Звонок из мира мёртвых
Изобретение электричества, а затем создание на его основе различных передающих и запоминающих устройств: телеграфа, радиоприемников, компьютеров — не только позволило человечеству выйти на новый уровень развития, но и, казалось бы, разрушило непроницаемую стену, отделяющую мир живых от мира мертвых.
В легендах, имеющихся почти у всех народов, жрецам удавалось и без технических средств поговорить с мертвыми. Но подавляющее число ученых считало такие легенды и мифы просто красивыми сказками.
Не очень доверяли специалисты и рассказам людей с неординарными, экстрасенсорными способностями, повествующих о «голосах умерших», которые звучали у них в голове, подозревая в этом элементарный обман. Подозрительное отношение людей с научным складом ума к голосам умерших стало меняться с конца XIX века.
Под диктовку духов
Еще в далеком 1895 году изобретатели электрического телеграфа Маркони и Эдисон предсказали, что настанет время, когда человечество сможет вступать в контакт с умершими. По их мнению, с помощью радиоволн ушедшие от нас сами найдут способ «связаться» с живыми. Они даже намекали, что создали такое устройство. К сожалению, его описаний в бумагах ученых не было обнаружено. Так или иначе, но уже с начала XX века в газетах стали появляться заметки о том, что порой аппараты Морзе самопроизвольно начинали отстукивать сигналы, предупреждая о грядущем бедствии. Но такие сравнительно редкие случаи воспринимались читающей публикой только как занимательные курьезы. Поэтому известие, что с помощью магнитофона можно записывать голоса мертвых, появившееся в газетах в середине XX века, стало сенсацией.
Идея записать голоса духов на пленку принадлежит некоему Дрейтону Томасу. Сначала он предположил, что его аппарат случайно записал обрывки радиопередач, но, внимательно прослушав пленку, Дрейтон в одном из голосов узнал голос своего давно умершего отца.
Но обычно это открытие связывают с именем оперного певца из Швеции Юргенсона. В 1959 году артист участвовал в проекте записи на кассету пения птиц в лесу, недалеко от своего дома в Мельндале. Дома, прослушав пленку, певец наряду с трелями птиц услышал мужской голос, который отчетливо произнес по-норвежски фразу о «птичьих голосах ночи». Но Юргенсон в момент записи был совершенно один! Пораженный, он сделал в лесу еще несколько записей. На одной из них певец услышал голос умершей матери, предостерегавший его: «Фридрих, за тобой наблюдают!»
Таинственные звуки на кассете заинтересовали певца, и он решил заняться их изучением. Проанализировав прослушанное, он сделал вывод, что голоса говорят на разных языках, часто меняя их в середине фразы. Однако в структуре предложений, в постановке ударений, делении на слоги голоса делали очень много ошибок. Темп речи менялся практически все время — от текучего говора до скороговорки, понять в которой можно было лишь отдельные звуки.
Годы кропотливых исследований позволили Юргенсону написать и издать в 1963 году книгу «Голоса Вселенной», в 1967 — «Радиоконтакт с мертвыми», которые произвели настоящую сенсацию не только среди читающей публики, но и в научном мире.
Мир иной хранит тайны
Прошло около 10 лет, и латвийский профессор, ученик Юргенсона, Константин Раудив представил новые пленки с мистическими голосами. Многие скептически настроенные ученые пытались опровергнуть его опыты, свидетельствующие, что на пленках слышны голоса, говорящие преимущественно на латышском, немецком и французском языках. Да и темы для разговоров были слишком странными: цвета одежды, домашняя утварь. Поэтому большинство ученых были убеждены, что голоса, записанные Раудивом, — это случайно уловленные волны радио и телевидения. Разрешить их сомнения помог опыт, проведенный в марте 1971 года.
Инженеры поставили в студии специальную аппаратуру, чтобы перекрыть любое случайное попадание волн радио- и телевещания. В эксперименте использовались лучшие образцы существующей тогда аппаратуры и самая высококачественная магнитная пленка. Раудив пользовался одним записывающим аппаратом, в то время как другой, соединенный и синхронизированный с ним, служил в качестве контрольного. Чтобы избежать подделки, Раудиву не было разрешено самостоятельно заниматься настройкой. Он только мог отдавать команды в микрофон. Третий записывающий аппарат, синхронизированный с магнитофоном Раудива, записывал все звуки в студии. Запись «голосов Раудива» шла 18 минут, и никто из присутствующих не слышал в студии ни одного необычного звука. Но, прокручивая ленту снова, ученые обнаружили на ней более сотни голосов.
Эксперты были ошеломлены. К тому же контрольный записывающий аппарат не записал абсолютно ничего. «Это невозможно с точки зрения электроники», — признался английский инженер, возглавлявший эксперимент. Анализ феномена голосов на магнитофонах позволил ученым сделать интересные выводы, не только подтверждающие реальность их существования, но и объясняющие, почему не всегда удается их записать. Никакой записи голосов не происходит,
Читать далее...