Глава 1 - Введение
Введение
Задачей настоящего исследования было представить краткий обзор роста, доктрины, структуры, стремлений, нужд и условий движения Рас Тафари на Ямайке, и особенно в её столице — Кингстоне. Представленные здесь данные были собраны за две недели пребывания среди братии Кингстона, начиная с 4 июля 1960г. Поводом для проведения такого исследования послужили письма Ректору UCWI проф. Артуру Льюису и одному из его виднейших учёных г-ну Рексу Неттлфорду от братии Кингстона. В этих письмах они просили UCWI оказать братии различную помощь, особенно в области образования, а также напечатать правдивые сведения о братии Рас Тафари и её учении. По поводу этих просьб было проведено совещание, на котором проф. Льюис обсудил их с рядом Раста и предложил послать к ним группу из 3-х членов факультета на 2 недели для изучения основных нужд братии и выработки программы действий. Председательствовал г-н Horace Gordon из Комиссии по Социальному Благосостоянию Ямайки, помогавший организовать эту встречу. С любезного разрешения преп. M.E.W. Sawyers, Главы Правительственной школы Джонс Тауна, обсуждение проходило в его школе в понедельник 4 июля с 8.30 до 11ч. Собрание одобрило мысль о проведении исследования, начавшегося следующим утром.
Это не первый случай участия UCWI в исследовании движения Рас Тафари. В 1953г. проф. Джордж Итон Симпсон из Oberlin College, Огайо, США, провёл полевые исследования среди 4-х групп Рас Тафари в Кингстоне при поддержке Института Социальных и Экономических Исследований UCWI. В 1955 проф. Симпсон опубликовал результаты своих исследований в двух статьях: «Движение Рас Тафари на Ямайке: исследование расового и классового конфликта» (Social Forces, v. 34, No 2) и «Политический культизм в Западном Кингстоне» (Soc. & Ec. Studies, v. 4, No2). Вторая из этих статей, напечатанная UCWI — более информативная, но обе они содержат лишь тематические описания доктрины Рас Тафари, описания уличных собраний и богослужений; в них мало места уделено истории, организации и истокам движения. Как мы покажем далее, природа культа с 1953г. претерпела заметные изменения, и данные проф. Симпсона нуждаются в переработке. Старая работа Симпсона помогла провести настоящее исследование более быстро и эффективно. "
Глава 2 - История движения
В 20-е годы на Ямайке было два пророка. Один из них, по фамилии Bedward, пытавшийся взлететь на небеса, был водворён в психиатрическую лечебницу и там скончался. После него осталось поселение в August Town, рядом с Колледжем. Другой, намного более значимый, пророк был Маркус Гарви, основавший UNIA в США, чёрный националист, проповедовавший «Африку для африканцев — и тех, которые дома, и тех, которые за границей», «Един Бог, одна цель, одна судьба» и т.д. Гарви хотел основать чёрное государство в Африке, куда могли бы отправиться негры из Западного мира, что было одним из направлений деятельности его компании Black Star Line. Компания эта развалилась, но послание Гарви было услышано; оно будет привлекать и будущие поколения чёрных народов. Совсем недавно д-р Кваме Нкрума поместил эмблему этой компании в центр флага Ганы. Учение Гарви дало американским неграм расовую гордость и силу, в которых они так нуждались. Традиции Гарви живы среди негров Чикаго, Нью-Йорка и других североамериканских городов.
В 1927г. Гарви был выслан из США и вернулся на родную Ямайку, проповедуя своё учение о расовой гордости чёрных и о возвращении в Африку. Казалось, — нет пророка в своём отечестве. Белые и коричневые отрицали его учение. Чёрные находили его довольно обременительным для себя, т.к. Гарви часто говорил об экономии, тяжёлом труде, стойкости и предусмотрительности, призывая своих последователей самим изыскивать средства для возвращения в Африку. Хотя его штаб-квартира находилась на Ямайке до 1935г., он не добился там особого успеха. В 1929г. его ненадолго арестовали за неуважение к суду. Он был избран в K.S.A.C. (Kingston & St Andrew Corporation — B.) в феврале 1930г., но не прошёл в Законодательный Совет. В 1935г. он покинул Ямайку и уехал в Англию, где и умер в 1940г.
Вернувшись из США на родину, Гарви не обнаружил особой разницы в положении рас на Ямайке и в знакомых ему частях Соединённых Штатов. Утверждают, что Гарви говорил своим последователям: «Воззрите на Африку, когда там будет коронован Чёрный Царь, ибо день Освобождения близок». Ему же обычно приписывают пророчество о том, что его народ будет спасён и вернётся в Африку в 1960-х, или, как утверждают некоторые, в 1960-м.
В социальной сфере правда проявляется на двух уровнях. Существуют реальные события и восприятие реальных событий. То, что считается правдой, часто оказывается важнее самой правды с социологической точки зрения. Верования и убеждения людей отражают социальную силу, от которой не отделаться простым отрицанием. Сегодня для братии Рас Тафари Гарви — великий пророк, но его связь с основателями движения Рас Тафари между 1930-м и 35-м гг. остаётся неясной.
В ноябре 1930г Рас Тафари был коронован
Читать далее...