• Авторизация


ДЕВЯНОСТО ПЕРВЫЙ ГОД 08-07-2008 18:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Первого июля ветераны «СЭ» отметили важную редакционную дату. Отметили скромно, без фанфар, но праздник не стал от этого менее значительным. Потому как это был наш День независимости. Первого июля 1991 года на стол главного редактора «Советского спорта» легла пачка заявлений об уходе. И уже на следующий день группа уволенных начала готовить первый выпуск новой спортивной газеты.
О том, что в те дни 1991-го происходило, я когда-то писал в своих интернет-колонках, публиковавшихся уже тоже давно, в первые месяцы спорт-экспрессовского портала. Но аудитория тогда у нас была крохотная, и колонки эти читали от силы несколько сот человек. Так что теперь можно и повторить – для куда более внушительной. Разве что какие-то мелочи подправлю. И надеюсь, что прочитать это кому-то из вас будет небезынтересно.

Итак, в июне 1991 года мы работали в "Сов. спорте", тираж которого тогда был заоблачным - пять с лишним миллионов экземпляров (незадолго до этого цена на газету возросла - до пяти копеек). В одной только Донецкой области (Союз еще не распался) у нас было, если не ошибаюсь, более 200 тысяч подписчиков - шахтеры спорт уважали. В Москве и Ленинграде, естественно, тираж был и того больше.
Так чего же нам не хватало? Сидели бы себе в "Сов. спорте" - в кабинетах, отделанных дорогими деревянными панелями, - чем плохо? Что за сила заставила нас покинуть насиженное - и в общем-то теплое - местечко, предпочтя ему полуподвальную квартиру на помойке?
Прежде всего была мечта - о газете действительно европейского уровня, газете для болельщиков и спортсменов, которая целиком - от первой до последней строчки - была бы посвящена спорту. А еще - о газете независимой, без назойливого спорткомитетовского подчинения, когда любой чиновник мог вмешиваться в сугубо журналистские дела.
Но была у нашего решения уйти и другая причина, о которой известно меньше. Мы больше не могли работать под руководством главного редактора "Сов. спорта" Валерия Кудрявцева.
Это был очень талантливый человек. У кого есть возможность, найдите подшивку газеты за 70-е годы. На репортажах Кудрявцева нынешним молодым журналистам учиться надо. Потом он поступил в Академию общественных наук, после нее работал в отделе пропаганды ЦК и, наконец, вернулся в «Сов. спорт». Главным редактором. И это было здорово. Потому что он придал редакции мощнейший импульс. Те пять с лишним миллионов экземпляров в день – в первую очередь, его заслуга.
Меня Кудрявцев считал своим младшим товарищем и многому меня научил. Я всегда буду благодарен ему за то, что он, поверив в мои способности, назначил меня сначала редактором международного отдела «Советского спорта», а затем и заместителем главного редактора.
Но в какой-то момент Кудрявцев стал меняться. С каждым днем все сильнее. Это уже был совсем другой человек. На планерках он теперь рвал и топтал предложенные отделом иллюстраций фотографии. Кричал так, что на других этажах было слышно. Сталкивал людей, унижал их, никакого иного мнения, кроме его собственного, для него не существовало. Кудрявцев везде подозревал заговор - так удивительно ли, что в конце концов заговор и впрямь состоялся?
От прежних товарищеских отношений не осталось и следа. Между собой мы теперь зло называли главного редактора больным на голову и, увы, были, как оказалось, недалеки от истины: спустя несколько лет у Кудрявцева нашли болезнь мозга, которая его и сгубила. Когда он умер, мы в "СЭ" собрали деньги, передали его вдове...
А тогда, в июне 91-го, стало окончательно ясно: больше так жить нельзя. И мы приступили к конкретным действиям.
Центром заговора стал кабинет первого зама главного редактора "Сов. спорта" Владимира Кучмия. Там проходили наши - секретные - совещания. Там (а еще и в моем кабинете, который был рядом) вербовали новых "заговорщиков", в том числе и не из редакции (хорошо помню, как я договаривался о будущем сотрудничестве с Виктором Гусевым - он тогда работал в спортивной редакции ТАСС). И именно там был проведен конкурс на лучшее название для нашей газеты. Победил Леонид Трахтенберг: "Спорт-Экспресс" - это его идея.
