Начинают и энтузиасты и профессионалы искать тайный смысл в геометрии загадочных фигур на полях. Находят в этих божественной красоты фигурах и числа Фибоначчи, и золотое сечение, и еще какие-то соотношения, свидетельствующие о небесной гармонии причудливых узоров. И, самое главное, находят абсолютно правильно. Но результаты этих исследований – эмпирические, а выводы – констатирующие.
Проектировать для «человека вообще» легче, удобнее, он вроде бы вполне конкретен, считает архитектор Вячеслав Глазычев. А социология такого термина не знает, для нее существуют конкретные группы людей, находящиеся в различных ситуациях. Их вкусы, интересы, пристрастия, навыки существенно различаются. Социология хочет и может дать зодчему новое знание. С одной стороны, знание, безусловно, сила, но с другой — оно связывает и обязывает с ним считаться. Архитектор привык к отсутствию социологического контроля, его введения он побаивается и потому продолжает обороняться старым лозунгом: «Мне отлично известны потребности человека».
Некоторые люди верят, что появляющиеся на Земле агроглифы (круги на полях) означают межпланетное общение на языке, направленном на человеческое подсознание. Они также утверждают, что на месте возникновения кругов были замечены НЛО. Эти догадки до сих пор не нашли подтверждения в научных кругах.
В графстве Уилтшир появились новые круги на поле. Ученые говорят, что круг начерчен по самой красивой формуле в математике. Круг размером 30 футов в диаметре, что около 100 метров, был обнаружен на рапсовом поле недалеко от Мальборо, что в южной Англии.Эксперты утверждают, что таинственный рисунок может быть связан с тождеством Эйлера
Каганов — архитектор, занимающийся социологическими исследованиями в области градостроительства. Архитектура обслуживает общество. Социология — наука об обществе. Вывод: архитектуре нужна социология. И зодчие подтверждают: очень нужна! Но это в теории, а на практике? Если требуется научно объяснить, почему такой замечательный получился проект, то социолог действительно гость званый и желанный. А в других случаях? Как-то я специально обошел социологические отделы и секторы ведущих институтов Госкомархитектуры — ЦНИИЭП жилища, ЦНИИП градостроительства, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений — и выяснил, что подавляющее большинство архитекторов-практиков социологией совершенно не интересуются. Не потому ли вынуждены они ломать голову в абсолютно ясных для социологов ситуациях? Стоит ли, к примеру, новый микрорайон насыщать разнообразными торговыми точками? Здравый смысл посказывает: разумеется. Это же очень удобно — вышел из дома, заглянул в магазин, купил, вернулся назад. Или приехал с работы, зашел в магазин — и домой. В обоих случаях чем ближе магазин к дому, тем лучше. Логично? Так и проектировали.
Однако обследования показали, что посещаемость и рентабельность предприятий обслуживания микрорайонного значения гораздо ниже запланированных, а общегородского значения, напротив, выше. По мнению московского социолога Вадима Розина, это вполне естественно, если принять во внимание социологическое положение о все возрастающей мобильности горожанина. Человек стремится совместить потребление и получение товаров и услуг с другими занятиями, он вовсе не замыкается в рамках своей жилой зоны.
Колымский тракт — уникальная дорога. Это грунтовка протяжённостью сотни километров, на которой весьма небольшое движение транспорта; в центре России ничего подобного нет. Дорога проходит как по равнинам Центральной Якутии, так и по горам, маршрут получается разнообразным. Кроме того, вы сможете, не получая загранпаспортов, окунуться в другой мир, познакомиться со своеобразной культурой якутов. Природа тут чиста, реки прозрачны! Наконец, отмечу, что климат здесь суров.