«Так странно… – снова пришло ему в голову. – Так странно, но куда же делись мечты? На какой стадии они исчезли? Когда пришло это ощущение, что сопротивляться бесполезно? Наверное, осознание несовершенства мира и бессмысленности своей жизни – всего лишь отражение окружающей реальности. Когда кругом лишь разрушение, когда требуется прикладывать огромные усилия просто для того, чтобы оставаться самим собой, когда несешь невосполнимые потери в борьбе за каждую частицу человечности, которые буквально вырывают из твоих рук – тогда ты перестаешь верить хоть во что-нибудь. Да, пожалуй, именно ощущение уходящей жизни, близость и неотвратимость смерти меняют людей. Они понимают, что терять нечего, конец неизбежен, а жизнь проходит глупо и нелепо. А даже если и не нелепо – какая разница? Все равно все это лишь краткий миг, а впереди страдание и пустота, в которой исчезнут навсегда все твои начинания. И это уже не чьи-то фантазии – это реальность. Вот, что ломает людей сильнее всего. «Мир наизнанку» – так это звучит, кажется, и лучше никто не скажет…».
"Эта девушка пыталась убежать, но ведь от судьбы не убежишь. Она слушала, как он догонял ее, потом был щелчок, и он вдруг перестал бежать за ней. Она все еще пыталась бежать, но он уже не гнался за ней, потому что дело было сделано. А она еще не понимала этого, все еще пыталась убежать, хотя бежать было уже незачем. Потому что она была уже мертва. Он ее наградил смертельным подарком на прощание. Он просто провожал взглядом ее до тех пор, пока она не повалилась в кусты..."
«Сколько стоит твоя жизнь… – почему-то пришли ей в голову странные слова. – Сколько стоит твое счастье, принцесса Океана? Разве не стоит счастье всех людей мира одной лишь слезы, что упадет из глаз твоих в бушующие волны? Разве можно собрать всю боль и все страдание мира на одной ладони, и навсегда забыть о своем предназначении? Нет, поверь, блеск этой раковины эфемерен и холоден. Не в нем суть всего живого на этой планете. Суть в другом – в осколках твоей души, в порывах твоего сердца, в твоей грусти и нежности, которую ни с чем сравнить нельзя. Ее не всегда можно даже просто понять – эту ускользающую тень мимолетной грусти и сожаления. Тебе кажется, что ветер легко касается твоих волос – но как ты сможешь объяснить кому-то еще, что это такое – ветер? Как ты сможешь рассказать, что такое дождь, что он говорит тебе, что он значит для тебя? Как ты сможешь передать это тихое сияние далекой радуги, что навсегда проникло в твое сердце, наполняя его прозрачным теплом и мягкой нежностью забвения? Беспечность далеких стихий подобна оцепеневшему черному бархату забвения, и ты хорошо понимаешь это. И никогда больше не говори, что у тебя нет души – это неправда. Твоя душа здесь – в шуме этих волн, в отблесках этого задумчивого заката, в шелесте ветра в пустоте, в движении теней у ног твоих. Только здесь твоя душа, в этих осколках позабытых снов, в этих голосах из пустоты, в этой непередаваемой странности, растворенной повсюду вокруг. Пойми же это, наконец, и будь сама собой вечно. И никогда не теряй больше эту прозрачную нить ирреальности – иначе потеряешь сама себя, потеряешь навсегда, без права возврата…»
(выдержки)
"Она не знает ничего. - с ужасом подумал он. - Она не знает даже, где находится Тихий океан, не знает, что у нас есть города на тихоокеанском побережье. Ей непонятно все это... какая пропасть между нами."
Он долго пытался объяснять ей, что нельзя все мерить мерками узкого мышления замкнутой местности, и думать, что везде и все живут именно так. "Везде все по-разному... - говорил он. - Места разные, люди разные, подходы разные. Не стоит думать, что все живут и думают так, как ты..."
Она не понимала. Она думала, что Хабаровск - это маленький город где-то на севере, она путала Атлантический океан с Тихим, она вообще давно уже забыла, какие бывают океаны на Земле.
"Я все это учила в школе... - оправдывалась она. - Но я все это уже давно забыла."
Он понимал, что это возможно. Это как в фильме "Властелин колец". Одна фраза почему-то запомнилась ему, крутилась в голове. "Ты не знаешь... - говорил один из героев, - ты не понимаешь, как кольцо уродует..." То же самое и сейчас. Только не кольцо, дело совсем не в каких-то кольцах. Сама жизнь меняет людей, стирает их память, притупляет восприятие, убивает чувства, оставляя только приземленные, конкретные вещи.