У каждого был свой фронт работ. Кучмий взял на себя самые важные - организационные и финансовые - вопросы. Это он предложил вариант, обеспечивавший независимость будущей газеты: создать акционерное общество журналистов, которое и станет владельцем "СЭ". Он же - вместе с Сергеем Вишняковым (прекрасным журналистом, который годом-двумя ранее ушел из "Сов. спорта" в бизнес, и не без успеха) - занялся поисками банка, который был бы готов предоставить обществу ссуду. Такой банк был найден, и нам дали три миллиона рублей (президент банка сказал: "Журналисты вы известные, в вашу идею я верю".) - сумму по тем временам достаточно приличную. Кстати, деньги эти мы банку вернули осенью того же года.
Мне, помню, было поручено разработать основные принципы подачи материалов в "СЭ". А еще зарегистрировать новую газету в министерстве печати РСФСР (мы хотели позиционировать «СЭ» как первую российскую независимую спортивную газету). В принципе, труда это не составляло - подготовь соответствующие бумаги, сдай их в министерство - и жди регистрации в течение 40 дней. Но все дело было в том, что ждать мы не могли: 26 июня был последним днем подачи заявок в подписной каталог "Союзпечати" на следующий год, а мы очень хотели объявить подписку.
Что делать? Я решил любым способом "выйти" на министра - им тогда был Михаил Федотов, один из создателей знаменитого Закона о средствах массовой информации. И... Не буду рассказывать, каким образом, но спустя всего несколько дней я оказался в компании, где был и Федотов. Более того, я сидел рядом с ним. Объяснил ситуацию. Федотов сразу все понял, сказал: "Приходите завтра ко мне, помогу".
И помог. Наутро я был в министерстве. Федотов вызвал сотрудника, который отвечал за регистрацию, и попросил: "Сделайте все побыстрее. Журналисты, которые хотят учредить "Спорт-Экспресс", известны всей стране. Что их проверять?"
Документ, который подтверждал регистрацию "СЭ", мы получили 25 июня - как раз в срок. И успели попасть в каталог (хотя потом, как помнят давние наши читатели, от подписки на 1992 год пришлось отказаться - начался невероятный виток инфляции, деньги стремительно обесценивались, и мы рисковали обанкротиться уже к февралю).
После этого оставаться в "Сов. спорте" было уже бессмысленно - надо было полностью переключаться на "СЭ", и мы решили, что 1 июля (если не ошибаюсь, это был понедельник) дружно положим на стол Кудрявцеву заявления об уходе. Так и сделали - все "заговорщики", кроме одного: он сказался больным (может, и действительно у него в тот день случился приступ "медвежьей болезни"), а затем остался в "Сов. спорте".
Кудрявцев вызывал каждого по очереди, пытался переубедить. Но "сломался" только Толя Чернышев, заместитель ответственного секретаря. Через пару лет он был уже первым заместителем главного редактора, но стал много пить, и сердце не выдержало. Ему в тот момент, наверное, и сорока не было...
Но все это было позже, а тогда, в июне, еще работая в старой газете, но душой - уже в новой, мы упивались вдруг возникшим внутри нас чувством свободы. Помню, как проводили совещание дома у Елены Вайцеховской (под ее знаменитый борщ) - обсуждали принципы подачи материалов, спорили о том, какие должны быть рубрики, какими будут в "СЭ" репортажи с соревнований, технические результаты (наш футбольный "компот", то есть составы команд и технические данные о матче, был придуман именно тогда - под борщ).
Тогда же, во второй половине июня, Лев Россошик отправился вместе с Кудрявцевым в Париж - по приглашению газеты "Экип". Кудрявцев французского не знал, Россошик исполнял при нем роль переводчика, но вместо того, чтобы переводить, информировал экиповцев о наших планах. Вернувшись в Москву и рассказывая нам об этом, жутко хохотал: эта мальчишеская выходка доставила ему море удовольствия.
Чтобы зарегистрировать общество журналистов, нужно было оформить соответствующие документы у нотариуса, но к ним стояли очереди на многие недели (времена-то были какие!). В конце концов нашли нотариуса, который был готов за взятку оформить документы побыстрее. Причем взятка была специфической - он попросил опубликовать в "Сов. спорте" рекламу о продаже... английских бульдогов.
Опубликовали - а что было делать? Но напрямую сделать это, естественно, не могли: какое отношение имеют бульдоги к спортивной газете? И тогда Ольга Линде написала заметку о спортивных увлечениях собак. А в конце была приписка: особенно, мол, спортивны английские бульдоги, щенков которых, кстати, вы можете приобрести по адресу...
В те дни было много всего - и драматичного, и комичного. А впереди лежала неизвестность. Мы даже и представить не могли, сколько трудностей нас ждет.
25 июня - редакционный День регистрации. 1 июля - День независимости. А потом - 14 августа. День, когда вышел первый номер «СЭ».
В этом году, кстати, придется аккурат на Олимпиаду.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
dimast72 08-07-2008-21:10 удалить
Поздравляю вас от всей души!!! Когда я увидел первый номер СЭ - у меня отвисла челюсть. Это был прорыв, это было СУПЕР!! Какие репортажи, какое качество, какая статистика, по сравнению с "Сов. Спортом" это был совсем другой уровень. Спасибо вам всем огромное!
Кудрявцева я тоже благодарю. Если бы не он, не видать России такого издания. geskin, помнится, в Советском спорте редактором отдела футбола был Кучеренко. Он ещё написал злобно-разгромную статью про Перетурина, о его "отцах из Суринама". Потом он кажется ушел в "Футбол-хоккей", если я не путаю..а что с ним сейчас?
alex_toronto 08-07-2008-21:11 удалить
Г-н Гескин, хорошо что вы в своем репортаже Елену Сергеевну выделили. Больше у вас хороших журналистов в газете и нет. Теперь и понятно почему. Вы старые кадры -- акционеры газеты, а новый хороший журналист приличного пакета акций никогда не получит. Надо вам отказываться от вашей бизнес-модели, если вы хотите развиваться дальше.
geskin 08-07-2008-21:25 удалить
StingerJuve, штатным был только Росс - классный парень, способный, но проблемой было то, что по-русски он не говорил, и все его материалы приходилось переводить. Не самый функциональный вариант для супероперативной газеты.
А так корреспондентов-иностранцев у нас довольно много, но они прежде всего работают на свои национальные издания. При этом знают русский язык. К примеру, норвежец Уле-Кристиан Стрем учился в Минске.
Broflovski, Титоренко по профессии химик, Тигай - тоже, Ларин написал диссертацию про какие-то сплавы, Маламуд и Стрижевский - компьютерщики, Юрин - шофер, Линде училась в ветеринарной академии, Дзичковский - ракетный подполковник-связист, в бункере сидел, Мартанов - учитель физкультуры, Дюбо закончил Автодорожный институт, Безъязычный - Высшую школу экономики, а Осипов и наша фотобогиня Таня Дорогутина - дипломированные медики, а самый юный наш дизайнер Оля Тришкина скоро защитит диссертацию по математике. С другой стороны, Кучмий, Рабинер, Квятковский, Тосунян, Юрис и еще группа товарищей, среди которых и я, - выпускники факультетов журналистики. Богданов, Константинов, Просветов и т.д. - инъязовцы. На журфаке учится Катя Бредина. А зам. ответственного секретаря Макс Максимов только что защитил диплом - тоже на журфаке и поступил в аспирантуру, где будет писать диссертацию о Борисе Пастернаке.
Процент не знаю. Никакой закономерности нет. Но гуманитарное образование, с моей точки зрения, делу спортивной журналистики никак не вредит.
geskin 08-07-2008-21:31 удалить
Евгений_Цы, а тут нет никакой закономерности. Во Франции одна большая спортивная газета, в Италии две, в Испании - целая куча, а в Штатах общенациональных спортивных газет нет вовсе.
StingerJuve 08-07-2008-21:32 удалить
"Ларин написал диссертацию про какие-то сплавы"
Как сплавляют наших хоккеистов за бесценок в НХЛ? :)))

