Вопрос
Наконец-то англосаксонская литература уходит с нашего рынка. Как быстро отечественные авторы ее заменят?
Ответ
Не заменят. Читатель не выбирает текст по гербу на паспорте автора. Если он не находит книгу своего уровня он не склонен согласится на что угодно, лишь бы тоже направление. Велика вероятность, что, не найдя достойной, к примеру, научной фантастики, он просто перестанет посещать книжные магазины и, вполне возможно, начнет читать на английском.
Конечно, любые потрясения рынка – открывают новые возможности, но весь опыт развития говорит о том, что сужение рынка – всегда ведет к падению качества. Кто-то может выиграть, но не конечный потребитель.
Вопрос
Кто несет ответственность за ошибки в книгах?
Ответ
Конечно, издательство. Но. Есть технические ошибки – что-то с оригинал-макетом, проблема в типографии… