СПРАВКА ОТ ИМК
Сытость — это состояние, которое возникает после приема пищи, когда чувство голода исчезает и наступает ощущение удовлетворенности. (Нет, вы только почитайте, как эти обжоры будут сейчас экзистенциально выкручиваться).
– У меня такое чувство, что немного лишнего съел. Тяжеловато что-то и на сон потянуло. Кстати, как определить, где проходит пограничная полоса между недоеданием и перееданием, некая срединная норма? Как выработать чувство меры?
– У меня такие же ощущения и мысли. Попробуем разобраться. Переедание можно назвать по-разному: чревоугодничество, обжорство, пережор, гиперфагия, перекармливание, но все они несут негативный оттенок несмотря на то, что пища играет важную роль, так как восполняет недостаток в крови веществ, необходимых для дальнейшего существования.
– В таком случае приём пищи можно отнести к высшим смысловым проявлениям человеческой субъективности. Субъективное же чувство голода рационально, так как жить каждый желает. Такой вывод не вписывается в определение Экзистенции.
Экзистенциальный – имеющий отношение к высшим, смысловым, рационально невыразимым ценностям и проявлениям человеческой субъективности.
– О какой рациональности может идти речь, когда Сознание даже не знает откуда поступила команда, что пора приступить к поиску пропитания. Это как раз и есть чистая Экзистенция. Сознание по закрытым каналам получило шифровкой команду, преобразовало её в слова и открытым текстом сообщила тебе (ну и мне): «Пора жрать». Однако, когда пропитание найдено, то вот она – чистая рациональность, перед твоими (ну и моими) жадными глазами – стоит на столе тарелка с вкусно пахнущим бифштексом на гарнире картофельного пюре с подливом. Кроме того, можно попросить добавки. Неужели ты откажешь себе в добавке. Я не откажу, если это вкусно пахнущий бифштекс.
Люди живут в разнообразных человеческих формациях. Их рациональность вынуждена приспосабливаться к существованию в условиях от недоедания, до переедания, но общее для всех – непонятно откуда происходящая Экзистенция. Иногда она принимает пугающие формы. Например, в последней четверти 20 века Автору довелось наблюдать эксперимент одного молодого мужчины. На общее собрание линейных участков Узла связи собрались их представители. Среди всех ярко выделялся красивый, ладно скроенный молодой человек с бородкой, явно не лишённый интеллекта. Назову его условно ИТ по первым буквам имени и фамилии. Он проживал и работал в городе Чайковский. Из разговоров в перерывах удалось узнать, что ИТ знаком с философией и религией Востока, активно занимается йогой и практикует голодание. Стало известно, что как раз в эти дни он начинает 40-дневное голодание, плюс несколько дней выход из него. Как водится в таких редких случаях его заявление вызвало бурное обсуждение и быстрое забвение. В ту пору получить даже некоторые поверхностные, элементарные сведения из перечисленного набора было немыслимым делом. Только ближе к 1990 годам удалось прочитать книгу Поля Брегга «Чудо голодания» и мне стала понятна цена этого эксперимента.
Очередное собрание по воле случая пришлось как раз к времени завершения 40-дневного голодания. Когда в зале появился стильно одетый скелет, обтянутый своей кожей с ухоженными, длинными до плеч волосами на черепе с впавшими глазницами, с бородкой, как у святых апостолов – это вызвало смешанные чувства: удивления, трепета и восхищения. Это чудо было наполнено энергией и ещё делилось своими открытиями. Все 40 дней только ключевая вода, физические упражнения, работа по специальности. Так сжато я пересказал то, что осталось в памяти и какими эмоциями у меня были окрашены минуты того общения. О дальнейшей его судьбе мне известны только отрывочные сведения, связанные с травмой его дочери. Упорное нежелание ИТ лечить дочь официальной медициной не могло закончиться ничьей.
В то время для советского человека, в частности для меня, понятия Экзистенция не существовало. Конечно, я искал смысл жизни, но не в имеющей отношение к высшим, смысловым, рационально невыразимым ценностям и проявлениям человеческой субъективности – Экзистенции.
Только теперь, когда жизнь окончательно утрачивает свои физические приоритеты и физиологию, становится понятной экзистенция смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности за нее, что экзистенция является ядром человеческой личности.
– Вот! Слушаю и завидую, как волевой человек находит смысл, кайф и свободу в отказе от еды в отличие от нас, тебя и меня, находящих весь тот
Экзистенциальный – имеющий отношение к высшим, смысловым, рационально невыразимым ценностям и проявлениям человеческой субъективности.
– Я не представляю каким образом можно описать чувство голода в экзистенциальных координатах. Рекомендуется отключить рациональность и найти высшие смысловые ценности при этом исключив свою субъективность. Мне кажется, это взаимоисключающие установки. Например, условно я пошёл из пункта «А» в пункт «В». Расстояние между ними равно десяти километрам. Пройдя две трети пути, я почувствовал, что устал и хочу есть.
– Чувствуешь?
– Что я должен почувствовать?
– Как вкусно пахнет из кухни. Это супчик в духовке варится.
– Ага! Теперь чувствую. Видимо, где-то на подсознании в условиях задачи на седьмом километре я устал и есть захотел. Вот прямо, непреодолимое желание появилось что-нибудь съесть.
– Теперь скажи, возникшее желание подкрепиться едой, это проявившееся чувство голода?
– А, вообще, что такое голод?
СПРАВКА ОТ ИМК
Голод – субъективное физическое ощущение потребности приёма еды. Он возникает при недостатке в крови веществ, необходимых для дальнейшего существования.
Массовый голод – социальное бедствие, обусловленное недостатком продуктов питания.
Гедонистический голод – стремление есть для получения удовольствия.
Голодание – типовой патологический процесс в организме, обусловленный недостаточным питанием.
– Вот! Подозревал, что никогда не голодал. Оказывается, я всегда стремился есть для получения удовольствия. Как это назвать? Пищемания? Интересно, что такое гедонизм?
СПРАВКА ОТ ИМК
Гедонизм – это этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению. Следовательно, деятельность человека подчиняется этой главной цели – достижению наслаждения.
– Получается, что часто я ем не потому, что голоден? У меня сформировалось непреодолимое желание получать удовольствие от еды? Хотя как-то неправдоподобно получается. Я потребляю блюда однообразного ассортимента: суп, что-то на второе, ну и чай или кофе. Сомневаюсь, что такая пища может представлять источник удовольствия, в моём понимании этого слова. Больше похоже, что мне необходимо принимать пищу «для дальнейшего существования».
– Тебе всё же придётся признать, что иногда позволяешь себе приготовить кое-что для удовольствия. Например, шашлык в праздники. В таком случае ты и твои гедонистические устремления не подпадают под понятие сибарит.
– А это что еще такое?
– Эта песня тоже из древнегреческих произведений.
СПРАВКА ОТ ИМК
Сибариты – их обычно представляют, как людей изнеженных, живущих в роскоши, предающихся праздности и удовольствиям. В сущности – бездельники. Самое же главное отличие сибарита от гедониста заключается не только в потреблении, но и в его активной демонстрации. Стремление сибаритов к роскоши и удовольствию имеет негативный оттенок.
– Так, что не бойся, тебе такое «звание» не грозит.
– Утешил. Может быть, пойдём поедим? Вкусно супчиком пахнет. Заодно попробуем привязать гедонизм к экзистенции. Только практикой можно проверить теорию. А хлеб у нас есть? Ах, да! Летний хлеб, вот такой, думаю, здесь будет уместен.
[700x465]