Если серьезно, забыл сказать спасибо. "Внутренняя кухня" СЭ - очень интересная тема.
geskin 08-07-2008-21:41 удалить
alex_toronto, чушь какую-то вы написали. Даже стыдно. Зачем? Я был о вас лучшего мнения.
08-07-2008-21:42 удалить
geskin,
а что не получилось из того что ВЫ все вместе тогда в 91 задумывали???
Цыъ 08-07-2008-21:44 удалить
А приложения бывшие по пятницам? Или сейчас не до них. Олимпиада на носу, конечно.
alex_toronto 08-07-2008-21:46 удалить
Исходное сообщение geskin
alex_toronto, чушь какую-то вы написали. Даже стыдно. Зачем? Я был о вас лучшего мнения.

Надо смотреть на вещи объективно. Я вам говорил, что у вас нет хороших аналитиков. Не думаю, что это специально. Просто к вам они не идут. Кроме стариков-основателей одна молодежь в редакции. Нет матерых журналистов-новичков в газете. Профессионалы к вам не идут поскольку не хотят быть журналистами "второго сорта". ИМХО.
geskin 08-07-2008-21:59 удалить
No9, планов всегда громадье. Вот мы, к примеру, мечтали о радиостанции "СЭ" и своем телеканале. Но для этого нужно столько денег... Журнал пришлось закрыть - не от хорошей жизни и из-за того, что в России спортивные журналы вообще нежизнеспособны. Трахтенберг мечтал когда-то, что все будем ездить на "мерседесах". Так вот никто из нас на "мерсах" не ездит!
По задумке нашего шеф-дизайнера Александра Гланца, полосы "СЭ" изначально делились посередине, чтобы было удобно читать в общественном транспорте. Но идея быстро умерла. И вообще много чего из тех идей умерло: жизнь не стоит на месте.
Но главное - "СЭ" до сих пор жив, а добиться этого, поверьте, было совсем не просто. А кроме того, без ложной скромности, мы создали в этой стране абсолютно новую спортивную журналистику. Именно мы. Чем и гордимся.
Цыъ 08-07-2008-22:03 удалить
Вот такой вопрос. Спасибо, конечно интернету, свежий номер всегда есть возможность почитать. Однако, у нас в Тульской области, вот парадокс, 200 км от Москвы, С-Э не продается. Раньше выходил на день позже, ну сами понимаете, это уже не газета. А сейчас вообще нет. Вы не знаете, в чем проблема, не наши ли доблестные почтовики чудят?
08-07-2008-22:07 удалить
Помню, в сентябре 1991 долго спорил с отцом - доказывал ему, что не может такая газета выходить ежедневно - раз в неделю максимум.

Скажите, а заболевший медвежьей болезнью не носил инициалы СМ?

А про сравнения с Совспортом современным забудьте, это деткий сад по сравнению с СЭ. А про Гусева, Трахтенберга и настольный хоккей - согласен, хотя и подозреваю, отчего все три субъекта у вас в газете укоренились.

Удачи.
geskin 08-07-2008-22:08 удалить
alex_toronto, опять вы, Алекс, чушь написали. К чему этот апломб, если не знаете...
Кстати, с 1 июля у нас в редакции работает Алексей Моргун. Уже успел опубликовать два сугубо аналитических комментария в газете. До 30 июня он был первым замом главного редактора в "Новом русском слове".
Аякс82 08-07-2008-22:09 удалить
Спасибо вам всем! Уже 8 лет я каждое утро начинаю с чтения вашей газеты - а это серьезно! :)
geskin 08-07-2008-22:14 удалить
Должен поставить точку - мой рабочий день подходит к концу, и очень хочется наконец сбежать из редакции. При этом завтра, в среду, у меня выходной, и проведу я его вдали от компьютера. Если есть вопросы - задавайте. В четверг постараюсь ответить на все те, что покажутся мне интересными.
И, кстати, история про возникновение "СЭ" еще не закончена. Впереди июль 1991 года, а затем, даст Бог, и август. В том случае, естественно, если это вам хоть в какой-то степени любопытно.
geskin, вопрос-оффтоп.
Почему вы так редки в блогах "СЭ"?
alex_toronto 08-07-2008-22:15 удалить
Исходное сообщение geskin
alex_toronto, опять вы, Алекс, чушь написали. К чему этот апломб, если не знаете...
Кстати, с 1 июля у нас в редакции работает Алексей Моргун. Уже успел опубликовать два сугубо аналитических комментария в газете. До 30 июня он был первым замом главного редактора в "Новом русском слове".

Уже отмечалось (в частности мною), что первый его "аналитический материал" по Погребняку был содран из сообщений с двух тем в блоге у Елены Сергеевны, посвященных этому игроку. Не тянет он на аналитика по-моему, но согласен подождать и дать ему шанс.

P.S. Кстати почему вы переходите на личности? -- "чушь написали" (аж 2 раза). Сами вон Кудрявцева критиковали... :)
Исходное сообщение geskin
... Впереди июль 1991 года, а затем, даст Бог, и август. В том случае, естественно, если это вам хоть в какой-то степени любопытно.

