Cолнечные боги индоевропейских народов перемещались по небосводу либо верхом, либо в колеснице или ладье (вспомним греческого Гелиоса, египетского Ра, или индийского Индру). Древнейшие изображения Солнечной Ладьи были найдены среди наскальных росписей в Скандинавии. Тянула эту ладью пара водоплавающих птиц.
[275x]
Ладья с впряженными в нее лебедями встречается в мифологии этрусков, греков, и пра-славян. Но у греков на ней передвигается по небу Аполлон. У пра-славян же возничий – это Солнечная Дева. При раскопках на территории Польши были найдены бронзовые браслеты с изображением лебединой ладьи без седока. А в Сербии отыскались бронзовые же статуэтки Девы-Солнца, стоящей на колеснице с впряженными в нее птицами.
Вообще, славянские мифы представляли путь Солнца как бесконечный замкнутый круг. Днем светило движется над нашим миром. На закате оно опускается под землю и проходит «над Тем Светом», где обитает нечистая сила и души мертвых. Утром же Солнце возвращается обратно к людям.
Во время этого путешествия светило пользуется двумя разными средствами передвижения. Днем его колесницу везут по небу крылатые кони. Ночью же, чтобы пересечь подземную реку, оно пересаживается на ладью, тянут которую водоплавающие птицы: гуси, лебеди или утки.
Русские мастера выражали идею движения Солнца над обоими мирами, впрягая в колесницу или ладью фантастических животных: полу-уток, полу-коней. Это могли быть птицы с лошадиными головами, или, наоборот, лошади с лебедиными клювами. Костяные подвески с изображением таких «гибридов» были найдены близ Новгорода, и датируются учеными 11м веком.
Традиционная русская вышивка знает оба образа: и Ладью, и Колесницу. И конечно же, возничий на ней – всегда и только Солнечная Дева. Мужской аспект Солнца – Даждьбог – изображается всадником (да, кстати, почти и не встречается в деревенских вышивках).
Вышитая повозка Солнца всегда изображается с двумя головами животных (ладья – с птичьими, колесница – с лошадиными), но направленными в разные стороны (этакий Тяни-Толкай). Одна этнографическая теория трактует это как символ летнего солнцестояния: солнцеворот делит год пополам, а Солнце владычествует над обеими половинами – и прошлой, и будущей. Другая же точка зрения объясняет такую фигуру как всего лишь фронтальную проекцию колесницы с двумя впряженными животными. В самом деле, ведь когда древние мастера делали объемные металлические фигурки колесниц, они «впрягали» в них двух вполне нормальных созданий, а не одно двухголовое чудище.
Однако, вышивка изображает ездовых животных Солнечной Девы очень схематично. От этого часто непонятно, кто именно показан: лебеди или кони. Но поскольку деревенским мастерицам было далеко не все равно, что же они изображают (и, следовательно, какой смысл понесет их вышивка), то в рисунок встраивался «опознавательный знак», по которому зрителю сразу становилось ясно, Ладья или Колесница перед ним.
[275x]
Солнечная Ладья изображается лежащей на поверхности воды (которую представляют зигзаги под дном ладьи). Напротив, Колесница опирается на две или четыре пары стилизованных «лошадиных ног». А чтобы подчеркнуть, что это не просто «баба на телеге», а как-никак Солнце по небосводу едет, между ногами коней помещали птиц, розетки-звезды, а иногда и солнечный крест. И, разумеется, Ладья, кони-птицы и платье Девы расшивалось зигзагами или мелкой клеткой, чтобы создать впечатление пестроты – которая еще с палеолита является указанием на спиритуальную, потустороннюю природу изображаемого персонажа.
Как сущность, связанная с Солнцем, Ладья и Колесница тоже были знаками оплодотворяющей мощи светила и заклинаниями на будущий урожай. Поэтому их вышитые изображения часто украшались ветками и цветами, растущими прямо из тела ездовых животных, а то и самой колесницы.
Если же говорить о географии распространения этих символов, то ладья была более популярна на Севере России, особенно среди поморов. В Центральных губерниях она встречается реже, а Украина и русский Юг не знают ладьи вообще.
Несмотря на откровенно языческое происхождение и символику композиции с ладьей, ее изображения благополучно проникли в искусство русской православной церкви. Там они использовались как декоративные, «бессмысленные» элементы на каемках храмовых
Обратившись к собственно русским мифам и легендам, можно заметить следующую особенность: сказки русского Севера изобилуют упоминаниями Оленей, олених-важенок. В одном из преданий говорится, что на Севере иногда из туч небесных “падают оленьцы малые”, “оленята”. Олени или лоси это основной мотив древнерусских вышивок, причем почти всегда в той или иной связи с Севером и летом. Олень, лось — священный символ северной половины “русского круга” Гардарики. Этот Олень всегда сочетается также с Солнцем, Светом, Небом, Благом.
