Существует ряд вокальных методик постановки голоса, его развития и совершенствования. Сегодня я предлагаю ознакомиться со всё более популярной в последнее время школой пения, основанной на речевой позиции, – «пойте, как говорите». В общих чертах суть метода – выработка навыков правильной («певческой») разговорной речи. На первый взгляд может сложиться мнение, что это довольно просто (ведь все умеют говорить), однако при более глубоком изучении понимаешь, что для освоения данной техники требуются немалый труд и терпение, т.е. пословица «без труда не выловить рыбку из пруда» остаётся актуальной. И правда, если повнимательнее прислушаться к нашей обычной речи, зачастую небрежной или гнусавой, у кого-то гортанной и сипло-хрипловатой, то сразу становится понятна широта проблемы. Хорошего пения из этой «звуковой субстанции» не получить, как нельзя построить здание из некачественного материала. Ни для кого не секрет, что вокальное исполнительство это прежде всего произношение слова, и в пении должно быть всё так же естественно, как в речи. Что такое пение? По сути, это та же речь, только продлённая за счёт большей длительности гласных. То есть пение это ни что иное, как просто продлённая речь. И действительно, если вы прочтёте строчку из любого стихотворения, увеличивая по длительности некоторые гласные (таким образом, выделяя их), то заметите определённую напевность, а если вы прочтёте эту же строчку на какую-либо мелодию (проинтонируете), то получите самую настоящую вокальную партию. Таким образом, неудобная, глубокая, гортанная манера говорить не редко приводит к занижению интонации и вокальной позиции звука при пении. Так знаменитый бас Джером Хайнс (Jerome Hines) признался, что «мой разговорный голос выводит из строя мой же певческий голос ещё до начала пения». То есть (для большинства людей) разговорная речь входит в конфликт с певческой. Поэтому стирание грани между певческой и разговорной техникой звукообразования для вокалиста является наиважнейшей задачей. В этом и состоит цель данной методики. Если вы общались с профессиональными певцами, то наверняка обращали внимание на то, как красив, звучен и насыщен обертонами их разговорный голос. Поэтому, для того чтобы замечательно петь, надо научиться правильно и выразительно говорить! Как показывает практика, получается довольно организованное произношение текста, с более чёткими согласными и более близкими по звучанию гласными. А это одна из часто встречающихся проблем, причём не только у начинающих исполнителей. Если не уделять должного внимания дикции, то с годами вырабатывается вялая артикуляция, буквы проглатываются и речь становиться невнятной. Конечно же, с такой манерой говорить хорошо не запоёшь, т.к. всё это будет походить на «свадебно-застольное» распевание. А когда очередь дойдёт до высоких по звучанию нот, то всё это может приобрести и вовсе плачевный вид. Очень многие при пении как бы «тянутся» за верхними нотами, при этом задирая голову вверх, и «придавливают» нижние ноты, опуская голову вниз. Всё это сопровождается неприятными ощущениями и быстрой утомляемостью голосового аппарата. Причина всех бед – неправильное голосообразование и излишние мускульные усилия. Основная идея методики «пойте, как говорите» – научиться произносить слова на любых высотных отрезках вашего диапазона (низком, среднем, высоком) в речевой позиции. Главное условие – речевой голос должен звучать свободно и чисто. Свою работу вы можете начать с речевых упражнений. Попробуйте отработать на умеренной громкости и в удобном для вас участке диапазона (в центре) в речевой позиции гласные, согласные, затем слоги и слова.
Упражнение 1
Произношение (пропевание) гласных И – Э – А – О – У – Ы выполняется на одном дыхании и непрерывным звуком. При произношении всех гласных, голос должен опираться в одну и ту же точку, т.е. не меняйте место произношения. При смене букв гортань не движется – они словно бусинки нанизываются на тонкую нить выдыхаемого воздуха.
Упражнение 2
Г Б Д И – К П Т И
Г Б Д Э – К П Т Э
Г Б Д А – К П Т А и т.д.
Здесь, как и в предыдущем задании, очень важно крайне близкое произношение букв. Избегайте привычного глухого, гортанного звука и нарабатывайте «губной». По мере усвоения упражнения темп можно увеличивать.
Упражнение 3
Б Р А – Б Р Э – Б Р И – Б Р О – Б Р У
Ч Р А – Ч Р Э – Ч Р И – Ч Р О – Ч РУ
Ц Р А – Ц Р Э – Ц Р И – Ц Р О – Ц Р У и т.д.
Первые согласные можете менять по алфавиту. Фраза из пяти слогов произносится также на одном дыхании. Необходимые условия – как и в первых упражнениях.
Упражнение 4
Если вы справились с предыдущим заданием, попробуйте продекламировать стихи ровным, близким и удобным для вас звуком. Для примера возьмём стихотворную строчку «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом».
Постарайтесь в начале просто на одной ноте продлить гласные:
б – Е – л – Е – т п – А – р –У – с О – д – И – н – О – к – И –й и т.д.
Данная продлённая речь
Читать далее...