Я могу думать хорошо о каждом. Восхищаться, помогать, улыбаться. НО. Для того, чтобы иметь силы и потенциал, мне важно иметь уголок одиночества, где можно умыться от будничной суеты, погрузиться вглубь размышлений и переживаний, ощутить своё одинокое единственное начало.
Когда поднимаешься на поверхность к людям, наполненный желанием что-то отдать, очень тяжело снова уйти на дно – тебя не хотят отпускать, тебе кажется, что ты не готов уходить. Хочется продолжать давать, а давать уже нечего…
И тогда ты начинаешь забирать, впиваюсь во что-то или в кого-то. Ты ждёшь, что сейчас с тобой что-то случится – например чудо. А чудо в том, чтобы самостоятельно заполнять свои пустоты, знать свои места, где можно напиться живительной воды.
У каждого свой источник. Мне надо идти в пустыню, где нет никого. Где я знаю, что мне не на кого опереться, где вся ответственность лежит на мне, где я хранитель каждого кактуса. По пути в пустыню необходимо слушать животрепещущую музыку, вспоминать опыт, полученный от мудрых людей, давать милостыню первому встречному и знать: тебе никто ничего не должен. Чувствовать себя наравне с каждой букашкой, принимая, что в чём-то она лучше и полезнее, чем я. Важно благодарить небо и землю за 2 ноги и руки, хорошее здоровье и достаточный ум.
И не ждать, не ждать, что сейчас начнётся дождь, и ты будешь пить воду. Нужно идти и знать: сейчас я доберусь до источника, где можно добыть воды. Если сверху начнут падать скользящие капли – значит, ты дошёл до своего источника. Твой путь был внутри тебя.
Иногда возникает иллюзия, что нет большего счастья, чем остаться навсегда в этом море песка с наполненной флягой. Для меня это провал. Пустыня теряет свои цвета и краски, ты становишься сухим и твёрдым. В мире людей ты просто сухая, ни к чему непригодная коряга. Какой смысл одинокого наслаждения, если при этом ты не можешь появиться и показать другим путь или смысл искать оазис.
При этом крайне важно, чтобы близкие и родные люди не осуждали и отпускали тебя в эти странствия. Ты идёшь ни от них, ты их не бросаешь, не забываешь, не промениваешь на какие-то прихоти. Ты уходишь, чтобы вернуться и дать им намного больше, чем мог дать до этого. Ты возвращаешься чистым, лучшим, щедрым.
Отпуская себя – отпускайте других. Не заставляйте их совершать побеги.
Мы все равны и каждый имеет право на личное отшельничество. Это не путь ОТ, это путь К.
В современном творчестве меня пугают две основные тенденции: первое – это сделать музыку, песню максимально простой, легко срифмованной, удобной для запоминания. Это музыка для широких масс, которая хорошо «заедает». И вторая тенденция - это стремление сделать музыку оригинальной, необычной, качественной, но зачастую лишенной глубокого внутреннего содержания. Человек, создающий такую музыку не переживает, на мой взгляд, пиковые состояния, не вкладывает ту эмоцию, которая становилась бы главной, системообразующей. Хочу подчеркнуть, что это те тенденции, которые меня волнуют, ни все музыканты идут по этим путям.
Наверное, руководствуясь данной классификацией, профессиональный музыкант отнес бы мои песни, скорее к первой категории. Однако, в первом и втором случае речь идет о желании создать музыкальный продукт, обладающий определёнными характеристиками (будь то общедоступность или оригинальность). Сочиняя свои песни, я не думала ни о чем, кроме того, что сейчас мне необходимо срочно перенести на аккорды то, что крутится в голове, что не дает покоя и мешает спать. У меня были друзья - музыканты, которые послушав мои песни, говорили примерно так: «Да, это неплохо, но здесь нет никакого разнообразия». Показывая песни, я не хотела оценки музыкантов, я искала способ рассказать о себе, своих мыслях, показать какие чувства рвались из меня в тот или иной период. Они слушали их, руководствуясь критерием оценки. Тогда я перестала писать, я садилась и думала: нет, это слишком просто, слишком банально. Делать что-то сложное я не умела, не хватало техники и таланта.
