В День начала учебного года предлагаю ознакомиться с воспоминаниями Ольги Сергеевны Лодыженской об учёбе в Московском дворянском институте для девиц у Красных ворот.
Для справки
Московский дворянский институт для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II, который находился в Запасном дворце у Красных ворот в Москве. Это закрытое женское учебное заведение Российской империи существовало с 1890 по 1918 год и входило в ведомство учреждений императрицы Марии.
Лодыженская, О. С. Ровесницы трудного века : страницы семейной хроники / Ольга Ладыженская. - Москва : Никея : Встреча, 2017. - 765 с. - (Семейный архив).
Ольга Сергеевна Лодыженская (1899–1984), или Леля, как называли ее домашние – дочь можайского судебного следователя и выпускницы московского института благородных девиц. Отец умер от туберкулеза, когда Леле было три года, а ее сестре Таше, второму главному действующему лицу воспоминаний, не исполнилось и года, и мать с двумя дочерьми оказалась предоставлена сама себе и милости родственников. Семья отца – богатые пензенские помещики Лодыженские, зимой жившие большим домом в Москве, семья матери – обедневшие дворяне Дурново (брат Лелиного деда – выдающийся лингвист Николай Дурново, арестованный по «делу славистов» и расстрелянный в 1937 г.
Экзамен в институт
И вот наконец я, наряженная в белое пикейное платье с голубым
шелковым поясом, завязанным сзади бантом, и с голубой лентой в
распущенных волосах, отправляюсь с мамой на экзамен. Какое унылое и
огромное здание этот институт у Красных ворот! Оно выходит и на
Садовую и занимает большую часть Басманной.
Нам открывает дверь
швейцар в ливрее с галунами и длинными бакенбардами. Мы раздеваемся
и поднимаемся по широкой мраморной желтой лестнице на второй этаж.
Вот громадная двухэтажная зала, в старину она называлась «двухсветной».
Родители остаются в коридоре. Я никогда бы не догадалась, что это
коридор, думала, что это большая комната, если бы сухонькая маленькая
женщина в темно-синем платье не сказала властным голосом:
– Родители, останьтесь в коридоре, а дети идите за мной в залу.
Нас рассаживают за столы. Рядом со мной оказывается очень милая
девочка, у нее большие синие глаза и короткие, распущенные по плечам
волосы. Она их все время приглаживает и дружелюбно поглядывает на
меня. Мы начинаем знакомиться, ее зовут Тиной Жардецкой, она тоже
поступает в седьмой класс. В институте счет наоборот: самый старший –
первый класс, а самый младший – седьмой. А приготовительный – до
седьмого. Начинаются экзамены. Я еле-еле натягиваю на семерки, только
чтение хорошо. Да, отметки в институте 12-балльные, семь –
удовлетворительно, а шесть – плохо. Когда я писала диктант, как всегда,
испачкала все пальцы чернилами. Ко мне подошла высокая молодая дама,
тоже в синем платье: «Ты что же пальцы о чулки вытираешь?
Сегодня, 1 сентября - День знаний. Начало учебного года, в том числе и в Институтах благородных девиц.
Стихотворение «Приглашение в школу» было написано Львом Николаевичем Модзалевским (1837–1896) в 1864 году для хрестоматии К. Д. Ушинского "Родное слово"
Дневник "Записки институтки" возобновляется. Постараюсь вести регулярные записи.
День памяти и скорби
Юрий Никулин
В ночь на 22 июня на наблюдательном пункте нарушилась связь с командованием дивизиона. По инструкции мы были обязаны немедленно выйти на линию связи искать место повреждения. Два человека тут же пошли к Белоострову и до двух ночи занимались проверкой. Они вернулись около пяти утра и сказали, что наша линия в порядке. Следовательно, авария случилась за рекой на другом участке.
Наступило утро. Мы спокойно позавтракали. По случаю воскресенья с Боруновым, взяв трехлитровый бидон, пошли на станцию покупать для всех пива. Подходим к станции, а нас останавливает пожилой мужчина и спрашивает:
— Товарищи военные, правду говорят, что война началась?
— От вас первого слышим, — спокойно отвечаем мы. — Никакой войны нет. Видите – за пивом идем. Какая уж тут война! — сказали мы и улыбнулись.
Прошли еще немного. Нас снова остановили:
— Что, верно война началась?
— Да откуда вы взяли? — забеспокоились мы.
Что такое? Все говорят о войне, а мы спокойно идем за пивом. На станции увидели людей с растерянными лицами, стоявших около столба с громкоговорителем. Они слушали выступление Молотова.
Никулин Ю. Почти серьёзно. ‒ Москва : АСТ, 2019. ‒ 606 с.