"Кольцо уродует... - снова подумал он. - И главное, что должен решить для себя каждый - стоит ли поддаваться этому зову времени. Это зов уродует незаметно, но неизбежно. Его прикосновения незаметны, но губительны. Они убивают все живое в человеке. Остается только пепел, пепел погибших надежд, осколки сгоревших чувств. "
Снова была весна, и снова они пришли в это кафе. На прозрачной стеклянной двери золочеными буквами было выведено "Весна". Она хотела выпить чаю, посидеть немного и подумать о будущем. А он не хотел ничего, только просто лечь на диван и заснуть с книгой в руках. Он устал за неделю, и ему нужен был отдых. Он снова взглянул на эти небольшие столики, и ему стало скучно. Раньше он любил сидеть в таких местах, но сейчас многое изменилось в его чувствах, и это уже ему было не нужно. Сидеть, говорить о чем-то, потом уйти... зачем все это. "Все уходят... - подумал он. - Все в конце-концов уходят, словно их и не было никогда. Все тратят время впустую, а затем исчезают в потоке времени, и никто уже не вспомнит, были ли они когда-то, а если были - то зачем."
Нет, я не хочу здесь сидеть, решил он. И снова они шли по улице, и теплый ветер обволакивал их. Теплый ветер, талая вода и яркий весенний свет с прозрачного неба. "Солнце висит высоко над землей... - снова подумал он. - Этим весна и отличается от зимы. Зимнее солнце низкое, и рано заходит за горизонт. Зимнее небо серое, затянуто облаками. А весной небо становится высоким и прозрачным, в нем появляется и сила, и цвет, и глубина. Хочется стремиться в эту пустоту, растворяясь в ней навечно. Хочется перестать быть человеком, и стать чем-то большим - видением, ангелом, волшебной птицей. Так хочется чуда, но в чудеса с каждый годом веришь все меньше. Жизнь накладывает свои отпечатки на твою природу."
"Ты прекрасно понимаешь, в чем тут дело. - снова сказали ему тихие голоса, приходящие из ниоткуда. - Ты хорошо понимаешь, что меняет людей. Их меняет окружающая реальность. Они становятся ее частью, растворяются в ней, приобретают новые черты. Какова реальность - таковы и люди. Немногие из людей способны уйти в параллельные миры чувств, основная же часть людей живет сейчас и здесь. И если реальность не оставляет места для возвышенного, то виновата реальность, а людей винить незачем. И если ми говорят - хватай и тащи, иначе умрешь, то они так и будут поступать."
"Сейчас ты любишь тишину, как никогда. Тебе уже не нужны безумства и беспокойства этого мира. тебе просто нужен покой и стабильность. Тебе просто нравится спать в мягких солнечных лучах, нравится смотреть, как они скользят по стене, нравится думать при этом о чем-то далеком, отвлеченном от привычных проблем и забот. Тебе нравится, что никто не бегает вокруг и не кричит, что у него не работает почта, или зажевал бумагу сканер. Ты прекрасно знаешь, что дело не в технике, а в головах тех, кто работает на ней. Ты устал от этих чужих голов, в которых непонятно что. Тебе не нужны эти головы, тебе нужно совсем другое. Тебе хочется выйти на огромный луг, долго идти среди цветов, слушать шепот ветра в листве, а потом еще тихо идти вдоль кромки прибоя, вглядываясь в туманную даль. Вот что нужно тебе... задумчивый, нежный и спокойный мир.
Растворяться в солнечных лучах - да, я знаю, что это такое. Именно поэтому я просто люблю ходить по улицам ранней весной. Я не захожу в магазины, редко смотрю на прохожих, мне неинтересны ни лица, ни вывески, ни суета вокруг. Мне просто интересна сама весна, ее облик, ее прикосновения, ее дыхание. Мне нравится сама атмосфера возрождения и надежды, которую я чувствую повсюду вокруг. Я часто иду по одним и тем же улицам, сворачиваю в одних и тех же местах, я делаю это подсознательно, не задумываясь о чем-то. Словно музыка звучит вокруг меня... проникновенная, немного торжественная, немного странная. Музыка неведомого. Музыка тишины и покоя, пробужденного к жизни. Музыка не открытых тайн и загадок, разлитых здесь повсюду.