Сейчас, спустя почти год, я понимаю, что с точки зрения музыкантов, они были совершенно правы, нужно развиваться, нарабатывать навыки, чтобы писать более интересно и разнообразно. Но тогда это было для меня тупиком. Поскольку песни я никогда не воспринимала как продукт. Для меня это было процессом, причем жизненно необходимым. Я могла бежать домой прокручивая в голове строчки, перебирая пальцы и не успокаивалась, пока не переносила это на инструмент. В процессе неоднократно хотелось всё бросить, уснуть, но откладывая гитару, у меня возникало ощущение, что я предаю себя, совершаю какое-то преступление.
Что же не давало мне покоя? Сейчас об этом может рассказать мой «Музыкальный дневник» - именно так мне захотелось обозначить музыку в своей жизни. Прочитав слова той или иной песни, пропев её снова, я словно телепортируюсь, полностью погружаясь в то состояние, в котором писала. Вспоминаются люди, чувства, отношения, эмоции. Всё поднимается наружу, я даже вспоминаю, почему срифмовала строчку именно так, что помешало написать её более не прикрыто.
Сегодня, читая записи в своем музыкальном дневнике, который я веду с 9го класса, я понимаю, что это была моя рефлексия. Сначала меня волновали вопросы Родины, отношения к людям, чувство несправедливости и в то же время собственного бессилия что-то изменить. Смирение, которое переходило в саморазрушение. Затем акцент сместился на личные взаимоотношения – с друзьями, родителями, потом открылась тема любви. Это был самый откровенный способ поговорить с собой, провести внутреннее интервью, перевести чувства в слова. Теперь я понимаю её терапевтический эффект.
Помимо музыкальных оценок, в творческий тупик меня завела и психология. Движение к гармонии, к пониманию себя отдаляло меня от энергий, толкающих к написанию. О чём писать, когда всё понятно и хорошо? Я объяснила себе своё желание петь стремлением преодолеть комплекс неполноценности, вспомнив, что садилась писать обычно в минуты отчаянья, добавила к этому невроз как один из важнейших стимуляторов и отложила инструмент со спокойной душой. Периодически возникало желание выжать из себя что-то, но и тут я вспоминала, что это так мучительно и энерго затратно.
Вчера, почитав Р. Мэя, я поняла что я сделала на самом деле. Я просто сдалась. Мне не хватило мужества идти дальше, я перестала работать, вкладываться в процесс, потеряла диалог с собой. До сих пор для меня остаётся загадкой, как можно приближаться к гармонии, не отдаляясь от творчества?...
Не стремись к окончательному выбору, иначе попадёшь в плен. F.Fellini "La Dolce Vita"
Я все это видел, я видел деревья,
Я видел, как опадала ива, подхватываемая ветром,
Видел, как друг был убит другом,
И жизнь была закончена до того, как они успели прожить ее.
Я видел то, каким я был и кем я стану,
Я все это видел - и не на что было больше смотреть!
А вы не видели ни слонов, ни королей, ни Перу!
Счастлив сказать, что мне довелось все это увидеть.
А как насчет Китая? Вы видели Великую Стену?
Все стены прекрасны, если крыша не падает!
Вы никогда не были на Ниагарском водопаде?
Я видел воду, эту воду, все это...
А Эйфелева башня? Эмпайр Стейт?
Моя сердце билось так быстро, когда я увидел все это впервые!
Я все это видел, я видел тьму,
Я видел ослепительный свет от одной только искры.
Видел, что я выбрал и в чем нуждался.
Этого достаточно, желать большего было бы жадностью.
Я видел то, каким я был - и кем я стану,
Я все это видел - и не на что было больше смотреть!
Вы все это видели и все, что вам пришлось увидеть,
Вы всегда можете взглянуть на это еще раз на вашем маленьком экране -
Свет и тьму, значительное и неважное.
Просто помните об этом - вам вообще больше ничего не нужно,
Вы увидели, кем ты вы были - и знаете, кем вы станете.
Вы все это видели - и этого вполне достаточно!
Слон
Вижу большого красивого слона. На нём мужчина с ребёнком.
Слон обходит меня сзади и лёгким движением хобота подбрасывает наверх. Здесь тепло и надёжно.
Авто стоп
Большой деревянный дом. Брожу, изучаю, скучаю… Выхожу на крыльцо, перед ним появляется красивейшая пушистая собака. Она разговаривает со мной:
-Поехали автостопом в Москву
-Но у меня совсем нет денег
-У меня есть 100 руб!
-Но ты же маленькая, тебе хватит
Собака чудесная, сияющая, невероятно пушистая.
Сакура
Пермь. Гуляю по улицам. Вокруг цветут кусты, деревья. Стоит невероятный аромат, хотя во сне его не ощутить. Деревья напоминают цветущую сакуру. Мысль только одна: «Почему я раньше этого не замечала?......»
"Просыпаешься - а в груди горячо и густо.
Все как прежде - но вот внутри раскаленный воск.
И из каждой розетки снова бежит искусство -
В том числе и из тех, где раньше включался мозг..."
В. Полозкова
Эта тема является для меня столь глубоко волнующей, что подступиться к ней оказалось намного сложнее, чем я могла себе представить. Говоря об искусстве в целом, можно описывать множество незаметных, «одиноких» моментов, начиная со взмаха крыла бабочки, заканчивая искусством управления государством.
Размышляя на заданную тему, мне хотелось начать с музыки, с погружения в неё, занятие ею и даже попыток её сотворения; затем я думала перейти к кинематографу – пройдя от мультфильмов и сериалов до увлечения короткометражками в стиле «артхаус»; потом можно было поразмышлять об архитектуре и завершить эссе оптимистичным заключением, что искусство живёт всюду и везде.
Я не спешу отказываться от первоначальной идеи, но начну все же с другого. И первое, о чём хочется писать – это об искусстве ценить свою семью. Об умении принимать, прощать и сохранять то, что имеешь. Отношения с родителями являются одними из самых запутанных и противоречивых отношений и то, как мы справляемся с этими взаимоотношениями, я хочу назвать здесь искусством. Тут я ссылаюсь на Берта Хелллингера с его работой «Источнику не нужно спрашивать пути», т.к на данном этапе как раз знакомлюсь с содержанием его трудов. Огромное влияние предварительно на меня оказало участие в семинаре В. Шаинова «Расстановки по Б. Хеллингеру», именно с него и началось моё личное движение и желание «овладеть» этим искусством, поскольку ранее не замечала, что передо мной лежали кисти и краски, а я жаловалась на чёрно-белый семейный интерьер. "Путь к осознанию невозможно сократить, невозможно его и облегчить. Очищение, которое ведет к нему, невозможно ни укоротить, ни облегчить" .
Б. Хеллингер.
Продолжая свои размышления, хочется сказать, что мало просто родиться женщиной, важно ею Быть и оставаться. На более целостное осознание того, что быть Женщиной – это действительно великое искусство меня натолкнула книга Клариссы Пинкола Эстос «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». «Если женщина приносит в жертву свой инстинкт, который подсказывает ей, когда нужно говорить «да» и когда «нет»; если она теряет проницательность, интуицию и другие дикие качества, то оказывается в ситуации, которая сулит золото, но в итоге приносит горе».
Видеть значимость и смысл Жизни – тоже является великим искусством. Стоит лишь почитать труды Виктора Франкла и ты осознаёшь, сколь ценен и уникален каждый момент. Ни всегда, далеко ни всегда удаётся радоваться и оставаться благодарным жизни за её истинную наполненность. На сегодняшний день мне помогает в этом его книга «Сказать жизни «Да». Упрямство духа». «…и в концлагере наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить».
И, конечно же, я не могу не упомянуть здесь Эриха Фромма, благодаря которому я и начала все эти рассуждения. «Искусство любить» - эту книгу я бы поставила на самое видное место в каждом семейном очаге, поскольку «не то чтобы люди считали любовь делом неважным. Они ее жаждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость учиться любви».
[700x466]
Прочему люди боятся дождя?...
под ним нет никого. неужели они не слышат его?...он привлекает внимание и молнией, и громом
Но все аллейки пусты. Зонтики навострены. Дождь одинок.
Слушать его можно только стоя под ним. Иначе не считается. Мне важно, что ты думаешь о дожде.
«Зачем тебе я? Зачем тебе кто-то, если у тебя есть ты сам»
никто не должен ложиться со мной спать в десять вечера. Никто не должен просыпаться по моему будильнику.
Это всё навязанное, подставное.
Я не хочу заводить семью, потому что 24-го мне исполнится 24.
Я просто хочу открывать глаза и понимать, что всё вижу. И что мне есть что сказать.
И слушатель в любое время в праве уйти или заговорить в ответ.
Я мечтаю, чтобы эта книга не была написана одним автором. Книга отношений между людьми -
это равноценное право пера. Это право каждого поставить свою личную кляксу.
Только я постоянно забываю об этом, пытаюсь всё подредактировать, пройти цензуру.
Мне стоит попросить прощение перед всеми, кто был замешан в этом фарсе, если можно назвать это так.
Стоит извиниться и перед собой. Ведь на самом деле я оставила себя без своего собственного внимания.
С одной стороны, хочется исправить всё непременно. С другой, хочется подумать, а созрела ли ты всё исправлять?
Или тут же канешь в то же болото?..
Я прошу шанс. Шанс попробовать это исправление. Переменить свой жизненный сценарий.
И если не выйдёт, я буду читать. Читать и читать, пока не буду готова к тому, чтобы написать что-то самой.
Но, в любом случае, письмо и чтение существуют неразрывно. Главное помнить об этом,
погружаясь в свой внутренний мир и мир внешних отношений. Не забывать соблюдать грань между
этими параллелями.
Лето – пора, которая пролетает довольно быстро. Особенно быстро оно проносится, если у тебя есть шанс окунуться в другой, новый мир. Для меня этой возможностью явился american summertime.
Подписав все контракты с агентством Work and Travel, пройдя курсы англ.языка, собеседование в Екатеринбурге и получив визу, сдав досрочно сессию мы с подругой отправились в наш долгий путь: Пермь-Москва (сутки. поезд), Москва – Амстердам (4 часа. самолёт), Амстердам – Нью-Йорк (8 часов. самолёт), Нью-Йорк – Бренсон (26 часов. автобус). Отель, в котором нам предстояло жить, оказался полон сюрпризов: русских . Со всех балконов доносилась родная речь. Над практикой английского вырос большой знак вопроса. «Привыкайте. Здесь как в общежитии. Только комфортно» - сказала жена хозяина отеля, украинка Рита.
И со следующего дня из программы Work and Travel для нас ключевым стало слово «Work». Работа горничной прекрасна и удивительна: разбросанные по полу чипсы, множество недопитых баночек колы и прочих химических смесей, раскиданная одежда, фантики, батончики, пончики, пицца . Все атрибуты настоящей american life. Только с её изнаночной стороны, которая поначалу приводила в колоссальное недоумение: масштабы местных жителей, стандартный набор их одежды (футболка, шорты, сланцы), вечно сияющий тебе навстречу american smile, обилие китайской одежды. Потрясал контингент коллег: Мексика, Ямайка, Белис, Гондурас, Бразилия – люди всех возрастов, разных культур и ментальности, объединены общим делом. Здесь стирается все границы.
После рабочего дня начиналась другая жизнь: бассейн, интернациональные вечеринки, поездки, гитара. С таким разнообразием общения лично мне ещё не доводилось встречаться. Неоценимый опыт. Проверка себя. Всё очень просто: есть люди. Здесь и сейчас. И не важно, что ты представляешь из себя «у себя там». Сегодня ты здесь. Без прошлого и будущего. Из другого конца земли. Ты никогда больше не увидишь этих людей. И то, что сейчас между вами – самое главное. Времени нет.
Изменение, проверка и открытие себя. Не реализовав то, что планировалось (заработать кучу денег, овладеть в совершенстве языком), я обрела то, чего не ожидала. Это внутри. Первобытная истина. Без шелухи. Неопределённая свобода пространства. Возможность не только увидеть новый мир. Возможность окунуться во множество мирков, включая свой собственный. [699x466]
Человек приходит в этот мир один, один он и уходит из него. Но что рождается, преобразовывается и изменяется в нём в самом процессе жизни, зависит не только от его саморазвития, но и от тех отношений, которые у него появляются.
Наверное, я стала совсем психологом, раз пишу это.
Когда рождается гармония отношений? Психотерапия говорит, что когда происходит объединение двух миров. Два человека принимают всё, что несёт за собой мир твоего партнёра. Меня не оставляет Э. Фромм со своим «Бегством от свободы». Сливаясь с другим – ты теряешь себя. Ты бежишь от себя, от ответственности за себя же. Что остаётся у тебя после разрыва ваших отношений? С каким миром ты оказываешься наедине? Кто-то доминирует, кто-то отдаёт меньше, кто-то больше. В мир мужчины может прийти «чистоплотная» женщина, которая вытрет всю пыль в его маленьком мирке, расставит всё «по полочкам», сделает перестановку и выбросит «ненужное». Что станет делать он, после её ухода? Он станет задыхаться в этой «чистоте». Он будет думать, что ему нужна именно Эта женщина, а на самом деле, ему нужен будет тот, кто показывал, как в этом жить. Так и меняется любовь на зависимость, привязанность и всё, при упоминании чего мой мир готов впасть в необоснованную депрессию. В теории мы все умны и я приступаю к теоретической части своих представлений о той гармонии, которая может родиться в слиянии двух миров.
Во-первых, объединение – это обоюдный процесс. Гармония может появиться лишь там, где оба человека делают шаг навстречу друг другу. Здесь исключён вариант « Он мужчина, пусть делает первый шаг». Или «Я мужчина, я имею право оставить полшага в личное пользование». Здесь нет гендерных стереотипов. В этом процессе, мы, прежде всего люди, люди, которые любят.
Во-вторых, объединение это преобразование, а не критичное изменение. Все составляющие миров влюбленных остаются целыми, они лишь вступают в контакт с составляющими партнёра, при этом взаимодействии рождается что-то новое, обогащается старое. Здесь нет представления «Сейчас мы вместе, и ты больше не будешь заниматься этим». В мир человека могут попадать вещи, занятия, которыми он просто пытался заполнить в своё время пустоту. И при объединении, эти вещи могут исчезнуть как раз с помощью появления мира твоего любимого человека. Они уходят сами собой, как пройдённый этап. Но то, что сам человек считает важным компонентом своего мира, при гармоничном слиянии, никуда не исчезнет по желанию твоего партнёра.
В-третьих, в любой момент, при разъединении ваших миров, вы должны чувствовать себя целостной структурой. Что в вас есть всё то, что нужно для того, чтобы полноценно идти дальше. Вы – не часть другого человека, а он – не пленник вашего мира. Когда вы вместе – это нечто новое, динамичное, тонкое, но не исключающее ваше самостоятельное «Я».
Поэтому гармония будет там, где оба партнёра без страха потерять личное пространство откроются друг другу и пойдут навстречу, не желая что-то изменить в другом, а лишь желая отдать и приукрасить уже имеющееся и создать что-то новое - Ваше уникальное.
Что будет, если вы попытаетесь оставить за кадром какие-то составляющие вашего мира? Партнёр будет чувствовать себя постоянным гостем в ваших отношениях. «Какую часть твоего мира я могу посетить сегодня?». Это можно сравнить с ключами от квартиры. Вы вручаете их партнёру как знак того, что вы верите в него. В то, что он не станет копаться в вашем нижнем белье, когда вас нет дома. Не пролистает оставленный вами на полке дневник. Не сделает перестановку и не перевезёт в срочном порядке сюда свои чемоданы.
Войти в мир человека не значит получить право пользования всеми комнатами. Вхождение – это акт доверия.
«Я впускаю тебя в свой мир, а как ты распорядишься моим доверием – дело твоей совести. Будешь врываться, когда посчитаешь нужным или сохранишь культуру стука в дверь».
Это теория не исключает риска остаться обворованным, но она же даёт возможность обогатиться.