить – не поле перейти" Это явно не его лозунг. Это пословица страдающих, скучных, с чрезмерным, обременительным даже, чувством ответственности основательных людей, с тяжелой судьбой и мёртвым взглядом, воспринимающих жизнь как нечто мучительно-обязательное.
Помимо абстрактных аналогий потока сознания, инициалы Ш.Б. рождают вполне определенные ассоциации.
V
Три Поэта
Читать далее...