Никто не слышит эту музыку кроме тебя, и ты уже привык к этому. Да и как могут слышать ее люди, которые настроены не на чувства, не на прикосновения неведомого, а просто на решение конкретных проблем. А музыка эта волшебна, ее стоит слушать. Она позволяет человеку оставаться человеком, а не превращаться в нечто совершенно иное, чужеродное, пугающее. Нет человечности - но никто не понимает, что это такое. Люди уже забыли смысл многих слов и придумали новые слова, чтобы навсегда выкинуть из сердец ненужные чувства и сомнения. Сомнения никому не нужны сейчас, нужна решительность и знание. И понимание, как быстро это знание приобрести. Вот что кажется им важным, но не далекие голоса, что-то шепчущие из пустоты.
"Ну что же... - подумал я, вновь проходя мимо стеклянной двери с позолоченной вывеской. - Ну что же, времена меняются, но не меняется смысл всего происходящего. Когда-нибудь мы снова будем сидеть в этом кафе и пить чай, глядя задумчиво в окна, но важно будет не то, что мы будем говорить, а то, что мы будем чувствовать. Но все равно останутся отпечатки былого где-то внутри нас, и эти отпечатки полностью не сотрутся никогда. И ты будешь
Что я любил больше всего в прошлую весну? Дайте подумать. Впрочем, ответ очевиден. То, что я вообще люблю. А в прошлую весну больше всего мне нравилось дремать в мягких солнечных лучах на переднем сиденье в Волге. Раньше тебе редко приходилось занимать переднее сиденье - а теперь оно стало твоим по-праву. Завидовал другим? А теперь сам стал начальником. Пусть небольшим, но все-таки. Тогда, в ту первую весну, это было особенно приятно. Время течет тихо-тихо, словно вода, словно песок сквозь пальцы. Ты не замечаешь его... ты в другом пространстве, в другом мире, понятном только тебе одному. Эти тени за окнами многое говорят тебе - а другим они не говорят ничего. Эти солнечные блики манят тебя в неведомое - а для других они просто досадное явление. Ты можешь спать эти два часа, и нет ничего более приятного. Вспоминаешь невольно, как раньше с трудом добирался до мест своего назначения... насколько все проще стало теперь.
А теперь все иначе... не лучше, не хуже, просто иначе. Сколько граней, сколько движения вперед, а все равно все эти миры понять до конца невозможно. Можно путешествовать по ним целую вечность - и ничего не понять. Все равно одни и те же вещи спустя какое-то время становятся не простыми, а воспринимаются с каких-то иных сторон. Словно открываешь для себя что-то новое, но уже на соверешенно ином уровне. Думаешь - как же ты раньше не видел и не понимал этого. А еще чувствуешь - раньше понимал что-то иное, чего сейчас уже не чувствуешь. Восприятие - странная вещь, она словно зеркало, отражает окружающее всегда по-разному, а суть все равно остается за кадром. Зеркальные миры... лабиринт зеркал. Чувства всегда ищут парадоксальное, и всегда находят что-то новое. Ну что же... остается только двигаться вперед. Вперед - к новым парадоксам чувств.
"И нежным голосом ребенка ему сказала - Я ЕСТЬ СМЕРТЬ"
(неопубликованное)
Как я хотел бы умереть по-человечески... - подумал он. - Нет, конечно, я не настроен на смерть, но как хотелось бы умереть спокойно. Как хотелось бы полежать в постели, подумать обо всем, оценить, понять, подвести итог своей жизни. Как бы хотелось выпить клюквенного морса, подремать в лучах мягкого весеннего солца, понимая, что видишь его последние дни, последние мгновения. Вот они, эти мгновения беспечности. Других таких уже не будет никогда. Они уходят... медленно, навсегда. Больше они к тебе уже никогда не вернутся, но тебе и не нужно этого. Ты рад тому немногому, что у тебя есть сейчас. Ты рад этим солнечным лучам, этой весне, этой частице счастья, всякий раз ускользающей из твоих ладоней. Ты вообще любишь весну... потому что она дает надежду.