Световая Роженица
В русском фольклоре, например, в загадках, солнце имеет женский облик: «Что такое: Красная девушка в окно смотрит? – Солнце».
В сказке «Конек-горбунок» солнце – всесильная солнечная Дева.
Этот образ — синхронный символ Женщины-Года, Световой Девы, Небесной Матери, Женского Эона.
Одним из фундаментальных сюжетов русских вышивок — а именно вышивки сохранили наиболее архаическую тематику — является образ Роженицы, окруженной с двух сторон Оленями (или конями со всадниками). Ни один образ не повторяется с такой настойчивостью и с таким постоянством. Иногда Роженица имеет зооморфные черты и изображается с оленьими рогами. Роженица русских узоров представляет собой женскую распростертую фигуру в форме лягушки или дерева, между ног которой находится либо человеческая фигура, либо голова олененка, либо круг, либо узор в форме руны & yr.
Самый типичный узор Световой Девы-Года изображает ее с поднятыми руками между двух оленей с рогами. Поднятые руки и оленьи рога являются узорным развитием руны ilx, “оленьей руны” или символом верхней, летней половины годы. Сами олени по обоим сторонам означают две половины года: одну восходящую, весеннюю, другую — нисходящую, осеннюю.
Оба оленя иногда представляются сращенными между собой, что подчеркивает неразрывность года. Подчас в менее архаичных узорах олени заменены двумя конями с всадниками. Нетрудно узнать здесь архетип Слейпнира, восьминогого коня Одина, который, согласно Вирту, также представлял собой две половины года: четыре ноги относятся к весне (первый конь на русских вышивках), другие четыре — к Осени (второй конь). Характерно, что очень часто кони и олени несут на себе знаки солнечных колес.
Показательно, что и сама фигура Световой Роженицы всегда бывает симметричной, так как будто она разделена надвое невидимой осью, Осью Мира, которую она собственно собой и представляет.
Световая Дева — Лада — имеет свои прототипы в древнейших наскальных рисунках, найденных на территории русского Севера. Там этот образ схематизирован и упрощен предельно.
Здесь мы видим между ног Роженицы голову младенца, эквивалентного Солнцу, Свету Мира, “рождающемуся” в великий праздник Зимнего Солнцеворота, в сердце Зимы. И когда это посленовогоднее солнце — солнце-младенец, световой богатырь — начинало расти не по дням, а по часам.
Кроме чисто годового календарного смысла Световая Роженица — иногда Световая Лосиха (и надо отметить, что созвездие Большой Медведицы когда-то называлось русскими созвездием Лося!) — может быть соотнесена с самим пространством Гардарики-Руси. Тогда Оленьи Рога и Голова Девы относятся к северу России вплоть до Скандинавии и Карелии, туловище богини и двух лосей — к центру от Пруссии до Урала, и, наконец, ноги к Карпатам и землям между Азовом и Каспием. При этом важно заметить, что Гиперборейская Дакия с ее культовым центром нордического Аполлона соответствует именно новорожденному Солнцу Зимнего Солнцеворота, Чудесному Ребенку, Световому Богатырю, Тайному Сокровищу. Таким образом, Световая Дева-Год в сакральной географии отождествляется с самой Русью, которая национальным сознанием воспринимается как Световая Жена, и в христианской перспективе как земное воплощение Царицы Небесной, Богородицы, считающейся высшей покровительницей и тайной душой России.
В славянских текстах, связанных с богиней Дал (Ал), крест на теле убитого оленя – знак его божественности. Поэтому нельзя убивать «меченых»: с крестом, с золотыми рогами, так как это сама богиня в облике оленя. Нарушивший запрет гибнет или, еще хуже, погибает его потомство. Обычно Дал принимает облик оленя белого цвета.
http://russianmyth.ru/olen/
[438x394]
[606x699]
[250x245]
Пусть Новый Год в ваш дом войдет
С надеждой, радостью, с любовью.
И в дар с собою принесёт
Большое счастье и здоровье.
Пусть падает на плечи снег,
Звенят бокалы, блещут звёзды,
И верит каждый человек,
Что испытать себя не поздно.
Давайте праздновать друзья!
Иначе просто быть не может,
Судьбы вам светлой и хорошей
От всей души желаю я.
Мужская стихия
Руна Кеназ.
