АКЦИИ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ И ЭКСПАНСИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Скажу сразу: я очень уважаю АКМ, НБП и другие организации, практикующие акции прямого действия (далее по тексту – АПД), восхищаюсь их героями и считаю, что они приносят значительную пользу нашему общему делу. Я говорю это, чтобы оградить себя от возможных обвинений в недооценке АПД и прочих смертных грехах оппортунизма. Мне самому приходилось несколько раз участвовать в АПД, приходилось и высиживать понемногу в отделении (конечно, этот опыт нельзя сравнить с героическими деяниями вышеупомянутых организаций), поэтому я знаю данную тему не понаслышке. У меня сложилось определенное мнение об АПД и мнение это таково, что АПД не могут и не должны быть основным методом борьбы настоящей пролетарской революционной организации.
Анализ эффекта, производимого АПД, показывает, что они приносят революционному движению только информационную пользу. Никакого иного результата АПД не имеют. В результате АПД определенное количество людей узнают о том, что существуют такие-то организации, выдвигающие такие-то требования. Притом количество это напрямую зависит от освещения АПД со стороны СМИ. Если вы устроили АПД у Госдумы и сумели обеспечить внимание СМИ, есть вероятность получить аудиторию в несколько миллионов человек. АПД у стен провинциальной администрации в лучшем случае привлечет внимание нескольких тысяч местных жителей. При этом буржуазные СМИ имеют возможность (и часто делают это) полностью фальсифицировать реальное содержание АПД, выставив их участников банальными хулиганами или, скажем, защитниками либерализма. В этом главный недостаток АПД. У нас они за редким исключением являются средством пропаганды, а не средством давления на буржуазию.
Никакого реального вреда режиму АПД не наносят в отличие, скажем, от террора в духе эсеров, когда по крайней мере уничтожались активные деятели противника. Моральный же вред легко свести к минимуму, как показано выше. Легко, потому что именно СМИ являются главным источником информации о революционных организациях для обывателя.
Подавляющее большинство жителей России никогда не сталкиваются с деятельностью подобных организаций в повседневной жизни и очень редко в кризисных ситуациях, и, что особенно важно, почти никогда в личных кризисных ситуациях. Там, где затронуты общие интересы десятков миллионов простого народа или хотя бы десятков рабочих трудового коллектива, там еще можно встретить активистов левых партий. Там, где затронут интерес одного-единственного человека, оставшегося тет-а-тет с капитализмом, там наших пламенных борцов днем с огнем не сыщешь. Именно тут мы проигрываем войну. Потому что непосредственные интересы отдельных пролетариев капитализм затрагивает в тысячу раз чаще, чем общие интересы какого-либо трудового коллектива или даже всего класса. И рассматривает пролетарий деятельность партий прежде всего с точки зрения личного интереса. Если партия не защищает его конкретный личный интерес, то это не его партия, она ему не нужна. Притом ему нужна реальная сиюминутная помощь, а не абстрактные советы организоваться и сплотиться. Пролетарии вовсе не обязаны организоваться и сплотиться сами по себе в угоду неким надуманным классовым схемам. Это мы, левые, обязаны сплотить и организовать их. Для этого мы существуем. И первым шагом к этому является постановка систематической комплексной общественной работы с массами.
Такая работа должна строиться на принципиально новой (для современной России) основе. Работа с массами предполагает отнюдь не только и не столько митинговщину, не промывание мозгов идеологией знакомым и коллегам, а прежде всего индивидуальную работу с каждым, получившим по зубам от капитализма. Тут начнется самое трудное для всех левых активистов, потому что помогать надо искренне. Надо по-иному повернуть сознание: помогать людям надо не по идейным соображениям ради революции и социализма, а просто так. И необходимость социалистической революции вытекает из необходимости прекратить несправедливости капитализма, а не наоборот.
Все это отнюдь не ново. Все это делали еще большевики и другие революционеры в разных странах в разные времена: кружки просвещения (где, между прочим, и обычной грамоте учили!), кассы взаимопомощи, народные (то бишь бесплатные или очень дешевые) доктора и адвокаты и многое другое. Мало того, дореволюционная Россия дает нам яркий пример тотальной экспансии революционной культуры. О том, что на стороне революции выступали Горький и другие крупные деятели культуры помнят многие, но немногие помнят об огромном количестве безвестных писателей и журналистов, которые несли революционную культуру в массы, формировали революционную ментальность.
Конечно, времена нынче другие. Современный российский пролетарий уже не малограмотный выходец из села как в начале века. Современный пролетарий – это вполне «цивилизованный» потребитель современной массовой культуры. Поле идеологического боя лежит уже не в кружках, а в музыке, литературе, средствах массовой
Читать далее...