Мне приснился сон на днях. Начнем с того, что мне редко снятся сны. Хорошие сны тем более. Но этот был исключением.
Основной замут не помню (как тоже частенько бывает), главное, что у меня были проблемы и я куда то пришла, а там Хельга сидит. Она надела мне кольцо на руку (не обручальное), красивое такое кольцо, оно немного спадало, но я поменяла руку и все стало в пору. Это кольцо мне очень понравилось. А потом она в своей манере говорит, мол а давай я тебя бутербродами угощу, с медом! Прям натуральный такой мед, красивый и очень очень вкусный оказался.
Так вот...... не то что бы я серьезно относилась к толкованиям сновидений, но символика этого сна мне определенно симпатизирует и главное все логично...надеюсь )
Мне приходит рассылка с сайта Лены Даниловой по раннему развитию http://danilova.ru/ , там реклама на очередной семинар и вот такая вырезка, которая мне очень понравилась..
Пишет faith: "Работая в вузе, я вижу некоторые “результаты” школьного обучения – сколиозы, страх задать вопрос или ответить, неумение мыслить самостоятельно, отсутствие любви к рассуждению… есть и позитивные примеры, но… очень важная и интересная тема (анскулинг - прим. И.Д.), заставляет шевелиться и думать о своих возможностях".
Наталья Евгеньевна рассказывала, как девочка из её класса поступала в другую школу, в среднее звено. Это была какая-то сильная московская школа с собственной методикой преподавания и сначала с родителями девочки не хотели даже разговаривать, поскольку не брали детей даже во второй класс. Ведь дети, наученные думать по-другому не могли продолжать учёбу в этой школе, а тут ребёнок пытается аж в пятый класс поступить! Но всё же удалось договориться о вступительном тесте. Дедушка девочки наблюдал из-за стеклянной двери: экзаменатор просматривал один за другим листы теста, потом что-то спросил у девочки, она ответила, он сложил все оставшиеся бумаги уже не глядя и повёл девочку к выходу. Дедушка, конечно же подумал, что ничего не получилось, но, экзаменатор вышел и сказал, что ребёнка в школу берут.
Что же спросил экзаменатор у девочки? Вот что: не хочет ли она изменить ответ в тесте. Девочка ответила, что не хочет. Тогда её спросили, почему она выбрала именно этот, а не какой-то другой. Девочка сказала, что их учили так: если из всех вариантов подходит только один, а остальные по каким-то критериям не подходят, значит этот один правильный. Если несколько ответов удовлетворяют условиям, то из них нужно выбирать тот, который покрывает наибольшее число вариантов и объяснила, как именно она выбрала наиболее подходящий, почему, по её мнению, остальные покрывают меньше.
Как вы думаете, чья задача научить ребёнка думать? А чья - спокойно разговаривать с незнакомым взрослым на вступительном экзамене, отвечать на вопросы, не менять своё мнение только потому, что тебя спросили "Ты уверен?". Логично и правильно объяснить свою точку зрения?
Невероятно, но факт: в обычных детских учреждениях (школах и садиках), детей этому не учат! Родители, это наша с вами задача! И есть ряд приёмов, которые нужно просто знать и жить с ними, используя их регулярно и постоянно, специально и мимоходом.
Например, самый простой приём, которым пользуется наша учительница. Она возвращает детям их же вопросы. Подходит ребёнок и спрашивает: "Ната, это как?", на что Наталья Евгеньевна отвечает: "А ты как думаешь?". Если вы выработаете в себе привычку не бросаться сразу всё объяснять, показывать и разжёвывать, а научите ребёнка задумываться, это уже будет хорошо.
В школах приучают детей к другому. Если ребёнку вернуть вопрос, знаете, что он будет делать? Нет, не думать! Он судорожно будет пытаться УГАДАТЬ правильный ответ. Если тебя переспросили, значит, ты ответил неправильно, и значит, надо угадать, как правильно.