Весной ты начинаешь верить во что-то... в то, что впереди еще долгий и светлый путь, а не серый и унылый мир мрака и безысходности. Этот мир так давил на тебя все последние годы... ты уже почти перестал быть самим собой. Светлые картины детства иногда врываются в твою память, и тогда ты почему-то понимаешь, что впереди тебя не ждет ничего хорошего. Да, конечно, хочется тепла и покоя. Особенно перед смертью. Не хочется криков, паники, ужаса, безысходности. Не хочется, чтобы тебя чья-то воля вдруг ставила перед фактом - тебе нужно умереть именно сейчас, сию минуту. И ты будешь кричать, брызгать кровью, запихивать вываливающиеся из живота кишки обратно, и ни о какой вечности уже подумать не сможешь. Я не хочу этого. Не хочу, чтобы в моих глазах было лишь написано одно: "И так все плохо... девушка бросила, с работы выгоняют, жизнь не складывается, а тут еще и умирать заставили..." Увы, вся эта паутина уже прочно опутала меня. Из нее не вырваться. Она везде. Она уже внутри меня. Она уже внутри всех нас. Все, что теперь остается - просто идти навстречу неизбежности..."
(осколки мыслей)
"Без общещаний. Но мы не прощаемся, просто целуемся и улыбаемся..."
(из песни)
"Отпусти меня... - сказал он ей. - Отпусти меня, и пусть все будет по-прежнему в моей жизни..." Она молчала, но ее глаза преследовали его всю ночь. Еще его часто мучали кошмары, кошмары растерзанной, умирающей любви и безысходности.
"Пусть карты ненадежны... - мурлыкал ему мягкий голос из комьютера. - Пусть карты ненадежны, не обозначены задачи - ... но мы не плачем." Этот голос как-то незаметно проник в его сознание, заполнил его изнутри, стал частью его восприятия.
"Странно. - подумал он. - Почему не обозначены задачи? Вот у меня на работе все задачи четко обозначены, но никто их не выполняет..."
Тиски работы рвали его на части, а боль от потери надежды приводила его в полное смятение и замешательство. Зачем столько времени, зачем столько сил, где все планы, где все поступательное развитие, в которое он так верил все последние годы? Неужели все закончится вот так - глупо, бездарно и нелепо?
Ну уж нет, решил он наконец. Это неразумно. Этого просто не может быть. Нужно все вернуть... хотя бы в каком-то качестве. Нужно собирать то, что еще осталось - иначе потеряешь все. Последняя нить - нужно хвататься за нее, пока еще не поздно.
И тогда снова была весна, все то же снег, что и год назад, все то же шампансоке, те же слова за столом... только он стал немного другим. И он пришел в этот день с букетом розовых роз к ее дому, и единственное, что он понимал тогда - что это и есть его путь к спасению.
"Цель... - говорил терминатор с экрана снова и снова. - Цель...мне нужна цель. Если у меня не будет цели - я стану бесполезен. "
Что же... теперь у него была цель. И все пережитая боль, вся невысказанная горечь утрат и тяжесть поражений - все это ненадолго отступило на второй план в эти дни, когда он снова вренулся с пути разрушения на путь надежды.
(к 8 марта 2009 года)
«В этом мире, уставшем от беды и мольбы
Нас любовь повенчала в лабиринтах судьбы.
Где вчера лишь бродил я у беды на краю –
Этот мир полюбил я за улыбку твою…»
*************************************
Ты помнишь теплоту и грусть мою,
Что нежность и любовь тебе вернули?
Не нужно больше жить у бездны на краю,
Пойми, ведь ты не Альрауне…
Я прислушалась к голосам в ночи – и внезапно поняла, как много они говорят мне, как много они значат для меня. Бархатное покрывало нежности и забвения легко коснулось моих волос, и в этот миг я забыла обо всем на свете. Очарование таинственных снов, полных безмятежного покоя и осторожной внезапности, прикосновения каких-то тонких нитей к моей коже, к моим чувствам, к моей задумчивой грусти было невозможно передать словами обычного земного языка. Мне показалось тогда, что не было никогда этого вечера, этих огней, этого света далеких звезд – а была лишь я, ставшая в один миг частью этого оцепеневшего темного бархата, поглотившего все мое восприятие. Словно тонкое кружево света влекло меня в паутину неведомого, и называло меня по имени, и тихо касалось края моих мыслей, пряталось в закоулках моего сознания. Я вздрогнула на миг от этого странного ощущения собственной чужеродности, от этих уколов острых ледяных игл, проникших в мой внутренний мир. «Что со мной? – подумала я. – Нет, сегодня мне не стоило пить так много. Впрочем, чувства – удивительная вещь, и они порой играют со мной в непонятные игры. Нужно просто забыть о тенях эти призраков, скользящих в пустоте, пропустить их сквозь себя как видение, как сон, как невозможное…»
(выдержки из неопубликованного рассказа)
Взгляд... тень... дыхание - я снова вздохнул, вспоминая твои глаза. Тебе тяжело, но я пока ничем не могу помочь. "Ты погубишь ее..." - сказала мне Эстер. Так странно. Я снова и снова вспоминал эти нелепые слова. Разве я могу причинить тебе вред? Я не ангел смерти, чтобы губить чужие души. Я просто человек - и этим сказано все.
"Ну что же... - подумал он, - ну что же, Ирина, милая. Ты теперь выходишь замуж - а чем же я хуже? Я тоже ничем больше не связан. Все это время я жил призрачной надеждой... надеждой на чудо, на невоможное. Но чудес не бывает... по крайней мере, в этом мире. В мире моих снов - да, но только не здесь, не на этой планете. Увы, я так много думал о тебе, и теперь вижу, что совершенно напрасно. Тебе с самого начала я был абсолютно безразличен. Что же, милая, теперь пришло тебе время отпустить меня... я тоже хочу начать путь к собственному счастью. Я так долго подсознательно ждал тебя - и я устал ждать. Мне все время казалось, что еще немного - и что-то внезапно поменяется в моей жизни. Я надеялся, что однажды ты поймешь, как сильно ты нужна мне, поймешь, что мы с тобой не чужие - и все тогда изменится у нас с тобой. Увы, я ошибался. Ты неспособна понимать такие вещи... я просто переоценил твои способности. Возможно, приписал тебе черты, которых у тебя нет, и никогда не было. Мне просто очень хотелось, чтобы ты однажды пришла ко мне, и назвала бы меня по имени, и поговорила бы со мной как человек с человеком. Мне хотелось, чтобы ты хоть немного думала обо мне, вспоминала меня, касалась хоть краем своего восприятия тональности моих чувств и переживаний. Увы, мои чувства всегда были для тебя тайной за семью печатями, и с этим я ничего уже не могу поделать. Прощай, милая, и живи своей жизнью. Наверное, я больше никогда не назову тебя своей принцессой. Это лишнее. Ты считаешь меня чужим человеком - это твое право. Ты тоже будешь теперь чужой для меня. Наверное, я даже не поздороваюсь, если мы встретимся когда-нибудь. Да и зачем тебе мои приветствия, если ты так плохо относишься ко мне? Хотя... теперь я все чаще чувствую, что мы уже не встретимся никогда. Ты помнишь, как я прощался с тобой в тот холодный осенний вечер, уходя навсегда? Все было очень просто - я не мог уйти, не попрощавшись. Я не мог так поступить с тобой - ведь ты была небезразлична мне. Кто-то мог посмеяться надо мной - но я уже тогда понимал, что мы никогда не увидимся больше. Теперь ты видишь - я был прав. Все произошло так, как я говорил тебе. Та черта была последней. За ней - уже ничего. Осталось лишь печально вздохнуть и подвести итог. Я все потерял уже тогда, в тот холодный осенний вечер. А сейчас лишь пожинаю плоды... плоды своей беспомощности, своей жизненной несостоятельности. Грустно? Да, очень грустно. Но ничего иного мне не осталось. Я проиграл в очередной раз. Хотя и шансов победить у меня, наверное, не было изначально. Что же... передо мной открываются новые пути. Тысяча нитей теперь в моих руках... нужно только правильно распорядиться ими. Тысяча нитей... все теперь лишь в твоих руках, белый принц в черных одеждах.
..................................................................................................................................................
"- Ирен выходит замуж и уезжает навсегда.
-Но ведь она его не любит?
- Любит. И не имеет больше к вам никаких претензий..."
("Записки о Шерлоке Холмсе")
.....................................................................................................................................................
"Те девушки, кто выбирает надежность, теряют больше, чем те, кто жаждет кратковременной, но стремительной страсти..."
(Эстер Кроули)
"С белыми ставнями
С белыми ставнями
Дом над рекой
Где мы оставили
Где мы оставили
Что-то с тобой..."