Сторона света - Восток.
Свойства: тепло и сухость.
Ключевые слова: энергия, активность, идея.
Огонь - это элемент силы, мощи и власти. Разумеется , это стихия тех, кто упорен, смел и готов страстно чувствовать сердцем и не боится столкнуться лицом к лицу с собственными желаниями.
[288x350]
Ты - моя радость, ты - моё горе,
Ты наказанье, и ты же награда.
Вместе с тобой мне бывает так больно,
Но без тебя даже мира не надо.
Ты уходила и вновь возвращалась,
Падали слёзы, сияли улыбки.
Ты моя самая первая правда
И что-то больше, чем просто ошибка.
Ты как обрыв, как холодная пропасть
Или как солнце, как тёплые руки,
Близко бываешь ты слишком жестокой
И до безумия нежной в разлуке.
Ты исчезаешь как тень в переулке
И остаёшься как кошка под пледом,
Ты для меня как кошмар и как сказка
И долгожданная встреча-победа.
Сколько бы лет не прошло просто мимо,
Сколько бы встреч не случалось с другими,
Ты оставаться будешь желанной,
Ласковой, нежной и мною любимой.
От Irina Kuris
Пламя свечи можно сделать и разноцветным.
Известны три безопасных способа окраски пламени. Бледно-голубой цвет получится, если фитиль пропитать в концентрированном растворе поваренной соли. Раствор медного купороса окрасит пламя в цвет морской волны, цинковые опилки придадут ему ярко-васильковый оттенок.
Прочитала где-то,что если добавить в парафин немного пчелиного воска,процентов 20,то свечи будут гореть дольше.Так и сделала:)..
Для запаха добавила в высокие свечи эвкалиптового эфирного масла, в низкую свечку - апельсинового.Но медовый запах воска пробивается сквозь эфиры:), и это здорово:)..
Баночки и стакан заранее задекупажила новогодними салфетками и покрыла акриловым лаком.
Свечи в интерьере дома создают теплую романтическую атмосферу. Огонь свечи успокаивает, на него можно смотреть часами. К тому же декоративные свечи – это отличные идеи для новогодних подарков. Особенно, вы готовы изготовить декоративные свечи своими руками.
Изготовление декоративной свечи не займет много времени, материальных затрат, а для первого опыта вполне подойдут подручные материалы.
Ход работы:
Для изготовления фитиля подойдут любые х/б нити. Толщина фитиля зависит от толщины свечи. Но при использовании горючих декоративных материалов делают специально тоненький фитиль, чтобы у свечи прогорала лишь сердцевина. Нитки для фитиля можно просто скрутить или заплести косичкой.
Форму желательно смазать тонким слоем растительного масла или жидкостью для мытья посуды. Но если этого не сделать, готовую свечку все равно можно будет извлечь, в крайнем случае, отрезав дно формы.
На дне выбранной формы (ровно посередине) толстой иглой делаем дырку и продеваем туда фитиль, закрепив его снаружи узелком. С другой стороны закрепляем фитиль на палочке. Фитиль должен располагаться строго вертикально и проходить через середину свечи. Затем укладываем декоративные элементы (украшения) на дно и по бокам формы.
Издревле люди стремились украсить свой дом, порадовать себя и окружающих, показать окружающему миру своё к нему отношение.
Один из вариантов такого украшения - резные наличники. Традиция украшать окна резными наличниками когда-то была распространена по всей России. Среди резных узоров - как самые примитивные, так и сложнейшие узоры, требующие виртуозного мастерства.
Предлагаю фотоподборку, составленную из материалов, найденных на сайте, посвящённом традиционным ремёслам. Здесь звучит и другая тема - обветшалость и забытость. Но об этом - молчу.
Ивановская область. Устье.
[268x430]
Недоеденный кусок луны
Смотрит в переплёт оконной рамы.
В принципе не спать, но видеть сны –
Это сумасшествия программа.
Знаешь, в этом нет ничьей вины,
Просто вдруг коснулись старой раны.
В принципе не спать, но видеть сны –
Это сумасшествия программа.
Не сонеты, а обрывки слов,
Не сонаты, а простые гаммы.
Чувствовать зависимость от снов –
Это сумасшествия программа.
И, уставившись как будто в первый раз
На расплывшийся квадрат экрана,
Алгоритмы выводить из фраз –
Действовать по заданной программе.
И просить, хоть это и грешно:
Помоги, Всемилостивый Боже,
Так уснуть, чтобы не видеть снов.
Умолять и знать, что не поможет.
Стихи Aino Mustajoki