Еще по теме:
Кинутый мною взгляд на обложку романа "Основание", запечатлённую в Википедии и изображающую пожилого человека в царственном кресле, случайно вызвал из недр моего подсознания некую мысль, которую мне давно хотелось выразить словами.
Мысль, связанную с произведениями Азимова, точнее - с полнометражными его произведениями.
А ещё точнее - с персонажами, в этих произведениях участвующими.
Произведения эти характерны тем, что в них чаще действует разум, чем порыв. Персонажи редко бывают импульсивны, а если и бывают, то даже импульс их повинуется логике. Для себя читатель может объяснить это тем, что десятки тысячелетий, отделяющих нашу эпоху от того времени, в которое разворачиваются события произведений Азимова, не могли не повлиять на человеческую природу.
Миры Азимова геронтократичны.
Правящие в них элиты часто состоят из людей старшего возраста, умеющих усмирять свои импульсы и направлять в нужное русло импульсы молодых. Этим описываемые миры несколько напоминают поздний Советский Союз.
До некоторой степени эти миры сциентократичны - хотя и не всегда. Описываемые автором миры не могут существовать без науки? Едва ли дело только в этом. Если уж на то пошло, наш мир тоже не может существовать без науки. Тут, скорее, дело в том, что в описываемых автором мирах на протяжении тысячелетий статус учёного был престижным, что отразилось даже на естественном отборе.
Выражаясь языком Веллера, в описываемых автором мирах восторжествовала низкоэнергетическая политическая формация. Вялые политические распри, вялые военные конфликты, отточенный интеллект.
Почему её не уничтожили конкуренты? Внешний или внутренний враг?
Можно просто сказать: "Так всё сложилось" - в множественном переплетении судеб и вероятностей существуют все вообразимые варианты. Можно предположить, что на стадии формирования сложившейся системы отношений высокоэнергетичность по каким-то причинам на долгое время стала гибельным фактором.
Если вдуматься, геронтократия - не самый плохой вариант политической системы, если исключить аберрации вроде старческого маразма.
Вариант, проверенный временем.
Способ рационализации и утилизации "жизненного инстинкта по Веллеру". Рационализации и утилизации на что? Иными словами, если мы отвергаем навязанный нам Свыше смысл жизни, то что мы принимаем взамен? И сможет ли наш выбор обеспечить наше выживание?
Ответа не будет. Как всегда после перечитывания произведений Веллера, я ощущаю некую смутную раздвоенность, которая заставляет меня вернуться к немного наивной гипотезе, прочитанной недавно на одном эзотерическом сайте. Гипотезе, согласно которой разделение человеческого мозга на левое и правое полушария не является случайным, а человеческое сознание - оно же специфика левого полушария, оно же вторая сигнальная система - было внедрено в человеческий мозг извне. Согласно сей гипотезе, раньше левое полушарие просто дублировало функции правого.
Как эта гипотеза согласуется с энергоэволюционизмом Веллера?
Никак. Я её не согласовывал. Просто я ощущаю в себе некую смутную раздвоенность, мешающую мне поверить, что "я как личность" и "вселенноразрушающий жизненный инстинкт" - единое целое.
Почему я назвал жизненный инстинкт "вселенноразрушающим"?
Видите ли, согласно концепции Веллера - которую он излагает гораздо более подробно и подкрепляет вескими доводами - человек стремится к максимальным ощущениям, положительным и отрицательным. И это его субъективное стремление - объективно и в среднем - приводит к изменению окружающего мира. Субъективно стремясь к изменению внутреннего бытия, объективно человек меняет бытие внешнее. Основной инстинкт человека - преобразование действительности.
Усиливающееся изменение мира - высвобождение всё больших количеств энергии - в абсолютной глобальной перспективе должно привести к уничтожению Старой Вселенной и одновременному созданию Новой Вселенной. К Максимально Возможному Действию. К Большому Взрыву - и спасению мира от энтропии.
Чем объясняется дуализм жизненного инстинкта и сознания, которое упрямо не хочет принимать перспективу, навязываемую первым?
Жизненный инстинкт "специально" создал сознание в качестве "мальчика для битья" - в целях получения максимальных ощущений?
Возможно. Но этим жизненный