• Авторизация


persecutio 14-09-2007 00:51


В колонках играет - cantu Sirenum
Настроение сейчас - mmm...Sirenes...

О чудесах пирамид пусть молчит Мемфис иноземный,
Ты, ассириец, оставь свой воспевать Вавилон...
Пусть и карийцы свой Мавзолей, висящий в эфире,
Меры не зная хвалам, не превозносят до звёзд.
Сооружения все перед цезарским амфитеатром
Меркнут, и только его пусть величает молва.
Марциалл (Эпиграммы, Книга зрелищ)


В начале VIII века до н.э. на территории современной Средней Италии возникли первые поселения этрусков. Около 600 г. до н.э. они создали городскую цивилизацию, основанную на власти аристократии. Так же как и греческие полисы, этрусские города были независимыми и составляли конфедерацию. А объединяющими факторами так же как и у греков были культура и религия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что очень многое в своей архитектуре этруски заимствовали у древних греков.
Однако этрускам не было дано развить греческие технологии строительства, поскольку сама Этрурия постепенно растворилась в Древнем Риме.
Имя точной даты основания Рима - 21 апреля 756 год до н.э. Но лишь с V века до.н.э. началось завоевание всего Апеннинского полуострова. И во многом оно было успешным благодаря тому, что в культуре Древнего Рима уже присутствивали многие элементы как древнегреческой, так и собственно этрусской культуры.
Так, пропагандируя собственную экспансионистскую политику, римляне очень широко применяли пышность эллинистического ордера, подчёркивающего богатство и власть. При этом собственно планировка храмов могла вестись в соответсвии с этрусскими традициями, когда колонны имел только фасад здания, а остальные стены оставались без особого оформления.
Развитие же собственно римской архитектуры и градостроительства было связано с усложнением общественных отношений и с ростом города.
Так изначально ранний город строился беспорядочно, имея узкие и кривые улицы. Жилие строения возводились преимущественно из дерева и сырцового кирпича. Внутри города сохранялись незастроенные участки, что позволяло окружить дома знати обширными сады.
После пожара, уничтожившего в середине VI в. до н.э. большую часть городских зданий, Рим не только быстро застраился в прежнем порядке, но и был обнесен новыми стенами, получившими названия в честь тогдашнего правителя Рима Сервия Тулия - Сервиевыми. Это сооружение было воистину замечательным оборонительным строением, состоявшим из главной наружной стены и опиравшегося на неё мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Сам же наружный каркас стены был сложен из массивных квадратных блоков.
Непрерывный рост населения Рима вызвал увеличение числа построек, в результате чего исчезли практически все пустырей. Однако то уплотнение города, которое казалось ужасным жителям Рима в III в. до н.э., ни шло ни в какое сравнение с тем, что произошло в городе во II в. до н. э., когда в ходе нового этапа городского строительства стали застраиваться не только пустыри, но и свалки. Подобное не могло не повлечь за собой и подъёма цен на землю.
В начале же I в. до н. э. стали появляться первые многоэтажные жилые дома, виллы знати, которые строились уже не из сырцового, а обожжённого кирпича и бетона.
Значительные изменения в общем облике Древнего Рима произошли в эпоху правления Октавиана Августа. Император, следуя своей программе возрождения традиционных ценностей, начал строительство новых храмов, восстанавливал древние святилища. Он довел до конца грандиозные проекты Цезаря, наиболее известным среди которых стал форум Романум, построенный ещё этрусками как политический центр города.
Старания Августа по улучшению архитектурного состояния Рима можно хорошо описать словами самого же императора: "Я нашел Рим кирпичным, а оставлю его мраморным".
Конечно же оставить весь Рим "мраморным" Август не смог, но заложил столь мощную основу для его дальнейшего развития, что даже наследники Августа, предпочитавшие императорскую власть республиканским идеалам, не только сохраняли, но и развили впоследствии привлекательный образ республиканского Рима, созданный их могучим предшественником.
Одной из особенностей римской архитектуры этого периода является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений. Совершенствуя греческую ордерную систему, римские зодчие создали собственные ордера, отличающиеся от греческих своей необузданной пышностью. Таким ордером стал композитный ордер, объединивший в себе элементы всех греческих ордеров. Однако при этом отмечается и больший, чем у греков, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
Совершенствование строительных
Читать далее...
комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии
http://library.sredaboom.ru/history/libr_rim_mebel.htm 14-09-2007 00:47


В колонках играет - Musica Nova Unda
Настроение сейчас - maxime

РИМ, ДРЕВНИЙ. Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь селиться и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

Хотя область Рима была необитаема, остальная часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии расселились вторгшиеся с севера племена. Вдоль Апеннинского хребта, тянущегося с севера на юг, осели италийские племена – умбры, сабины и самниты. Равнины к югу от реки Тибр (область Лаций) были заселены латинами. Появились здесь и другие племена – как, например, лигуры и венеты на севере полуострова, мессапы и сикулы на юге.

Культуру более высокого уровня принесли в Италию два чужеземных народа в период до 700 до н.э. В южной Италии и Сицилии свои колонии основали греки, из-за чего эта область стала называться «Великой Грецией». К северу от Тибра простиралась область этрусков, говоривших на весьма своеобразном языке, не укладывающемся ни в какие классификации. Владения этрусков при максимальном их распространении доходили до долины реки Пад (По) на севере и до Путеоланского (Неаполитанского) залива на юге. Сведения об их происхождении противоречивы; возможно, этруски прибыли в Италию из Малой Азии, но некоторые ученые полагают, что они являются коренным населением этих земель. В древности они поддерживали тесные торговые, производственные и культурные связи с Грецией и Ближним Востоком.



http://www.archaeology.ru/antiquity/ant_text_rome_00.html
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

http://greekroman.ru/rome/romanmyth.htm 14-09-2007 00:43


В колонках играет - Musica Cubana
Настроение сейчас - urbanus

http://www.hermitagemuseum.org/iedu_Ru/ar/templates/index.html


ДРЕВНЕРИМСКАЯ МЕБЕЛЬ
Из книги "Стили в мебели" ("Сварог и К", 2000)

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев. На мраморном барельефе одного надгробного памятника, находящемся в музее города Трира, сохранилось изображение плетеного стула, по своему типу и характеру плетения ничем не отличающегося от изготовляемых ныне подмосковными кустарями. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. На образование стиля древнеримской мебели оказали большое влияние Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи.
Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр. Первоначальная суровая обстановка римского жилища эпохи республики стала проявлять во время империи стремление к роскоши, которая к III в. до н. э. дошла до крайних пределов. Наиболее значительный материал для изучения древнеримской ме-бели доставили древние барельефы, а также раскопки Геркуланума и Помпеи. Некоторые образцы этой мебели очень похожи на греческие, отличаясь от последних более роскошной отделкой.
У древних римлян под словом "селла" (sella) подразумевалась вообще вся мебель, предназначенная для сидения. Табурет с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках назывался курульным креслом. Право сидеть на нем принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр. К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом (honor bizellii) высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой (саthedra), а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом (solium). Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Локотники кресел изображают гриффонов, сфинксов, львов и т. п.
Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы: а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра, и б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.
До нас не дошла деревянная мебель для сидения, но, судя по мраморным образцам, были в употреблении кресла и греческого и чисто римского типа. Первый тип не имеет подлокотников, которые во втором обычны. В древнеримских креслах ножки заменяются сплошными боковинами из досок, покрытых резьбой. Спинки имеют особую, удобно изогнутую форму.
К особым, чисто римским типам мебели следует отнести складной стул, прототип которого мы находим еще в Египте. Известны столы круглой и прямоугольной формы. Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры гриффонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи (thya cypressoides), росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось citrus. Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.
Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи или слоновой кости. Между стенками
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
http://www.archaeology.ru/antiquity/ant_hist_res_rome_00.html 14-09-2007 00:39


"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах,
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 380-384

Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
http://www.drevniymir.ru/ 14-09-2007 00:37


В колонках играет - Blown instruments
Настроение сейчас - Genera musicae

Романская архитектура

Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приeмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приeмов и выразительных средств. Собственно романскому периоду (XI-XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв.).

Архитектура раннего средневековья несeт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в значительной мере утеряны, уровень строительной техники снизился. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплeнного жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

Базилика св. Павла в Риме

Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330г. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV-V вв.; базилика св. Аполинария в Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделeнным двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролeты между ними имели плоские перекрытия по деревянным балкам, в основном нефе подвешиваемых к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф - трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружeнный галереями двор - атриум посреди которого стояла чаша для обряда крещения.

В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения - нартекса, куда допускались "оглашенные", т.е. люди еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста ( с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010858/1010858a1.htm 14-09-2007 00:33


ДРЕВНИЙ РИМ, государство древних римлян в VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).

Ранняя римская история. Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.

Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов.

Из легендарного списка семи царей первым достоверным был Нума Помпилий, вторым – Анк Марций, после которого престол перешел к этрусской династии (Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый). При них римляне покорили ряд соседних латинских городов и переселили их жителей в Рим; имела место и добровольная иммиграция. Первоначально переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. В результате образовалась группа неполноправных граждан – плебеями (plebes); они не входили ни в сенат, ни в комиции (т.е. лишены права голоса) и не могли служить в войске; государство предоставляло им лишь небольшой надел, но они не имели права на получение части «общественного поля» (фонда земель, захваченных римлянами у соседей).

Демографический рост провоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войн власти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, в значительной степени контролировавшего комиции. Цари пытались ослабить родовую организацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться на плебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло также укрепить армию). В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новое административное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых триб двадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервий разделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядов по имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенное число вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание для решения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались в основном религиозные дела.

Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.

Республиканский Рим. Борьба плебеев и патрициев (495–287 до н.э.). Свержение монархии не привело к кардинальным изменениям в государственном устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых центуриатными комициями на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. их стали называть консулами («совещающимися»). Они созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
http://afield.org.ua/mod3/mod41_1.html 14-09-2007 00:32


Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV — I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I — V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.
Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.



