Чиновники решили, какие предметы в школе нужнее всего
Их преподаватели получат самую большую прибавку к зарплате
На коллегии областного комитета по образованию обсуждали самый больной «школьный» вопрос: зарплату учителей. Затаив дыхание, директора школ слушали Ангелину Волкову, зам. председателя комитета, которая зачитывала с трибуны законопроект о двухэтапном повышении зарплаты. По ее словам, с 1 сентября 2007 года к тарифной ставке учителей общеобразовательных школ и профтехучилищ первой, второй и высшей категорий устанавливается надбавка в 5, 10 и 15 процентов соответственно. Но самый большой сюрприз ожидает педагогов с 1 января. На каждый предмет для учителей дневных областных общеобразовательных учреждений (за исключением школ-интернатов) вводится своя надбавка, которая называется «коэффициент сложности обучения предметам» - см. «На заметку».
- Если областная Дума примет этот закон, то уже в следующем году можно будет повысить зарплату учителя на 40 процентов без учета инфляции 2008 года, - продолжила Ангелина Волкова. - К примеру, преподаватель русского языка, имеющий первую категорию и 13-й разряд, в 2008 году будет получать около 15 тысяч рублей.
- Я не понимаю, почему человек, который обучает детей безопасности жизнедеятельности, должен получать меньше того, кто преподает право? - поинтересовался председатель комитета по образованию Мурманска Борис Коган.
- Труд учителя русского языка старших классов нельзя даже сравнивать с работой учителя начальной школы, - парировала Волкова. – Кроме того, мы учитывали степень важности различных предметов для выпускника. И рекомендации эти взяты не с потолка, а поступили из Министерства образования.
- Мы хотим дифференцировать оценку труда преподавателей в зависимости от качества работы, - подытожил глава комитета Василий Костюкевич. - Что легче: научить 25 учеников говорить по-английски или объяснить футбольные правила? Оплата педагогов всегда разделялась: учителям математики и русского и раньше доплачивали за проверку тетрадей. И учителя-профессионалы всегда знают: есть предметы полегче, а есть труднее. Конечно, это будет очень болезненно. А вы вспомните: разве ЕГЭ встретили с аплодисментами? У нас другого выхода нет. Или мы будем топтаться на месте, или сделаем хоть маленький шаг вперед. А дальше будем совершенствовать эту систему. Надо повышать престижность самых трудных учительских специальностей, чтобы люди стремились там работать.
- Я предвижу массу жалоб из школ, - добавил его зам. Виктор Штыков. – Конечно, это очень спорная схема. Для одного ученика будет важна математика, если он станет, допустим, инженером. А другой пойдет в вуз на биологический факультет, и главным предметом для него станет биология. Причем учитель, скажем, математики может сработать с плохими результатами, а учитель физкультуры – с хорошими, если он прирожденный педагог. И кто из них больше заслужит поощрение? Но выход здесь есть: нововведение будет обязательно только для областных учебных заведений. А для муниципальных станет носить рекомендательный характер. То есть, деньги на повышение туда поступать будут. Но распределять их среди педагогов смогут не только по этим коэффициентам, но и по какому–то другому принципу.
- А не случится так, что в какой-нибудь муниципальной школе зарплату и вовсе не поднимут, а потратят деньги на что-нибудь другое?
- Нет. Это ведь скандал на весь мир! Никто на это не пойдет.
Теперь этот законопроект предстоит рассмотреть областной Думе – ориентировочно в июне. Затем его отправят на подпись губернатору области Юрию Евдокимову. Уже сейчас можно предвидеть нешуточные депутатские баталии вокруг коэффициентов трудности предметов. Но ясно одно: зарплату педагогам повышать давно пора.
mih@kpmk.ru
На заметку
Как будут начислять надбавки за уроки
Для учителей русского языка, иностранного, литературы и математики «коэффициент сложности» составит 1,2.
Для истории, обществознания, географии, биологии, информатики, физики, химии, предметов с 1-го по 4-й класс начальной школы – 1,15.
Право, экономику и технологию - 1,11.
Астрономию, физвоспитание, ИЗО, музыку, черчение и ОБЖ – в 1,05.
А если по предметам с «трудностью» от 1,15 до1,05 в школе работают программы углубленного и профильного обучения, то коэффициенты увеличиваются еще на 5 процентов.