Начинают и энтузиасты и профессионалы искать тайный смысл в геометрии загадочных фигур на полях. Находят в этих божественной красоты фигурах и числа Фибоначчи, и золотое сечение, и еще какие-то соотношения, свидетельствующие о небесной гармонии причудливых узоров. И, самое главное, находят абсолютно правильно. Но результаты этих исследований – эмпирические, а выводы – констатирующие.
Проектировать для «человека вообще» легче, удобнее, он вроде бы вполне конкретен, считает архитектор Вячеслав Глазычев. А социология такого термина не знает, для нее существуют конкретные группы людей, находящиеся в различных ситуациях. Их вкусы, интересы, пристрастия, навыки существенно различаются. Социология хочет и может дать зодчему новое знание. С одной стороны, знание, безусловно, сила, но с другой — оно связывает и обязывает с ним считаться. Архитектор привык к отсутствию социологического контроля, его введения он побаивается и потому продолжает обороняться старым лозунгом: «Мне отлично известны потребности человека».
В графстве Уилтшир появились новые круги на поле. Ученые говорят, что круг начерчен по самой красивой формуле в математике. Круг размером 30 футов в диаметре, что около 100 метров, был обнаружен на рапсовом поле недалеко от Мальборо, что в южной Англии.Эксперты утверждают, что таинственный рисунок может быть связан с тождеством Эйлера
Каганов — архитектор, занимающийся социологическими исследованиями в области градостроительства. Архитектура обслуживает общество. Социология — наука об обществе. Вывод: архитектуре нужна социология. И зодчие подтверждают: очень нужна! Но это в теории, а на практике? Если требуется научно объяснить, почему такой замечательный получился проект, то социолог действительно гость званый и желанный. А в других случаях? Как-то я специально обошел социологические отделы и секторы ведущих институтов Госкомархитектуры — ЦНИИЭП жилища, ЦНИИП градостроительства, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений — и выяснил, что подавляющее большинство архитекторов-практиков социологией совершенно не интересуются. Не потому ли вынуждены они ломать голову в абсолютно ясных для социологов ситуациях? Стоит ли, к примеру, новый микрорайон насыщать разнообразными торговыми точками? Здравый смысл посказывает: разумеется. Это же очень удобно — вышел из дома, заглянул в магазин, купил, вернулся назад. Или приехал с работы, зашел в магазин — и домой. В обоих случаях чем ближе магазин к дому, тем лучше. Логично? Так и проектировали.
Однако обследования показали, что посещаемость и рентабельность предприятий обслуживания микрорайонного значения гораздо ниже запланированных, а общегородского значения, напротив, выше. По мнению московского социолога Вадима Розина, это вполне естественно, если принять во внимание социологическое положение о все возрастающей мобильности горожанина. Человек стремится совместить потребление и получение товаров и услуг с другими занятиями, он вовсе не замыкается в рамках своей жилой зоны.