Почему дети не думают? Элементарно - потому что их никогда ни о чём не спрашивают, а только ДАЮТ материал, который надо усвоить. И ещё, потому что времени на "подумать" никогда нет! Ну никто не будет в классе из 30 человек ждать, пока Вася поразмышляет и выдаст ответ! За те 5-7, а то и 10 минут, которые требуются Васе, остальные дети разнесут класс... Ну и вообще, нет такой задачи у нашего образования - учить думать. Открытым текстом бывший министр образования Фурсенко говорил, что школы растят, цитирую: "грамотных потребителей". А вы думали...
Так что учите своих детей думать, мыслить, принимать решения.
Подглядела у sanfrancisca интересный флеш-моб, надо заняться)
Day 1 - ваша любимая фотография.
Day 2 - ваша фотография 2 года назад.
Day 3 - фотография человека,по которому вы скучаете.
Day 4 - фотография, которая делает вас счастливой/ым
Day 5 - фотография, на которой вы с забавным лицом.
Day 6 - фотография бывших друзей/людей, с которыми не общаетесь.
Day 7 - ваша фотография с лучшим другом.
Day 8 - ваша фотография из детства.
Day 9 - ваша случайная фотография.
Day 10 - фотография, которая заставляет вас смеяться.
Day 11-фотография из одного очень запоминающегося дня.
Day 12-ваша фотография с животным.
Day 13-фотография из времени,которое вы бы хотели вернуть.
Day 14-фотография с веб-камеры/телефона
Day 15-фотография на рабочем месте/школа/институт.
Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я всего лишь тряпичная марионетка, и подарил бы мне кусочек жизни, я бы тогда, наверно, не говорил всё, что думаю, но точно бы думал, что говорю. Я бы ценил вещи, не за то сколько они стоят, но за то, сколько они значат. Я бы спал меньше, больше бы мечтал, понимая, что каждую минуту когда мы закрываем глаза, мы теряем шестьдесят секунд света. Я бы шёл, пока все остальные стоят, не спал, пока другие спят. Я бы слушал, когда другие говорят, и как бы я наслаждался чудесным вкусом шоколадного мороженного.
Если бы Бог одарил меня ещё одним мгновением жизни, я бы одевался скромнее, валялся бы на солнце, подставив тёплым лучам не только моё тело, но и душу. Господь, если бы у меня было сердце, я бы написал всю свою ненависть на льду и ждал пока выйдет солнце. Я бы полил слезами розы, чтобы почувствовать боль их шипов и алый поцелуй их лепестков...
Господь, если бы у меня ещё оставался кусочек жизни, я бы не провёл ни одного дня, не сказав людям, которых я люблю, что я их люблю. Я бы убедил каждого дорогого мне человека в моей любви и жил бы влюбленный в любовь. Я бы объяснил тем, которые заблуждаются, считая, что перестают влюбляться, когда стареют, не понимая, что стареют, когда перестают влюбляться!
Ребёнку я бы подарил крылья, но позволил ему самому научиться летать. Стариков я бы убедил в том, что смерть приходит не со старостью, но с забвением. Я столькому научился у вас, люди, я понял, что каждый хочет жить на вершине горы, не понимая, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что с того момента, когда впервые новорожденный младенец сожмёт в своем маленьком кулачке палец отца, он его больше никогда его не отпустит. Я понял, что один человек имеет право смотреть на другого свысока только тогда, когда он помогает ему подняться. Есть столько вещей, которым я бы мог ещё научиться у вас, люди, но, на самом-то деле, они вряд ли пригодятся, потому что, когда меня положат в этот чемодан, я, к сожалению, уже буду мёртв. Всегда говори то, что чувствуешь, и делай, то что думаешь.
Если бы я знал, что сегодня я в последний раз вижу тебя спящей, я бы крепко обнял тебя и молился Богу, чтобы он сделал меня твоим ангелом-хранителем. Если бы я знал, что сегодня вижу в последний раз, как ты выходишь из дверей, я бы обнял, поцеловал бы тебя и позвал бы снова, чтобы дать тебе больше. Если бы я знал, что слышу твой голос в последний раз, я бы записал на плёнку всё, что ты скажешь, чтобы слушать это ещё и ещё, бесконечно. Если бы я знал, что это последние минуты, когда я вижу тебя, я бы сказал: Я люблю тебя и не предполагал, глупец, что ты это и так знаешь. Всегда есть завтра, и жизнь предоставляет нам ещё одну возможность, чтобы всё исправить, но если я ошибаюсь и сегодня это всё, что нам осталось, я бы хотел сказать тебе, как сильно я тебя люблю, и что никогда тебя не забуду. Ни юноша, ни старик не может быть уверен, что для него наступит завтра.
Сегодня, может быть, последний раз, когда ты видишь тех, кого любишь. Поэтому не жди чего-то, сделай это сегодня, так как если завтра не придёт никогда, ты будешь сожалеть о том дне, когда у тебя не нашлось времени для одной улыбки, одного объятия, одного поцелуя, и когда ты был слишком занят, чтобы выполнить последнее желание.
Поддерживай близких тебе людей, шепчи им на ухо, как они тебе нужны, люби их и обращайся с ними бережно, найди время для того, чтобы сказать: "мне жаль", "прости меня, пожалуйста" и "спасибо", и все те слова любви, которые ты знаешь. Никто не запомнит тебя за твои мысли.
"никто. никогда. никуда из меня не уходит.
любой, кто однажды запущен под кожу был,
горит во мне алым углем, даже если остыл.
даже если давно не мил,
если был да сплыл,
говорит во мне. продолжается. происходит”
C’è nell’intimità degli uomini un confine20-12-2011 13:05
C’è nell’intimità degli uomini un confine
(Da Stormo Bianco)
C’è nell’intimità degli uomini un confine che né l’amore, né la passione possono osare: le labbra si fondono nel terribile silenzio e il cuore si spezza per amore.
Anche l’amicizia qui è impotente, e gli anni pieni di felicità alta infiammata, quando l’anima è libera e distratta dal lento languore della voluttà.
Pazzo è colui che vi si appresta, raggiungerlo è morire d’angoscia... Ora puoi capire perché non batte il mio cuore sotto la tua mano.
- Почему у тебя никого нет? Никого.
- Потому что в этом городе все одиноки.
- Твоя отговорка. Оправдываешься тем, что все в этом городе одиноки. Ты хотел изменить мир, Эллай.
- Я делаю то, что могу. И то сложно.
- До каких пор? пока тебя будет не возможно узнать? Я приехала , потому что думала, что ты готов...
- Готов убежать?
- Да. Да...
- Не так всё просто.
- Просто, дорогой.
- Нет.
- Ты просто забыл правила.
- Ты не понимаешь,ты подписываешь контракт и пашешь...Мосты, тоннели...тебя засосало... навсегда.
- Ты когда нибудь поймёшь, почему твой брат убил себя?
- Некоторые люди быстро устают... И рано увольняются."
Антуан затеял такую мутацию небескорыстно: им давно владело желание найти для себя некую форму общественной жизни, но натура не позволяла. Он знал, сколь мала доля подлинно свободной воли в людских воззрениях, и всегда силился постичь, что движет каждым человеком. Его беда отчасти заключалась в том, что он жил под гнетом трагического постулата, сформулированного Жаном Ренуаром: «Несчастье этого мира в том, что все по-своему правы». Словно священному закону, следовал Антуан правилу Спинозы: не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими, но не клясть их, а понимать, — и старался не осуждать даже тех, кто открыто стремился подмять его или превратить в козла отпущения. Антуан принадлежал к категории людей, готовых сделать зубной протез акуле да еще попытаться его вставить. Однако если он и расположен был к пониманию, то отнюдь не с позиций христианского всепрощения. Под глянцем свободы и псевдовозможности произвольного выбора он ясно видел, быть может даже в несколько гипертрофированном варианте, пресловутую необходимость, описанную Спинозой, и работу неумолимой машины, питающейся человеческими душами. В то же время, желая быть объективным и по отношению к себе, он пришел к выводу, что, силясь все понять и постичь, разучился жить, разучился любить, и его интеллектуальный экстремизм можно, в принципе, расценить как боязнь окунуться в жизнь и занять в ней свое место.
— Однако, — добавил он, — истина подобна двуликому Янусу. Как и луна, она имеет две стороны, и я до сих пор жил на темной. Хочу теперь погулять по ее светлой стороне. Не умничать, погрузиться в повседневный быт, верить в политику, стильно одеваться, следить за спортивными событиями, мечтать о последней модели автомобиля, смотреть новости по телевизору, не бояться ненавидеть или презирать какие-то вещи… До сих пор я лишал себя этого, интересуясь всем и не любя ничего. Я не говорю, что это было плохо или хорошо, но хочу причаститься, да-да, причаститься тому единому великому духу, что именуется общественным мнением. Я хочу быть со всеми, не понимать их, а быть как они, среди них, делить с ними их жизнь…
«сложный период в жизни» -
довольно странное определение.громоздко. и суть наощупь.
тем не менее – ситуация реальна.
и характерна рождением предателей.
и сахарными выстрелами в брюшину.
особенно бодрым становишься
когда таковым удивляют друзья
в обнимку с тобой уцелевшие во вьетнаме
и в 4 руки похоронившие одну на двоих молодость
.наверное я о чем-то не знаю.
и потому понять не могу
пленительных метаморфоз
происходящих с двуногими
вросшими в сердце.
друг для меня – кровеносен.
и цвета кирпичной стены
.потому так невыносимо сейчас
чертать эти буквы
и дымом давиться в затылке.
потому как невыносимо сейчас
чертать эти буквы
и дымком давиться в затылке.
а мужество песню лелеет по кругу.
не устаю любоваться ислушать.
глотать кислородные ноты
я кажется больше не верю
я больше не верю тебе.
накорми моё сердце гранатом
друг мой ...
Мария! Мария! Мария!
Пусти, Мария!
Я не могу на улицах!
Не хочешь?
Ждешь,
как щеки провалятся ямкою
попробованный всеми,
пресный,
я приду
и беззубо прошамкаю,
что сегодня я
"удивительно честный".
Мария,
видишь -
я уже начал сутулиться.
В улицах
люди жир продырявят в четырехэтажных зобах,
высунут глазки,
потертые в сорокгодовой таске,-
перехихикиваться,
что у меня в зубах
- опять!-
черствая булка вчерашней ласки.
Дождь обрыдал тротуары,
лужами сжатый жулик,
мокрый, лижет улиц забитый булыжником труп,
а на седых ресницах -
да!-
на ресницах морозных сосулек
слезы из глаз -
да!-
из опущенных глаз водосточных труб.
Всех пешеходов морда дождя обсосала,
а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет;
лопались люди,
проевшись насквозь,
и сочилось сквозь трещины сало,
мутной рекой с экипажей стекала
вместе с иссосанной булкой
жевотина старых котлет.
Мария!
Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?
Птица
побирается песней,
поет,
голодна и звонка,
а я человек, Мария,
простой,
выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.
Мария, хочешь такого?
Пусти, Мария!
Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка!
Мария!
Звереют улиц выгоны.
На шее ссадиной пальцы давки.
Открой!
Больно!
Видишь — натыканы
в глаза из дамских шляп булавки!
Пустила.
Детка!
Не бойся,
что у меня на шее воловьей
потноживотые женщины мокрой горою сидят,-
это сквозь жизнь я тащу
миллионы огромных чистых любовей
и миллион миллионов маленьких грязных любят.
Не бойся,
что снова,
в измены ненастье,
прильну я к тысячам хорошеньких лиц,-
"любящие Маяковского!"-
да ведь это ж династия
на сердце сумасшедшего восшедших цариц.
Мария, ближе!
В раздетом бесстыдстве,
в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.
Мария!
Поэт сонеты поет Тиане,
а я -
весь из мяса,
человек весь -
тело твое просто прошу,
как просят христиане -
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".
Мария — дай!
Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
как поэт боится забыть
какое-то
в муках ночей рожденное слово,
величием равное богу.
Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.
Мария -
не хочешь?
Не хочешь!
Ха!
Значит — опять
темно и понуро
сердце возьму,
слезами окапав,
нести,
как собака,
которая в конуру
несет
перееханную поездом лапу.
Кровью сердце дорогу радую,
липнет цветами у пыли кителя.
Тысячу раз опляшет Иродиадой
солнце землю -
голову Крестителя.
И когда мое количество лет
выпляшет до конца -
миллионом кровинок устелется след
к дому моего отца.
Вылезу
грязный (от ночевок в канавах),
стану бок о бок,
наклонюсь
и скажу ему на ухо:
- Послушайте, господин бог!
Как вам не скушно
в облачный кисель
ежедневно обмакивать раздобревшие глаза?
Давайте — знаете -
устроимте карусель
на дереве изучения добра и зла!
Вездесущий, ты будешь в каждом шкапу,
и вина такие расставим по столу,
чтоб захотелось пройтись в ки-ка-пу
хмурому Петру Апостолу.
А в рае опять поселим Евочек:
прикажи,-
сегодня ночью ж
со всех бульваров красивейших девочек
я натащу тебе.
Хочешь?
Не хочешь?
Мотаешь головою, кудластый?
Супишь седую бровь?
Ты думаешь -
этот,
за тобою, крыластый,
знает, что такое любовь?
Я тоже ангел, я был им -
сахарным барашком выглядывал в глаз,
но больше не хочу дарить кобылам
из сервской муки изваянных ваз.
Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова,-
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!
Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!
Пустите!
Меня не остановите.
Вру я,
в праве ли,
но я не могу быть спокойней.
Смотрите -
звезды опять обезглавили
и небо окровавили бойней!
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо. (с) Маяковский
Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить
несколько лишних капелек разума, необходимых для поддержания мужского
достоинства; по этому случаю мужчина обратился ко мне за наставлением --
как, впрочем, он поступает всегда, -- и я тотчас же подала ему достойный
совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но
зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и
подсластила тоскливую важность мужского ума. Недаром Платон колебался, к
какому разряду живых существ подобает отнести женщину, -- разумных или
неразумных, сомнением своим желая указать, что глупость есть неотъемлемое
свойство ее пола1. Если женщина даже захочет прослыть умной --
как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку
вопреки, ведут на ристалище, -- ибо всякий врожденный порок лишь
усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели. Правильно
говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже
облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря --
дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила. И все же я не считаю женщин
настолько глупыми, чтобы обидеться на мои слова, ибо я сама женщина и имя
мое -- Глупость. Ежели поразмыслить как следует, то ведь женщины обязаны мне
тем, что они несравненно счастливее мужчин. Начнем с внешней красоты,
которую они справедливо ставят превыше всего на свете и с помощью которой
самих тиранов подчиняют своей тирании. А с другой стороны, откуда взялась
отталкивающая и дикая внешность мужчин, их волосатая кожа, их дремучая
борода, весь этот облик преждевременного обветшания, откуда все это, если не
от порока мудрости?! Между тем, пухлые щеки, тонкий голос и нежная кожа
женщин вечно подражают юности. Далее, к чему стремятся женщины в этой жизни,
как не к тому, чтобы возможно больше нравиться мужчинам? Не этой ли цели
служат все их наряды, притиранья, омовенья, дорогие безделушки, мази,
благовония, раскрашенные лица, подведенные глаза, искусно увеличенные
округлости? Чем привлекают они к себе мужчин, как не глупостью? Чего не
позволяют им мужчины во имя сладострастия?! В глупости женщины -- высшее
блаженство мужчины. Этому, конечно, не станет прекословить тот, кто
вспомнит, какую чушь привыкли нести мужчины в любовных беседах и каких
только дурачеств они не совершают, лишь бы заставить женщину уступить их
вожделению. Теперь вы видите, из какого источника проистекает любовь --
первое и величайшее наслаждение в жизни.Эразм Роттердамский "Похвала глупости"
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Тогда в какое же счастье верите вы сами?02-12-2011 18:02
Р.-П. Д.Я не верю в то, что счастье может быть постоянным, вроде перманентного макияжа. И тезис о том, что даже в худшие моменты достаточно приказать себе быть счастливым, чтобы стать им, кажется мне чудовищным. Он лишает человеческое существование его фундаментальной связи с горем: человек может чувствовать себя счастливым, только если иногда он бывает несчастен. Так что советам доктора Куэ я предпочитаю чтение Сенеки, Спинозы и Ницше. Сенека позволяет признать: даже когда мы счастливы так, как это только возможно, никто и никогда не гарантирует нам, что так будет всегда. Спиноза помогает понять, что в мире существует неизбежность и что мы не можем следовать только собственным капризам. А Ницше призывает сказать жизни решительное «да» – «да» и счастью, и несчастью вместе.
П. Б. Существуют блаженные минуты, они приходят и уходят, и у нас нет над ними никакой власти: мы можем только принимать их, когда они нам выпадают. Больше счастья я ценю романтику. Я предпочитаю насыщенную жизнь, полную неожиданностей, как приятных, так и горестных, жизни счастливой, но монотонной. Умение принимать наше земное существование с его достоинствами и недостатками, любить без оглядки, испытывать самые сильные радости и самые глубокие страдания – возможно, именно это древние называли «хорошей жизнью». Это такая жизнь, в которой небольшая часть, называемая счастьем, не становится наваждением.
из интервью с философами Роже-Поль Друа и Паскаль Брюкнер
Прежде чем описывать мотивы выбора брачного партнера, следует напомнить о том, что необходимо различать собственно мотивы и мотивировки. Мотивировки — это более или менее рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам. При этом истинные побудительные причины их поведения могут как полностью и правильно осознаваться, так и осознаваться не полностью или неправильно либо не осознаваться вообще. Во многих классификациях мотивов брачного выбора, построенных на исследованиях, проводившихся с помощью анкетных методов, перечисляются именно мотивировки, а не собственно мотивы; либо мотивы и мотивировки перемешиваются. В качестве примера можно привести классификацию, даваемую СВ. Ковалевым. Мотивация брака включает, с его точки зрения, пять основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Наиболее глубоко и полно мотивация выбора брачного партнера рассматривается в психодинамическом подходе. 3. Фрейд был одним из первых ученых, кто пытался определить, на основании чего люди выбирают себе пару. Он считал, что чаще всего любовь возникает как результат переноса, т. е. брачный партнер выбирается «по образу и подобию» родителя противоположного пола. Дальнейшие исследования в рамках психодинамической модели предложили другие, не столь прямые трактовки переноса: индивид подбирает партнера, с которым мог бы воссоздать модель родительской семьи (например патриархальную); сформировать отношения, подобные тем, которые существовали между его родителями, и т. п. Так, В. Томан считает, что индивид стремится воссоздать не модель отношений родителей, а собственное положение среди братьев и сестер, которое он занимал в родительской семье. Например, мужчина, имевший старшую сестру, выбирает в жены женщину, с которой мог бы чувствовать себя как младший брат — ждет от нее заботы о нем и покровительственного отношения. В концепциях Г. Дикса иДж. Вилли речь идет о проекциях неудовлетворенных в детстве желаний. Они считают, что каждый из партнеров имеет скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены родителями, и для брака выбирает человека, который помог бы ему воссоздать свои инфантильные ситуации и вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. Партнеры взаимодействуют, экспериментируя на себе, пытаясь взаимно отреагировать и разрешить свои невротические проблемы.
Важно отметить, что мотивация выбора в классических психоаналитических и близких к ним моделях трактуется одинаково: выбор, совершаемый в настоящем, детерминируется прошлым опытом индивида. Более современные теории пытаются объяснить мотивацию выбора брачного партнера потребностями, которые есть у индивида в настоящем, и влиянием на него социальных условий, в которых он находится. Наиболее известными и признанными считаются следующие теории.
Согласно теории комплиментарных потребностей, Р. Уинч считает, что выбор совершается на основе взаимодополнительности, когда удовлетворение потребностей одного партнера будет одновременно и удовлетворением потребностей другого. Примером такой взаимодополнительности может быть потребность в доминировании у одного из партнеров и потребность в подчинении у другого. Так, властного мужчину привлекает кроткая женщина, а мягкого по характеру мужчину влечет к энергичной партнерше и т. п.
Достаточно широко распространенной в 70-е годы XX в. была концепция «фильтров» А. Керкгоффа — К. Девиса. Согласно ей, любые отношения (дружеские, партнерские, супружеские) проходят в своем развитии через ряд «фильтров», психологическое содержание которых меняется в зависимости от типа отношений и этапа их развития. Отношения, не прошедшие очередной «фильтр», распадаются, и количество пар, движущихся к следующему «фильтру», уменьшается. При этом прохождение через какой-либо «фильтр» не гарантирует успешного прохождения последующих. Таким образом, из множества пар молодых симпатизирующих друг другу людей до этапа бракосочетания дойдут лишь некоторые, и еще меньшее число пар сохранится до этапа, например, серебряной свадьбы.
В. Мурштейн в теории «стимул — ценность — роль» интегрировал идеи Р. Уинча и концепцию «фильтров», предположив, что пары проходят в своих отношениях стадии удовлетворения определенных потребностей. На стадии стимула мужчина и женщина оценивают внешность друг друга, умение держаться в обществе, интеллект и т. д., т. е. то,
Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических факторов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с негативными эмоциональными отношениями между супругами, которые продолжают жить вместе из-за хозяйства, детей и т. п., то теперь такие семьи чаще всего прекращают свое существование. Подавляющее большинство молодых людей хотят выйти замуж или жениться по любви.
Эмоциональные отношения на первом этапе их развития существуют в виде симпатии.
Симпатия.
На возникновение симпатии влияют:
• физическая привлекательность индивида;
• социально-демографические характеристики индивида;
• особенности поведения индивида в общении.
Физическая привлекательность индивида.
Наиболее устойчиво в обыденном сознании возникновение симпатии связывается с внешними данными человека, со степенью его красоты. Считается, что более красивые люди находятся в более выгодном положении, когда речь идет о возникновении симпатии. Но многочисленные исследования показывают неоднозначность этого, казалось бы, само собой разумеющегося вывода.
Во-первых, однозначных стандартов красоты, даже при учете силы воздействия средств массовой коммуникации, все же не существует. Различным людям «красивыми» кажутся не одни и те же индивиды. Как показывают исследования, в достаточно большой группе людей всегда найдется человек, испытывающий симпатию к индивиду, который не кажется привлекательным большинству остальных. Во-вторых, в ряде экспериментальных исследований было показано, что в качестве наиболее предпочитаемого партнера выбирается не «самый красивый» из присутствующих, а «примерно равный мне по красоте». Из этого следует, что на оценку степени красоты другого человека сильно влияет самооценка: высоко оценивающие свою внешнюю привлекательность испытуемые предпочитают выбирать более красивых (по их мнению) партнеров, а испытуемые, считающие себя некрасивыми, — менее красивых. В основе такого поведения лежит
прогнозирование реакций партнера на себя, т. е. попытка представить, как бы развивались отношения с этим человеком.
Весьма вероятно, что как красивых мы оцениваем тех людей, которым приписываем важные для нас качества, т. е. оценка человека как «красивого» — это оценка его как подходящего для нас.
Однако наиболее важным выводом является то, что физическая привлекательность не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Не существует жесткой связи между физической привлекательностью и успехом в романтических отношениях; также физическая привлекательность не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака.
Социально-демографические характеристики.
Кроме внешности, привлекательность человека зависит и от таких его характеристик, как социальный статус, образование, профессия,
интеллект и т. п. Эти характеристики положительно коррелируют с привлекательностью человека лишь до определенного момента, а затем зависимость становится обратной. Это значит, что слишком большая выраженность положительных характеристик (очень высокий социальный статус, очень высокий уровень интеллекта) снижает привлекательность человека в глазах окружающих. Как показывают экспериментальные данные и подтверждает опыт обыденной жизни, большинство людей выбирает себе в партнеры по неформальному общению тех, кто принадлежит к той же социально-демографической группе, имеет сходный жизненный путь, разделяет те же взгляды на жизнь и т. д. Это можно объяснить тем, что общение с таким партнером как бы подтверждает правильность собственных взглядов на жизнь и собственного способа проживания жизни. Особенно явно подобная тенденция прослеживается при невротическом общении — для невротика любой непохожий на него человек является вызовом и рождает сомнения в собственном праве на
Татьяна Ребеко — юнгианский аналитик, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.
Каждый из нас имеет свою историю, свою судьбу, свой взгляд на мир и на себя в этом мире. Но в то же время все мы очень похожи: плачем от боли, смеемся от радости, переживаем восторг любви и муки ревности, испытываем нежность к новорожденному и страх перед смертью. Кроме того, мы — часть цивилизации, культуры, опыта предшествующих поколений. Мы как листья на кроне огромного многовекового древа: при непохожести индивидуального рисунка, питаемся соками из одного корня. То, что каждый из нас переживает в своей жизни, люди переживали и осмысливали задолго до нашего рождения. Память об этом сохранилась в мифах, легендах, сказках и символах — именно они отражают универсальный опыт предшествующих поколений, который может помочь любому из нас совладать с личной проблемой. Ведь миф не только рассказывает о похожей ситуации, он одновременно показывает, каким способом можно ее разрешить. Так считал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) — выдающийся швейцарский ученый и психотерапевт, который создал метод аналитической терапии.
Против течения
Кому это нужно
Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.
Карл Густав Юнг был учеником Зигмунда Фрейда. Однако после долгих лет совместной работы они пережили болезненный разрыв из-за того, что их взгляды на психоанализ кардинально разошлись. Юнг предположил, что наша личность состоит из Эго (сознающей части психики), личного бессознательного, которое содержит вытесненные тягостные воспоминания и чувства, и из коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное — это общие для всех людей эмоциональные реакции и стереотипы поведения, которые проявляются у каждого из нас в виде архетипов. Эти универсальные модели и определяют наше мышление и поведение. Юнг соглашался с Фрейдом, что проблемы некоторых пациентов можно решить, работая только с личным бессознательным — помогая им осознать вытесненные воспоминания, фантазии, чувства, связанные с индивидуальным опытом. Но чаще ему приходилось сталкиваться с тем, что какой-то сценарий словно держит человека в плену и воспроизводится во всех областях жизни: в общении с людьми, в работе, в отношении к самому себе. Например, жизнь пациента словно героический путь: для достижения цели он пробивается через многочисленные препятствия, постоянно одерживает победы (даже в самых обычных ситуациях), каждое достижение дается ему благодаря тяжелейшему труду. Таким образом на человека влияет один из архетипов. Юнг пришел к выводу, что в такой ситуации необходимо помочь клиенту понять, какой архетип держит его в плену, дать возможность увидеть его со стороны, чтобы освободить от его влияния. Иначе человек не сможет вступить на путь индивидуации (самореализации) и обрести свою Самость — стать самим собой, следуя своей природе, а будет бессознательно подчиняться коллективным нормам и стереотипам поведения. Между тем, освободившись от влияния архетипов, человек не потеряет связь с коллективным бессознательным, которая может обогатить его на пути обретения себя.
Юнг доказал, что у каждого из нас свой путь становления личности: нет общих рецептов развития, и наш внутренний закон во много раз важнее для нас, чем общественное мнение, преклонение перед авторитетами. Отойдя от Фрейда, он мучительно переживал их разрыв. Но именно это позволило ему создать новую теорию и новый метод психотерапии.
Обретение имени
28-летняя Екатерина обратилась к юнгианскому психотерапевту спустя год после замужества. Ее жизнь была вполне благополучна: любящий муж, интересная работа, друзья. Тем не менее она чувствовала себя подавленной и опустошенной. Она абсолютно растворилась в муже и ощущала, что как личность перестала существовать. Во время терапии Екатерина «вспомнила», что так же строятся и ее отношения с матерью: приходится угадывать ее желания и делать все, чтобы быть «хорошей девочкой». Позже выяснилось, что все, чем ей приходится заниматься, поглощает ее: она продолжает думать о работе по вечерам, постоянно прокручивает в голове разговоры с людьми или рабочие ситуации и старается мысленно исправить то, что не получилось.
Сюжет, который разворачивается в жизни Екатерины, напомнил терапевту миф о Деметре и Персефоне, и он пересказал ей его. Персефона была дочерью богини плодородия Деметры. В начале мифа она предстает беспечной девушкой, которая целиком зависит от своей матери, и у нее даже нет собственного имени. Ее похищает бог подземного царства Аид и берет в жены. Деметра заставляет Зевса вернуть ей дочь, которая, однако, не