Перед вами - Плоский мир, плывущий сквозь пространство и покоящийся
на спинах четырех слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире
Великого А'Туина, Всемирной Черепахи.
В прежние времена подобная вселенная считалась необычной и даже,
возможно, невозможной.
Но с другой стороны, в прежние времена все вообще обстояло гораздо
проще.
Это потому, что вселенная была исполнена невежества. И ученый,
подобно склонившемуся над горным ручьем старателю, тщательно и долго
просеивал ее, роясь в поисках золотых крупинок знания среди гальки
абсурда, песка неопределенности и шныряющих в воде крошечных щетинистых
восьминогих суеверий.
Время от времени он выпрямлялся и выкрикивал что-нибудь вроде:
"Ур-р-ра, я только что открыл третий закон Бойля!" И тогда все сразу
осознавали, кто они и где находятся. Но основная беда заключалась в том,
что со временем невежество становилось все более привлекательным, в
особенности колоссальное, поразительное невежество в области таких крупных
и важных проблем, как материя и творение. Люди, которые раньше терпеливо
возводили посреди хаоса вселенной свои домики из рациональных бревнышек,
перестали это делать и все больше начали интересоваться хаосом как таковым
- во-первых, быть специалистом по хаосу куда легче, а во-вторых, в хаосе
время от времени встречаются по-настоящему классные узоры, которые здорово
смотрятся на футболках.
И вместо того, чтобы продолжать заниматься чистой наукой(1), ученые вдруг принялись налево-направо рассказывать,
насколько невозможно хоть что-то знать наверняка и, мол, вообще не
существует ничего познаваемого, что можно было бы назвать реальностью, но
все это очень, очень здорово, а кстати, неужели вы не слышали, ведь все
кругом состоит из пресловутых крошечных вселенных, вот только их никто не
видит, поскольку все они замкнуты сами на себя! И вообще, разве плохая
получилась футболка?
По сравнению с подобными теориями гигантская черепаха, несущая на
спине целый мир, кажется чем-то по меньшей мере обыденным. Она хотя бы не
пытается делать вид, будто ее не существует, и никто из обитателей
Плоского мира даже не думал доказывать, что такой черепахи нет и быть не
может. А вдруг ты окажешься прав и выяснишь, что на самом деле плаваешь в
космической пустоте? Дело все в том, что Плоский мир существует на самой
грани реальности. Достаточно ничтожнейшего толчка - это равновесие
нарушится и весь Диск рухнет на ту сторону действительности. Поэтому
жители Плоского мира воспринимают все крайне серьезно.
Например, те же сказки.
Сказки - вещь очень важная.
Люди думают, что сказки создаются людьми. На самом же деле все
наоборот.
Сказки существуют совершенно независимо от своих героев. Если вам это
известно, то такое знание - сила.
Сказки, эти длиннющие колышущиеся ленты обретших форму времени и
пространства, порхая, носились по вселенной с самого начала времен. При
этом они постепенно эволюционировали. Слабейшие вымерли, а сильнейшие
выжили и со временем растолстели - ведь люди пересказывали их раз за разом.
Существование этих самых сказок накладывает смутный, но довольно
устойчивый отпечаток на хаос, который представляет собой вселенская
история. Сказки протачивают в ней ложбинки, достаточно глубокие и
позволяющие людям следовать вдоль них. Точно так же вода протачивает себе
русло в горном склоне. И каждый раз, когда руслом сказки проходят новые
действующие лица и герои, оно становится все глубже.
Это называется теорией повествовательной причинности и означает, что
сказка, стоит ей начаться, приобретает форму. Она моментально впитывает
вибрации всех своих предшествующих изложений, которые когда-либо имели
место.
Вот почему истории все время повторяются.
Тысяча героев похищала у богов огонь. Тысяча волков пожирала бабушку,
тысяча принцесс удостаивалась поцелуя. Миллионы безвестных актеров, сами
того не сознавая, проходили проторенными сказочными тропками.
В наше время такого просто быть не может, чтобы третий, самый
младший, сын какого-нибудь короля, пустись он на подвиги, до этого
оказавшиеся не по плечу его старшим братьям, не преуспел бы в своих
начинаниях.
Сказкам совершенно безразлично, кто их действующие лица. Важно лишь
то, чтобы сказку рассказывали, чтобы сказка повторялась. Или, если хотите,
можно представить это следующим образом: сказки - некая паразитическая
форма жизни, играющая судьбами и калечащая людские жизни исключительно в
целях собственной выгоды(2).
И только личности особого склада способны сопротивляться сказкам.
Такие люди становятся бикарбонатом истории.
Итак, давным-давно...
(1)"Скажем,
найти наконец ту треклятую бабочку, хлопающие крылья которой явились
причиной всех недавних ураганов, и заставить ее прекратить
безобразничать."
(2) "А еще люди совершенно заблуждаются по поводу так
называемых городских мифов. Логика и рассудок утверждают, что городские
легенды суть плоды вымысла, снова и снова пересказываемые теми, кто ни
перед чем не остановится, только бы получить
Читать далее...