Конечно интересно.
Вы, кажется, единственная крупная газета, запрещённая до первого официального номера?
geskin 08-07-2008-22:19 удалить
Б_о_г_д_а_н, элементарно некогда.
alex_toronto, так вы не пишите чушь - и у меня не будет повода употреблять такие слова. А то за вас действительно обидно.
Исходное сообщение geskin
И, кстати, история про возникновение "СЭ" еще не закончена. Впереди июль 1991 года, а затем, даст Бог, и август. В том случае, естественно, если это вам хоть в какой-то степени любопытно.

очень любопытно )))
кстати, у вас на 15-летие очень интересный цикл был про ваших корреспондентов, кто как до жизни такой дошел пришел в СЭ. одна проблема - это все было разбросано по номерам. хорошо бы все вместе свести, если возможно.))
хороших выходных!
alex_toronto 08-07-2008-22:22 удалить
Исходное сообщение geskin
alex_toronto, так вы не пишите чушь - и у меня не будет повода употреблять такие слова. А то за вас действительно обидно.

Я стараюсь аргументировать свою позицию. Хотите принимайте ее, хотите отвергайте. Но это далеко не чушь. Благодарить наоборот должны еще меня за содержательную критику. :)
hlebniks 08-07-2008-22:23 удалить
Очень удивляюсь людям,не любящим настольный хоккей.Я в общем-то к нему равнодушен.Но если раз в неделю(или два)вместо очередных размышлений о трансферах и прочей футбольной чепухи выйдет статья о рыбалке,альпинизме,бридже или снукере-буду только рад.
Еще раз повторюсь,меня удивляют люди,готовые прикрыть все новое.Ну неинтересно-не читайте!Нет,же -надо сделать,чтобы никто не мог прочитать!
Исходное сообщение hlebniks
Еще раз повторюсь,меня удивляют люди,готовые прикрыть все новое.Ну неинтересно-не читайте!Нет,же -надо сделать,чтобы никто не мог прочитать!

а кто чего прикрыл?))
hlebniks 08-07-2008-22:51 удалить
Исходное сообщение Михаил_Балакшин
Исходное сообщение hlebniks
Еще раз повторюсь,меня удивляют люди,готовые прикрыть все новое.Ну неинтересно-не читайте!Нет,же -надо сделать,чтобы никто не мог прочитать!

а кто чего прикрыл?))

Ну,так просят же избавить их нежные души от настольного хоккея!"Я,как все советские люди,настольного хоккея в глаза не видел,но требую оградить...."
08-07-2008-23:05 удалить
Исходное сообщение geskin
И, кстати, история про возникновение "СЭ" еще не закончена. Впереди июль 1991 года, а затем, даст Бог, и август. В том случае, естественно, если это вам хоть в какой-то степени любопытно.

Интересно, среди посетителей спорт-экспрессовских блогов есть хоть один человек, которому это не любопытно? Кое-что мы уже знаем (по предыдущим публикациям), на "расширить и углУбить" явно не помешает))).
geskin, бывают в Вашей газете забавные опечатки:

[700x560]

Согласитесь, набрать 25 очков из 20 возможных - это действительно отличный результат. Не каждому по силам :-)))
toshich 08-07-2008-23:16 удалить
К слову о лучших редакторах и делении полосы пополам.

Если понедельничный номер сложить до А4, получится шапка

Идите на
Идите на

А в репортаже о матче в Грозном есть интересная фраза, которую я так до конца и не понял:

"Всего на обеспечение порядка было выделено полторы тысячи человек, включая московский и владимирский ОМОН, а также всегда бдительных сотрудников ФСБ".
Kaio74 08-07-2008-23:34 удалить
А я до сих пор с упоением вспоминаю об отчётах чемпионата Германии начала 2000-ых годов, где в составе Энерги выходил боснийский футболист, а на страницах СЭ каждый раз гордо красовалась его фамилия - ХУЙДУРОВИЧ!
westcoastLA 08-07-2008-23:37 удалить
Поздравляю! газета хорошая, хотя лично мне не хватает рубрики "расследования" о финансовых махинациях, допинге, интригах и прочеи изнанке большого спорта.
08-07-2008-23:39 удалить
Как читатель "СЭ" с 10-летним стажем, хочу поздравить все спортэкспрессовцев с наступающим 17-летием. Так держать! Молодца!Надеюсь, что совершеннолетие газеты поклонники встретят ударными читками!


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДЕВЯНОСТО ПЕРВЫЙ ГОД | geskin - Блог Владимира ГЕСКИНА | Лента друзей geskin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»