Настроение сейчас - Сонное...Рождество́ Христо́во (современное полное название в Русской Церкви — Е́же по пло́ти Рождество́ Го́спода Бо́га и Спа́са нашего Иису́са Христа́; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев — Рожество́) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа. Празднуется в ночь с 24 на 25 декабря (для церквей использующих юлианский календарь в т.ч. для Русской православной церкви это соответствует ночи с 6 на 7 января по григорианскому календарю).
История появления праздника
В ранней церкви вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.
Большинство православных церквей, включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую, отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Русская православная церковь, Иерусалимская православная церковь и Сербская православная церковь, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского календаря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю.
В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января — официальный государственный праздник. Также в этот день выходной в Киргизии и в Казахстане.
Канонические тексты
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
Левая кавычка Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Правая кавычка
(Лк.2:4-7)
Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа[1] во время управления Квириния Сирией (Лк.2:1-2).[2][3] Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; в то время святая семья уже нашла себе приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)
Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода. (Мф.2:16).
Апокрифические источники
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.[4]
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Определение даты рождения Иисуса
См. также статью Историчность Иисуса Христа
Попытки
Читать далее...