[450x450]
19 февраля на Винзаводе открылась выставка современной латвийской фотографии "Private".
Свои работы представили 7 авторов: Арнис Балчус, Гунар Бинде, Зента Дзивидзинска, Роман Коровин, Инта Рука, Алнис Стакле, Вилнис Витолиньш.
Серия "Сервитут" Зенты Дзивидзинска - около дюжины ч/б снимков посвященных строительству и дальнейшей судьбе сарая на приусадибном участке, такой растянутый во времени "взгляд из окна". Под смену сезонов года пустое место застраивается и далее время течет своим чередом поверх новорожденного строения.
Мне показалось скучным. Даже может быть не скучным, а слишком уж простым в реализации. О философском подтексте можно подумать, но визуально - десяток практически одинаковых серых кадров.
Серия работ Вилниса Витолиньша "100 комнат" напротив изобилует цветами и деталями. Всего этого в ней даже чересчур много. Тоже около 15 фотографий, каждая из которых - портрет комнаты обывателя. Люди все разные, с разными интересами, привычками, тараканами. Разбросанные шмотки новых мещан, стеллажи с произведениями скульпторши, пульты и провода музыканта - а среди них - хозяева, люди вросшие в свой дом, свой быт.
По замыслу - просто роскошно. Но имеет смысл только как серия, одна отдельно взятая фотография - не впечатляет, на мой взгляд. Прежде всего из-за обилия деталей.
Инта Рука с серией черно-белых портретов очень лаконична и сдержана. Обычные кадры, не репортажные, а скорее документальные, поскольку люди позируют, причем в худшем смысле слова: стоят неподвижно и ждут "вылета птички". У каждого кадра есть имя и фамилия - пожалуй этим серия и интересна. Как когда листаешь старый альбом: создается ощущение знакомства с этими людьми, реальности их существования.
Серия Арниса Балчуса "Современные латыши" - летопись самого себя. По мне - в ней не хватает кадра с УЗИ, где он во чреве матери. А так - выставка начинается с фотографии где автор еще в коляске. Постепенно он растет, взрослеет. Он с братом, он с другом, он с девушкой, он с женой. Кадры разного уровня и разного авторства, но в целом это - семейный альбом. И смотреть его настолько же интересно, как и семейные альбомы друзей когда вежливость не позволяет от этого уклониться.
Единственное что понравилось в этой серии - его жена. Он женился на мусульманке, она на всех кадрах в черной одежде, чадре - только прекрасные глаза видно. Смотрится это на фоне Балтийского холодного моря чрезвычайно экзотично. Кадрами с женой заканчивается повествование, так что по-видимому это - история пути к семейному совершенству. Особенно если учесть противопоставление присутствовавшей в предыдущие годы "бывшей девушке" - раскованной и обнаженной.
Очень понравилась серия "Дом, милый дом" Алниса Стакле. Цветные ночные снимки деревянного дома, совершенно необычные краски, световые пятна фонарей, оттенок неба. 10-15 фотографий.
Роман Коровин с серией "Сад у моря" настраивает на ироничное созерцание и расслабление. Цветные, сочные диптихи с ракурсами одного и того же объекта: шезлонг в саду с видом на цветущую сакуру; канализационный люк с букетом цветов; томик Чехова в траве и в руках сидящей на скамейке дамы. Все пронизано мягкой иронией и внутренним покоем.
еще о выставке