Слово "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть "нацарапанный". Иным уличным художникам такая этимология не по нутру. Что ни говори, между надписями типа "куплю-продам", обнаруженными при раскопках на стенах римского форума (вот они римские корни), и современным искусством граффити дистанция огромного размера. Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и "царапать" среди серьезных мастеров нынче не принято: наждачная бумага или, скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, а не художника. И все же граффити родом именно оттуда - из выведенных умелой рукой надписей типа : "Здесь были Киса, Фуфел, Килрой..." ...Или лорд Байрон. Да-да, тот самый. Так что , если вдруг доведется кому , к примеру, попасть в Шильонский замок ,то знайте : вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачного каземата оставил свой автограф мятежный гений. Конечно, не все надписи были столь бесхитростными. Попадались среди них проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение столетий безымянные авторы изливали на стенах душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей. Иной раз граффити становилось источником вдохновения. Слово "рок" (в смысле, "судьба"), начертанное на стене Собора Парижской богоматери, сподвигнуло Виктора Гюго на написание знаменитого романа.
Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда "обновленными". Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году удивленной публике предстало "полотно" размеров в целый вагон, а год спустя - с состав.
[448x298]