Рис. 1


Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).
Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.



Рис. 2


Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники (рис. 2) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.



Рис. 3


Тога (рис. 3) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml 14-09-2007 00:30


В колонках играет - Ioannes Vinston Lennonus
Настроение сейчас - instrumentalis

Искусство древнего Рима

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военно-административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

1. Искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.).

2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).

3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
***

На территории Апеннинского полуострова обнаружены памятники палеолита и неолита; хорошо представлены и более поздние этапы первобытной культуры - так называемые культура террамар (свайных поселений 2 тысячелетия до н.э.) и культура Виллановы (10 - 8 вв. до н.э.). В доримской Италии существовали многочисленные этнические группы, обладавшие чертами самобытности. В 8 - 4 вв. до н.э. доминирующую роль в центральной Италии играло искусство Этрурии. Одновременно на юге Италии и в Сицилии в 7 - 3 вв. до н.э. развивалось искусство Великой Греции. После объединения всей Италии под властью Рима в 60-х годах 3 в. до н.э. возникла почва для объединения искусства отдельных народов и областей Италии в единое римское искусство.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
http://www.rome-city.ru/ 14-09-2007 00:26


В колонках играет - The Beatles fuit grex musicalis Brittanica
Настроение сейчас - populares

Кто такой «римский народ».

Понятие «народ» (populus) в древнем Риме имело своеобразное значение: народ — это только свободные люди, имеющие право гражданства; рабы и те свободные, которые не внесены в списки римских граждан, в состав народа не входят.
Римский народ состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (незнатных людей); и те и другие, как граждане, владели земельной собственностью. Постепенно, по мере развития рабовладельческого способа производства, труд раба сделался серьезным конкурентом для свободного труда.
Со II в. до н. э. начался процесс массового разорения плебеев, которые стали утрачивать свои земельные владения и превращаться в людей, лишенных средств к существованию: свободному человеку поступить на работу в рабовладельческом Риме было практически невозможно, ибо кто станет нанимать свободного, когда есть рабы, труд которых стоит гораздо дешевле?! Да и позорно свободному человеку работать на другого, словно он раб, — так думали граждане рабовладельческого государства.
В первой половине I в. до н. э. в городе Риме количество неимущих плебеев-пролетариев стало столь значительным, что государству пришлось взять их на содержание в прямом смысле слова: из государственных средств им стали выдавать по полтора килограмма хлеба в день на человека; впоследствии начали снабжать их также и другим продовольствием (маслом, мясом), а императоры иногда раздавали деньги.
Известно, что на средства Октавиана Августа кормилось более 200 000 плебеев. Так вследствие неумолимого закона экономического развития значительная часть римских граждан превратилась в праздную массу, своеобразным лозунгом которой сделались слова: «Хлеба и зрелищ!» Наиболее разумные из императоров всегда заботились об удовлетворении этих потребностей римского народа.
Веспасиан, в частности, не только обеспечил Рим хлебом, но и подумал о зрелищах — начал строить самый вместительный амфитеатр на том месте в центре города, где по приказу сумасброда Нерона был вырыт огромный пруд на территории Золотого Дома.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 14-09-2007 00:22


В колонках играет - Plucked string instruments
Настроение сейчас - a bene placito

Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
Ранняя Республика (509—265 гг. до н. э.)
Поздняя Республика (264-27 гг. до н. э.)
Основная статья: Римская империя
Империя (30/27 г до н. э. — 491 г. н. э.)
Ранняя Империя Принципат (27/30 г до н. э. — 193 г. н. э.)
Кризис III века (193—284 гг.)
Поздняя Империя. Доминат (284—476 гг.)

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

В V—IV вв. др н. э. римское общество состояло из нескольких социальных структур: остатков родовых учреждений, восходящих к древним временам, и общинно-гражданского сектора, представленного, с одной стороны, патрицианской властью, а с другой стороны, плебеями, все более активно принимавших участие в делах римской общины. Оформленные в классово-сословные группы патриции, плебеи и рабы стали занимать особое место в производстве и в обществе, обладая определённым набором прав и обязанностей.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно математика и механика) имела в основном прикладной характер, поэтому всемирное распространение получили римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигла юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник Romulus_et_Remus 13-09-2007 23:43




Ut fama fert, gemini Romulus Remusque in Tiberim misi sunt in alveo sub ordine patrui sui Amulii, sed Tiberis effusus erat super ripas, sic alveus expulsus est ab flumine. Lupa itiens audivit vagores puerorum, et flexit cursum eosque uberibus suis sustentatavit.

Tempus cucurrit, Remo capto, Romulus ad eum redimiendum pugnavit versus Amulium, ita eum obtruncat. Romulum Remumque cupido cepit condendae urbis, sed certamen fuit uter nomen novae urbi daret. Res auspiciis comissa est. Prior Remus vidit sex vultures, paulo post Romulus, cum vidisset duplicem, victor urbem e suo nomine Romam nominavit. Igitur, Remus transiliut fratris muros Romulusque eum necavit.
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии