Всем известен рассказ о пятнадцати инвалидах, которые в 1772 г . один за другим за короткое время повесились на одном и том же крюке в темном коридоре; как только крюк был снят, эпидемия прекратилась.
То же самое было в булонском лагере: один солдат застрелился в часовой будке; через несколько дней у него оказались последователи, которые покончили с собой в той же будке; как только ее сожгли, эпидемия прекратилась.
В 60-ые Кен Кизи написал бунтарскую книгу - "Пролетая над гнездом кукушки".
Сюжет романа прост. Это — история простого
парня, который, будучи не в ладах с законом, предпочитает «свалять
дурака» и отсидеться в психушке. История заканчивается трагически:
поведение героя - в сущности, совершенно нормальное и естественное
— психиатры находят неадекватным и угрожающим и подвергают
героя лоботомии, которая и в самом деле разрушает его личность.
Многими этот сюжет был воспринят как метафора противостояния
здоровой личности и ненормального, репрессивного общества. Но даже
если воспринять сюжет буквально, то и это невольно заставляет задаться
непростыми вопросами. Где проходит грань между нормой и патологией?
На каком основании эксперты ставят психиатрический диагноз
и всегда ли этот диагноз бесспорен? Что считать критерием излечения
от душевного недуга, то есть когда пациент психиатрической клиники
вправе выйти на волю? Застрахован ли здоровый человек от психиатрического
произвола?
Ответы на эти вопросы (увы, неутешительные) предложил профессор
Стэнфордского университета Дэвид Розенхэн. Под впечатлением
романа Кизи он решился на отчаянный эксперимент, результаты которого
опубликовал в журнале Science.
Розенхэн и еще семь человек образовали группу, в которую входили
три психолога, педиатр, психиатр, художник и домохозяйка. Члены
этой группы появлялись поочередно в 12 психиатрических клиниках
пяти штатов США. Все члены группы были нормальными людьми и никогда
в жизни не обнаруживали никаких психических расстройств. Каждый
участник получал следующую инструкцию: обратившись в клинику,
он должен был сообщить, что иногда слышит незнакомый голос,
принадлежащий человеку одного с ним пола и произносящий какие-то
невнятные слова. Затем ему следовало, изменив только свое имя, без
утайки рассказать все, что касается его реальной жизни со всеми ее радостями
и горестями. По мнению Розенхэна, в этих рассказах не могло
быть ничего похожего на патологию.
Как бы то ни было, участников группы приняли в одиннадцать клиник
(из двенадцати!) с диагнозом «шизофрения».
Быть может, случившееся объясняется ошибкой медицинского
персонала или тем, что они хотели проверить диагноз?
С момента поступления в клинику и на протяжении всего пребывания
в ней псевдопациенты вели себя совершенно нормально и не упоминали
больше о «голосах» в надежде быстро выписаться. Однако такого
внезапного улучшения в их состоянии не заметил ни один из медицинских
работников. Только после многочисленных попыток участникам
эксперимента удалось убедить персонал в том, что они находятся в здравом
рассудке, и вернуться домой. Участники провели в клинике в среднем
по три недели (один из исследователей, которого держали в клинике
семь с половиной недель, вынужден был бежать из нее, так и не
убедив «опекунов», что он здоров и телом и душой).
Когда Розенхэн ознакомил сотрудников психиатрических клиник с
этими результатами, они возмутились, отказываясь верить, что подобное
могло случиться.Тогда Розенхэн предупредил медицинский персонал, ознакомленный
с результатами его первого эксперимента, что в ближайшие три
месяца им следует ожидать «псевдопациентов». Из почти двух сотен
человек, принятых за это время в клинику, больше половины вызвали подозрения
у психиатров. А между тем в клинику за это время не обратилось
ни одного «псевдопациента»!
Социальные последствия этого опыта, по сути спровоцированного
романом Кизи, превзошли самые немыслимые фантазии. По всей
стране из психиатрических лечебниц тысячами стали выписывать пациентов.
И это при том, что большинство из них в самом деле нуждались
в лечении! Армия юродивых и убогих, не умеющих приспособиться
к социальной действительности, выплеснулась на улицы американских
городов, впервые со времен Великой депрессии вызвав новую
эпидемию попрошайничества и бродяжничества.
Из Популярной психологической энциклопедии С. Степанова
В 50-е и начале 60-х годах ХХ века широко применялась хирургическая операция, получившая название прифронтальной лоботомии. Заключалась она в разрушении или удалении прифронтальных долей головного мозга. Применялась для лечения психических больных, представляющих угрозу для себя и окружающих людей. Эта операция успокаивала больных, но не улучшала психологическое состояние больных. Любой бред или психическое искажение реальности, которые испытывали люди до хирургического вмешательства, не покидали их и потом. Нарушалась именно их способность действовать в соответствии со своими бредовыми идеями и импульсами. Любопытный факт, что разработчик префронтальной лоботомии Эгаз Мониц погиб от рук одного из своих пациентов, который ранее перенес подобную процедуру и явно сохранил достаточно воли и стремления, чтобы отмстить хирургу.
(с) Д.Палмер и Л.Палмер "Секреты поведения Homo Sapiens"
В 97 году, в Лионе, некий портной устроил в подвале у себя гильотину с зеркалом, чтоб видеть, как нож ее отрежет голову ему. Он это видел, как заключили доктора.
В 94 Кромулин, студент Новороссийского университета, снял с койки матрас, поставил под койку три зажженных свечи и решал сложное математическое вычисление, в то время, как огонь жег ему спинные позвонки и жарил мозг в них. Через 27 минут он уже не мог решать вычисление, а затем – умер.
это конец, мой единственный друг
крышка всему, что ты видишь вокруг
всем нашим планам, расчетам детальным...
все, что стояло так монументально,
наша стабильность -- все рухнуло враз
...
я не увижу вновь блеск твоих глаз
можешь представить, что будет? так вольно
так безнадежно и, вместе с тем, больно
было нуждаться в руке чужака
в землях чужих, как и эта рука
в римской пустыне страданья и боли
дети свихнулись, свихнулись тем более
летней грозы ожидая напрасно
там, на окраине, нас ждет опасность
ты же езжай Королевской прямой!
странные сцены внутри золотой
шахты тебя ожидают нередко
мчись по змее прямо к озеру, детка
древнему озеру, мчись быстрей ветра
длинной змеей -- долгих семь километров
мчись по змее... как стара та змея
как холодна у нее чешуя...
запад -- отпад! лучше ты не найдешь
едь же на запад и там отдохнешь
слышишь, автобус зовет голубой?
он зовет нас. шеф, мы едем домой?
перед рассветом убийца проснулся
сел на кровати, оделся, обулся
маску из древней надел галереи
дверь отворил, в холл спустился скорее
к брату с сестрой потихоньку зашел
и, завершив свой визит... вышел в холл
спальня открыта: "Отец"--"Да, сын мой?"
"Я бы хотел расквитаться с тобой --
из пистолета в затылок бабахнуть...
Мать? А тебя мне хотелось бы..."
детка, используй свой шанс золотой
там, за автобусом встреться со мной
пусть голубым выйдет наш с тобой рок
это -- конец, мой прекрасный дружок
освободить тебя было так больно --
ты не пойдешь вслед за мной добровольно
это -- конец... дням, когда мы смеялись
лгали... ночам, когда вместе пытались
остановить пульс усталых сердец
все завершается
это конец
Я жду. Мой мир -
автобусная остановка,
Дешевая обстановка,
Да дождь, которому я рад.
Делюсь я с ним своими тапками
Пусть не простудится на улице,
А дальше - это как получится...
Дворовыми котами и собаками
Я измеряю свою нежность,
Ошибками - свою поспешность ...
29 мая 1914 года канадский пассажирский лайнер “Эмпресс оф Айленд” столкнулся с норвежским судном “Сторстадт”. В катастрофе погибло 1012 человек. Соотношение спасенных к погибшим:
Детей - из 138 спасено 4.
женщин - 310 - 41
мужчин - 609 - 172
экипаж - 420 - 248.
В 1928 году утонул корабль "Вестрес"
из 12 детей не спасся ни один
из 37 женщин спаслось 8
экипажа спаслось 78%
Паром "Princess Victoria" погиб 31 января 1953 года в Северном канале, Англия.
132 человека погибли, 40 спаслись, причем среди спасшихся не было ни женщин, ни детей.
"Сила покоилась на мышцах его загорелых рук, и власть улеглась ему на плечи, нашептывая в ухо, как обезьяна"
У.Голдинг "Повелитель мух"
"День вытянулся, став бесконечным и липким. Минуты наслаивались на него как мухи на подвешенную к потолку клейкую ленту. Назойливо и муторно..."
Арч Стрэнтон "Кошмар на улице Вязов"
"Тревога вернулась. Она сново улеглась в груди огромным, грязным, косматым псом и принялась вылизывать сердце"
Арч Стрэнтон "Кошмар на улице Вязов"
Опять
Ты по трапу самолета поднимаешься,
Над облачным паркетом вновь лежит твой путь.
За иллюминатором безжалостным скрываешься,
Продавливая серыми глазами жизни суть.
Куда ты, милое создание,
В какие страны, города,
Какие древние предания
Тебя волнуют до сих пор?
В каких морях порою раннею
На дне ты ищешь жемчуга,
Чтоб обменять при возвращении
На пламя, преданность ... и боль?
В своем кармане, среди мусора и пыли,
Храню жумчуженки я бледное зерно,
В обмен же отдал я тебе унылый,
Печальный силует Творящей Зло.
Прости же, милое создание,
За мой неясный бред,
За годы полные молчания -
Они таят испуг.
Я сам к морям перерождения
Куплю тебе билет,
И ты исчезнешь как видение,
Как боль в моем мозгу.
Человека перемещают из одной точки в другую.
Для этого в начальной точке его разбирают на атомы и молекулы, а затем в конечной точке его собирают из идентичных ДРУГИХ элементов.
Вопрос: Насколько это тот же человек?
Размышления:
Для сторонних наблюдателей новый человек - полная копия "старого" с той же памятью и психикой.
Для самого нового человека кажется, что у него померкло сознание в начальной точке, а в конечной он очнулся. Память сохраняется.
Но для "старого", перемещаемого человека не все так просто. Он отключается. Но не вопрос, что он же очнется на новом месте.
Вы входите и "умираете", а тот кто "возродился" - ваша полная копия, но не Вы.
НИКАК нельзя доказать, что ваш идентификационный признак, то, что определяет вас, то, что в религии называют душой, для вас и вашей копии в нашем эксперементе один.
Эго конец, друг прекрасный.
Это конец, мой единственный друг,
Конец нашим тщательно продуманным планам,
Конец всему, что вечно,
Конец... ни безопасности, ни удивления,
Конец.
Я никогда не загляну в твои глаза вновь.
Можешь ли ты представить, каково быть
Столь необузданным и вольным,
Отчаянно нуждаясь
В рукопожатии какого-нибудь незнакомца
В стране, обреченной на безнадежность.
Ты заблудилась в пустыне боли, придуманной Римом,
И все дети сошли с ума,
Все дети сошли с ума
В ожидании дождя, принесенного летом.
На городской окраине небезопасно,
Езжай с ветерком по Королевскому шоссе, милая.
Странные дела творятся в золотой шахте.
Мчись на Запад по шоссе, милая.
Оседлай змея,
Оседлай змея
И отправляйся к древнему озеру, милая,
Змей длиной целых семь миль,
Садись верхом на змея,
Он стар и кожа его холодна.
Самое лучшее - Запад,
Самое лучшее - Запад,
Доберись сюда, а все остальное мы сделаем вместе.
Голубой автобус, автобус цвета печали, зовет нас,
Голубой автобус, автобус цвета печали, зовет нас,
Водитель, ответь - куда ты нас отвезешь?
Убийца поднялся засветло,
Обулся,
Принял обличье человека с портрета из галереи предков,
И спустился по лестнице в зал.
В комнату сестры
Отправился он, а
Чуть позже
Своему брату нанес визит,
А чуть позже
Спустился по лестнице в зал.
И вот подошел он к двери,
И вот заглянул он внутрь:
"Отец?"
"Что тебе, сын?"
"Я хочу убить тебя!
Мать, я так хочу..."
Ух, хорошо, все отлично, да!
Давай, мам, да!
Давай, милая, попытай с нами счастья,
Давай, милая, попытай с нами счастья,
Давай, милая, попытай с нами счастья и
Устрой мне встречу на заднем сиденье голубого автобуса,
автобуса цвета печали.
Занимаясь печальной раскачкой
В голубом автобусе, автобусе цвета печали.
Занимаясь печальной раскачкой,
Поехали, да...
Убей! Убей! Убей! Убей! Убей! Убей!
Это конец, прекрасный друг.
Это конец, мой единственный друг.
Конец. Как больно отпускать тебя на волю,
Ведь следом за мной ты никогда не пойдешь.
Конец смеху и конец нежной лжи,
Конец тех ночей, когда мы пытались повстречать свою смерть.
Это конец.
"Прощай." - Нет слова горше и больнее,
Туманом боли застилаются глаза,
Взрывается адреналином железА
И сердце застывает, кровь становится белее.
По комнате летает серый пепел,
Ковром ложится на вчерашний день.
И запах падали отбрасывает тень
На аромат, которому недавно верил.
Все звуки надевают отвратительные маски -
Дверной звонок чудовищем ревет,
И щебет птиц трубою зовет
Сменить тлен бытия на смерти бледной сказку.
Ложись в белоснежную ванну с бритвой в руке
Иль кровью запачкай в зале ковер
Не бойся, размен того стоит, поверь,
Нельзя без нее, без Единственной, жить на земле.