(из песни прошлого)
... И снова я в этом огромном белом замке, и тени былого оживают передо мной. "Как мало здесь изменилось... - думаю я, - Как мало... но, впрочем, ты никогда уже не будешь таким, как прежде. Никогда. Все дается лишь однажды, и уже никогда не возвращается больше..." А эти воспоминания позабытого прошлого - нет ничего больнее, чем то, что так и не свершилось. А еще я понял внезапно одну вещь, и мне стало даже немного не по себе от этих неожиданных открытий. Впрочем, удивительно, почему я раньше не понимал этого. "Все, что связывает меня с этим местом, все, что влечет меня сюда снова и снова обусловлено лишь одной причиной. И эта причина - ты, моя принцесса, мое зеркальное отражение. Мне ничего здесь больше не нужно, кроме твоего голоса, твоего взгляда, твоей улыбки. Больше ничего - все прочее пустое. Только ради тебя я прихожу сюда снова и снова в надежде поймать хоть краем глаза тень твоего крыла. "
И вот я снова здесь... и что теперь? Лишь пустота. Одинокий дом, заброшенный, покинутый, печальная дверь хлопает на ветру, слой пыли на мебели и окнах... Как бы мне хотелось вернуться сюда несколько лет назад, но только чтобы все было иначе. Чтобы меня здесь ждали, помнили, думали обо мне. Увы, твой взгляд никогда уже не будет обращен на меня, а твой голос никогла не позовет меня. Все это так замечательно описано в моих рассказах, но совершенно невозможно в жизни. Мне ничего не осталось здесь - кроме моих чувств, которые я неловко излагаю на бумаге. А еще что-то внезапно вздрогнуло в моих чувствах, и я понял, что тебя больше нет здесь. Не знаю, было ли это ощущение правдивым, но мне вдруг стало так грустно, словно я прощался с тобой навсегда.
Впрочем, где-то ты осталась надолго. В моем сердце. В осколках моего восприятия. В моей памяти. Там, в глубине моих снов, ты снова стоишь на бесконечной сверкающей равнине, погруженной в вечный покой и забвение, и взгляд твой обращен на закат, а твои белые волосы развеваются в пустоте. А еще ты улыбаешься, и говоришь мне какие-то странные слова, и зовешь меня за собой, но я не понимаю смысла. Я просто слушаю твой голос, и мне этого достаточно. Ни у кого больше нет такого голоса, как у тебя. Твоя тональность необычная, я узнаю ее из тысячи голосов. Впрочем, разве можно не узнать собственную судьбу? Плачь, не плачь - ты ничего уже не изменишь. И не мог изменить с самого начала. Все случилось лишь так, как должно было случиться. Увы, это тоже часть моей судьбы. Сколько раз я уже говорил сам себе: "Тебя просто бросили. Выкинули прочь, словно ненужную куклу. Твои чувства ничего не стоят - иначе ты был бы сейчас счастлив. Если бы они стоили хоть что-то. Но нет. Так бывает только в сказках. А в реальности - никогда..."
Слезы? Да, слезы. У меня еще есть душа. Я еще живой внутри, как это ни странно. А вокруг
"Я больше не играю со своей душой...
Какая есть кому-нибудь сгодится..."
(«Остаться в Живых»)
......................................................................................................................................................................
Все в этом дворце было насыщено страной, немного жуткой атмосферой: и тени, и силуэты людей, и далекая музыка. Ты был здесь недавно, но в сердце твоем уже поселился непередаваемый, нечеловеческий ужас. Этот ужас пожирал тебя день за днем, он шептал тебе непонятные слова на незнакомом языке, он мягко опутывал твое сознание липкими и прочными нитями оцепенения и беспомощности. В глазах людей ты видел безжалостное пламя, уничтожающее все живое мгновение за мгновением. А еще иглы... невидимые иглы пронизывали здесь все пространство. Они были незаметны, но при любом неосторожном прикосновении ранили, словно стальные лезвия. Тебе казалось, что еще немного - и своды дворца обрушатся вниз, погребая тебя под обломками. Один неверный жест, один неосторожный шаг - и ты уже мертвец. Так тебе казалось. Ты перестал есть и спать, и по ночам тебя постоянно мучили кошмары. "Прочь, прочь отсюда... - говорил тебе внутренний голос. - Немедленно беги прочь, безумец. Разве ты не чувствуешь, что это за место? Разве не понимаешь, что ждет тебя здесь, в этом новом мире? Лишь мучение, страдание, унижение. Из тебя вытряхнут душу, и ты ничего не сможешь сделать. Тебя просто будут медленно убивать, сначала мягко, незаметно, а потом жестко, стремительно, внезапно. Неужели ты всерьез думаешь, что сможешь выдержать все это? Неужели голос разума так слаб в тебе сейчас, что ты уже не в силах внимать его доводам? Прочь, прочь отсюда, безумец..."
Так говорил мне разум, так говорили мне чувства, и я верил им. Я всегда верю своим чувствам - они никогда еще не обманывали меня.
Сколько раз спасала я тебя...
Не могу я больше, не могу.
Но с надеждой, может быть, и зря
Буду ждать на этом берегу...
(из песни)
И снова я в раздумьях... куда идти дальше, что делать, как поступить. Хочется покоя, тепла, чего-то постоянного, устойчивого, настоящего. А еще почему-то все чаще я вспоминаю прежнюю жизнь, и в этот миг мне хочется, чтобы все вернулось обратно. Мне кажется, что время моих поездок по командировкам в те дни было спокойным и теплым... конечно, я понимаю, что все это лишь мои воспоминания, искаженные временем и чувствами. Но, на самом деле, и тогда, конечно, все было не так радужно... но я сам был моложе, и мое восприятие было немного иным. Мне снова хочется съездить куда-нибудь... в ту же Тарногу, где я был уже столько раз, на той же волге - три девятки или три пятерки. Съездить как раньше - спокойно и уверенно, с уважением, с пониманием поставленных задач, с чувством серьезности твоего дела. Приехать, поработать вечером, посидеть за столом с водкой и закуской, принять душ, заснуть спокойно, ни о чем не думая. Да, как же тогда все было просто, легко и понятно. А сейчас...
Что принесла мне вся эта нервотрепка последнего года? Ничего. Ни капли тепла. Только тяжесть, беспокойство и кошмары. Да, пожалуй, это самая верная характеристика - тяжесть. Давящая тяжесть на сердце, неспокойствие в душе. Ощущение, что идешь в гору, и чем дальше - тем идти все труднее, а сил все меньше. Но ты прекрасно понимаешь, что остановиться ты не можешь - это конец. Если остановишься - тебе придется умереть. И ты идешь дальше, потому что после армии ты запрограммирован только на одно - на борьбу. Ты не можешь отступить. Ты уже не тот, что прежде... вступив в схватку, ты уже никогда не отступишь, потому что это хуже смерти. Это унижение, презрение. Ты это понимаешь, и продолжаешь движение. Нет, это сложно объяснить словами. Сложно передать эту серость и однообразие твоей жизни, в которой нет никакого просвета... но он тебе и не нужен, этот просвет. Ты просто говоришь себе: "Терпи, дальше будет легче..." Когда? Ты не знаешь. Когда-нибудь. Но если ты сдашься сейчас - то легче уже не будет никогда. Вот в чем суть твоего движения.
Что, тебя сильно унижали на твоем первом месте? Глупости. Никто тебя там не унижал, и сейчас ты видишь это. Все познается в сравнении... иногда, увы, слишком поздно. А люди... люди везде одинаковы, и ты прекрасно понимаешь это. Тебе так хотелось вернуться в первые месяцы, помнишь? Да, сильно. Потом прошло... забылось. Но сейчас снова хочется... парадокс, но хочется именно на первое место... а второе ты уже забыл, словно его и не было вовсе. Да, его не было. Это был словно сон... тяжелый, давящий. А теперь он исчез и забылся. Это было все чужое, незнакомое. Это было все не мое. Возможно, потому что ни одного живого человека ты там не встретил. Конечно, все это было нужно тебе - ты понимаешь это. И все же... я снова думаю, и снова чувствую, что я навсегда остался в том теплом мире, где теперь мои воспоминания. Вернуть обратно? Да, я хочу вернуть все обратно. Я снова хочу быть рядом с Ирой в том автобусе, но я уже не буду говорить больше тех слов, что сказал, и все будет иначе. Все могло бы быть иначе... если заранее понимать то, что приходит только при взгляде из будущего.
"И все же... - думаю я, - и все же не это самое главное сейчас. А что же главное?
[301x222]Ты снова спишь ... и снова перед твоим взором оживают величественные и прекрасные замки, чьи башни торжественно стремятся в немыслимую высь, и шпили ярко сияют на солнце, и ветер развевает прозрачные знамена в безмолвной пустоте. Ты видишь это сон уже которую ночь... и каждый раз твое сердце вздагивает, словно от прикосновения ускользающей нежности, словно от дыхания мимолетного видения, граничащего с прекрасным и безумным. Ты веришь в эту страну, ты ждешь ее снова, ты понимаешь здесь каждый вздох ветра, каждую тень, каждое прикосновение листвы к твоей коже. Все это неуловимо, туманно, все это словно невысказанное слово, так и не сорвавшееся с твоих губ, но витающее где-то рядом. "Как... - думаешь ты, - как мне рассказать людям о том, что их ждет за гранями привычной реальности, как объяснить им, что эти грани созданы их собственным сознанием, что их не существует на самом деле, что они хрупки, эфемерны, нелепы? Люди не поймут меня, они привыкли верить своим иллюзиям, в которых живут с самого рождения. Им нравится думать, что ветер - это просто ветер, а дождь - всего лишь дождь, и не более того. Им нравится думать, что за зеркальным отражением нет никакого серебра застывших чувств, а есть просто оптическая иллюзия. Но я прекрасно знаю, что это не так, что сознание способно самостоятельно преодолевать эти кристаллические эффекты, переходя в иные формы и состояния. "Обман, обман, обман везде вокруг вас... разве вы этого не видите, не чувствуете, не понимаете? Весь ваш привычный мир - просто обман вашего восприятия, который вы сами придумали для себя..."
Зеркала - удивительные образования. Не случайно даже ангелы превращаются в пепел, увидев однажды свое отражение в зеркале. Кванты чистого света, из которых сложены их тела, обратимы. Они становятся черным пеплом в зоне кристаллического пространственного перехода, и ничто в мире не способно воскресить этих погибших существ. Они вздыхают, словно ледяные цветы на ветру - и умирают навсегда. Я видел это много раз - и никогда не забуду. Это так печально, что просто нет слов. На моих глазах еще не высохли слезы от горьких утрат, на моем сердце лежит тяжесть исчезнувших навсегда живых чувств, а в моей душе шевелятся острые кристаллы застывшего сереряного инея. Этот иней холодный и острый, он ранит очень больно, он иногда кажется нежным, словно белый пушистый шелк, но через мгновение он искажает твое восприятие, разрушает твое сознание, наполняет твой внутренний мир стонами колючего ветра, жестокими фразами чужого языка, шепотом зловещих далеких голосов... и тогда ты вздрагиваешь снова и снова от этого ужасного ощущения собственной чужеродности. Она шевелится в твоем мозгу, она становится частью тебя, она превращается в одно мгновение в тысячи острых и тонких игл, пронзающих пространство вокруг тебя. Вам знакомо это чувство? Если нет, то вы никогда не поймете меня. На губах застывает лед, он звенит на ветру, и лишь крылья незнакомых существ шелестят в пустоте. Я никогда не вижу этих существ - но мне незачем их видеть. Достаточно просто полистать сборник древних легенд, чтобы понять, на что похожи эти формы жизни. В них нет ничего земного... нельзя увидеть их однажды, и остаться прежним. Такие переживания меняют человека навсегда, и пути обратно уже нет.
А еще я почему-то вспоминаю зловещий отблеск северного сияния... наверное, потому что в северных широтах скрыта самая большая загадка нашего мира. Там - дверь в неведомое. В отблесках вечных снегов, в прикосновении пронизывающего ветра, в стонах далеких печальных голосов человеческое теряется, стирается, исчезает, словно его и не было вовсе. Миры человека очень хрупки, они лишь тени иной реальности, отблески которой я так часто вижу в своих снах. Эти скалы, скованные вечным льдом - они живые. Они зовут меня, и я вижу всю их силу, всю их мощь. "Да... - думаю я снова и снова, и отблески заходящего солнца сияют на моих губах, - да, мне осталось сделать последний шаг, открыть последнюю дверь, и тогда я перестану быть человеком навсегда. Зеркальное великолепие неземных стихий расступится передо мной, а потом поглотит навечно мою душу. Я не знаю, чем она станет там, в том забытом мире оцепеневшего серебряного инея. Я не знаю, какие песни мне будет там петь ветер... и будет ли там вобще ветер. Может быть, и нет. Я ничего не знаю сейчас. Но все же прикосновение влекущего безмятежного покоя ни с чем спутать невозможно, и оно вызывает лишь восхищение и преклонение. Но все же, жребий брошен. Мне остался всего лишь шаг... последний шаг к мечте..."