• Авторизация


Эрлангенская рукопись Eleroum : 18-01-2025 07:04


Только что прочитала повесть Антона Уткина «Эрлангенская рукопись» в последнем номере журнала «Знамя» . Сюжет – история обретения составленного в начале XVIII-го века рукописного сборника балканских песен сербского, боснийского и хорватского фольклора. Рукопись была обнаружена в 1913-м году в библиотеке университета Эрлангена, отсюда и название. Я просто зачиталась. Вставленные в повесть сюжеты из рукописи (надо сказать, неожиданные) расцвечивают нарративную ткань, нити которой тянутся сквозь время и ты вдруг видишь насколько прошлое и настоящее ими связаны. Ведь, как пишет Уткин : «"Земля так мала, так мала… как захламлённое жилище. И ничего отсюда не пропадает, ни идеи, ни предметы, потому что просто некуда пропасть". Но дело даже не в том, что история нахождения и расшифровки рукописи интересна сама по себе. А в том, что рассказывая об этом событии, значительном, в общем-то, только для очень узкого круга филологов и специалистов по фольклору, автор ненавязчиво, но ясно противопоставляет историю, с маленькой буквы, историю жизни одного человека, с его радостями, надеждами, горестями и свершениями, Истории с большой, которая, своим колесом катится по ей одной известной дороге, часто разрушая и сминая истории с маленькой буквы. К счастью, от колеса Истории, всё-таки можно увернуться, и истории с маленькой буквы, это не только её составляющие, но и те кирпичики, которыми терпеливо ремонтируются, пробитые Историей с большой буквы, бреши.
https://magazines.gorky.media/znamia/2024/12/erlangenskaya-rukopis.html
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
А когда сдавать? Eleroum : 18-11-2021 23:35


Очень мне всегда нравился старый анекдот :
 
Академика, профессора, преподавателя и и студента спрашивают : «Сколько вам понадобится времени, чтобы выучить китайский язык?»
Академик : на меньше десяти лет.
Профессор : лет пять – шесть.
Преподаватель : года за три, за четыре.
Студент : А когда сдавать?
 
Это предыстория, а история вот она,
 
У нас сейчас три большие библиотеки гуманитарного университете закрыты из за работ. Строят две большие новые, а старые сносят и всё это делается одновременно. Через год у нас будет две прекрасных больших библиотеки, оборудованных по последнему слову техники. А пока и у библиотекарей и у студентов тяжёлые времена. Для студентов сделали читальный зал из чего-то вроде соединённых между собой пластико-металлических блоков, но мест всё равно не хватает. Большинство коллекций недоступно, книги надо заказывать хотя бы за день. И в мою библиотеку-картотеку географии пришли два студента с истфака. Которым надо было найти в тексте речи Демосфена "О короне" все примеры гипербатона и на их основе разобрать его приёмы воздействия на слушателей. Время было почти семь вечера, выступать им на семинаре надо было на следующее утро. Книги с текстами греческих ораторов из-за строительных работ недоступны, их надо заказывать и ждать 24 часа. Они долго пытались сами найти какое-то решение. У них была фотокопия перевода на французский этой речи, и они там что-то подчёркивали цветными фломастерами. Но не были уверены, что места, на которых стоят прилагательные и наречия те же самые, что и в греческом тексте. Что-то у них там не клеилось. Потом один из них вышел, то ли покурить, то ли в туалет, и другой студент, оставшись один, бросился ко мне. Кажется, при друге, он не решался обратиться за помощью. Начал он с "Могу ли я вам задать очень необычный вопрос. Знаете ли вы, что такое гипербат?" - "Продиктуйте по буквам",- ответила я,- "и через пять минут я буду это знать". Потом я вытянула из него всю эту историю (парень хотел мне объяснить и кто такой был Демосфен, но я сказала, что знаю) и за десять минут нашла ребятам текст на греческом (в электронной библиотеке «Персей» американского университета Тафтса), с комментариями на английском, объяснила как искать примеры гипербатона и вдобавок нашла десяток статей (на английском языке) в научных журналах об употреблении гипербатона именно Демосфеном и именно в речи "О короне". Так что будущие историки воспряли духом и ушли из библиотеки, пообещав мне рассказать, как пройдёт их выступление на семинаре.
 