Зинаида Шаховская
Публикуется с согласия автора - Натальи Ромодиной. Мы с Натальей лично знакомы, не только виртуально. Она приезжала к нам в Тамбов для поиска информации об учёбе своей бабушки в Тамбовском Александринском институте благородных девиц.
https://foto-progulki.ru/kutnevich
Наталья Владимировна Ромодина
Судьба Анны Николаевны Кутневич
сквозь призму института благородных девиц
Когда весёлой чередою
Мелькает в мыслях предо мною
Счастливых лет весёлый рой,
Я точно снова оживаю,
Невзгоды жизни забываю
И вновь мирюсь с своей судьбой…
Я вспоминаю дни ученья,
Горячей дружбы увлеченья,
Проказы милых школьных лет,
Надежды силы молодые,
И грёзы светлые, живые,
И чистой юности рассвет…
Лидия Чарская
Эпиграф к повести «Записки институтки»
По понятным причинам тема институтов благородных девиц у нас в стране долгое время находилась в тени. Телесериал на эту тему возник, по странной закономерности, уже после того, как последние институтки окончили свой земной путь. Но именно он немного подстегнул мои мысли и заставил записать то, что я помню из бабушкиных рассказов.
Институты благородных девиц были основаны императрицей Екатериной Великой для дочерей дворян, офицеров и просуществовали вплоть до советской власти, когда были распущены.
Эти учебные заведения были открыты в первую очередь в Петербурге (в 1764 г.) и в Москве, а затем и в других крупных городах Российской империи. Несмотря на название, институт благородных девиц давал среднее, а не высшее образование. Их целью было воспитание и обучение девушек для семейной жизни, они готовили жён и матерей. Некоторые выпускницы институтов готовились для служения при дворе фрейлинами Её Императорского Величества. Так, Екатерининский институт благородных девиц в Петербурге выпустил немало замечательных женщин, которые сделали успешную карьеру при дворе императрицы и остались в истории нашей культуры благодаря своему уму и глубине натуры: приятельница Пушкина, Гоголя, Лермонтова А.О. Смирнова-Россет, дочь Тютчева Анна и др.
В этом институте упор делался не на хозяйственные навыки, а на светские манеры: французский и немецкий языки, танцы, искусство светского обхождения, ведение раутов, дворцовая дипломатия и проч. По результатам обучения лучшие выпускницы институтов получали «шифр» – золотой с бриллиантами вензель императрицы на ленте.
Здание на Фонтанке, 36, по проекту архитектора Джакомо Кваренги (1804-1807) было построено специально для института благородных девиц. Бабушка всю жизнь вспоминала двусветный зал, где проходили торжественные акты и балы… Сейчас в этом здании размещается научно-технический отдел Российской национальной библиотеки.
Наряду с Екатерининским существовали так называемые «сиротские» институты, в которых юных дворянок, потерявших родителей, обучали жизни в более непритязательных условиях. В их программу включалось домоводство, умение шить, готовить и проч.
Поначалу курс в институтах был рассчитан на 9-12 лет, и девочек принимали туда в 6-9 лет, совсем маленькими, и они воспитывались без допуска родителей и их влияния. Отлучиться домой можно было только в случае опасной болезни или смерти ближайших родственников, обязательно под присмотром классной дамы или другого ответственного лица. Однако родственники могли посещать учениц в определённые часы, свободные от занятий, не более двух раз в неделю.
Во внешнем мире зачастую слово «институтка» приобретало несколько пренебрежительную окраску. Частенько раздавались иронические реплики о «жеманных дурочках», «жантильных белоручках» и «сентиментальных барышнях», считающих, что «булки растут на деревьях» и что «после тура мазурки кавалер обязан жениться», а слово «институтка» стало синонимом излишней сентиментальности, впечатлительности и ограниченности.
Таким
Поздравляю всех с 80-летием Великой Победы!
Судьба мне подарила шанс окунуться в героическую историю 2-й гвардейской армии. С этим боевым формированием связана деятельность композитора Модеста Табачникова (1913-1977).
Совсем недавно получила из "Лабиринта" книгу сына Модеста Ефимовича Табачникова.
Табачников, Е. М. Пролетая над самим собой./ Евгений Табачников. - Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2014. - 228 с. - (Имена).
«Об огнях-пожарищах,
О друзъях-товарищах Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!»
У меня дома небольшая коллекция пасхальных открыток. Во Всемирной Сети их гораздо больше. Так получилось, что у меня есть два в жизни хобби или интереса - библиотечная тематика в искусстве (книги, кинематограф, изо) и также жизнь воспитанниц институтов благородных девиц. Я стараюсь соединить эти два своих увлечения. Напр.библиотековед Екатерина Вячеславовна Балобанова (1847-1927) была воспитанницей Нижегородского института благородных девиц.
К сожалению, жизненные проблемы, с которыми я столкнулась, не всегда мне позволяли публиковаться на ЛиРу и в Дзене, где у меня тоже есть канал под названием "КНИГИня". Надеюсь, что снова буду вести дневник регулярно.
Несколько пасхальных открыток с книгами и читающими персонажами.