Так что если кому ещё нужен текст речи – он здесь
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии

Готские девы Eleroum : 29-10-2021 20:21


С лёгкой руки одного из друзей посмотрела я вчера церемонию вручения премии «Ясная Поляна». Узнала, что получил её Герман Садулаев за  «Готские письма». И член жюри, который объяснял этот выбор, сказал, что ему больше всего понравилась часть о  «Слове о полку Игореве», которое в эту книгу попало, потому что там рассказывается о готских девах. «На берегу синего моря, звеня русским златом, поют время Бусово, лелеют месть за Шарокана».И добавил, что с самого начала толкователи сходились на том, что «о чём здесь идёт речь сообразить невозможно.»

А я именно об этом читала два месяца назад в тогда же вышедшей книге Антона Уткина «Магия и религия в "Слове о полку Игореве"». У него первая глава так и называется «Готские девы». И он там очень убедительно объясняет это «тёмное место», опираясь и на исторические источники, и на современный «Слову» европейский эпос. Девы просто напросто колдовали, чтобы повлиять на результат битвы. В том, что использование колдовства влияет на исход сражения, знали в то время все. Один из современников автора «Слова», секретарь датского архиепископа, излагая (на латыни, между прочим) причины чьего-то там поражения в битве объяснял это тем, что, во-первых, воины противника обладали способностью, взглядом притуплять клинки, а, во-вторых, их женщины наслали сильный ветер. А на войне, когда основное оружие – стрелы, направление ветра имеет решающее значение.

Доводы, которые на почти сорока страницах этой главы приводит Антон Уткин насчёт истинной роли готских дев мне показались настолько очевидными, что возник вопрос почему до этого раньше никто не додумался?

Я думаю - это показывает насколько понимание может быть ограничено рамками патриархального мышления. Последствия патриархального общества в том, что в эту сторону уже несколько веков даже и не думалось. Некоторые вообще, считали, что никаких дев на самом деле не было, а это просто поэтический образ. Поэтому готские девы и не вязались с интерпретациями. В патриархальном мышление какие-то там девы – образ безобидный и едва ли не декоративный. Но стоит предположить, что от них зависел исход сражения – и всё встаёт на свои места. Ярославна там, кстати, тоже плачет не потому, что без мужика осталась и кому теперь она будет борщи варить и детей рожать. А почему – ответ в книге «Магия и религия в "Слове о полку Игореве"» (ISBN: 978-5-00189-360-8)

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Слепые и слон. Одинокая_избушка : 30-11-2010 23:32


За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое - слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю.
Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой распрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения.
Трогавший ухо слона сказал:
- Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.
Тот, кто ощупал хобот сказал:
- У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.
- Слон могуч и крепок, как колонна, - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.
© И.Шах

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
На перекрестке Одинокая_избушка : 30-11-2010 23:26


Суфий сидел однажды утром на перекрестке дорог, когда к нему подошел молодой человек и спросил, не может ли он учиться у него.

- Да, но только один день, - сказал суфий.

Весь этот день возле суфия все снова и снова останавливались путники и задавали ему вопросы о человеке и его жизни, о суфизме и суфиях, просили о помощи или просто выражали уважение.

Однако суфий просто сидел в позе созерцания, опустив голову на колени, и ничего не отвечал. Один за другим люди отходили.

Уже ближе к вечеру к сидящим подошел бедняк с тяжелой ношей и спросил, как ему пройти в ближайший город. Суфий немедленно поднялся, взвалил его поклажу себе на плечи и сопровождал его часть пути, указывая дорогу. Затем он вновь вернулся на перекресток.

Молодой человек спросил:

- Этот человек, выглядящий нищим крестьянином, - он что, в действительности скрытый святой, один из тайных странников высокого ранга?

Суфий промолвил:

- Он был единственным из тех, кого мы сегодня видели, кто действительно искал именно то, что назвал объектом своего желания.
 

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
О нашей жизни Одинокая_избушка : 30-11-2010 23:08


 

 


Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стекляный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

"Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок. "
 

комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии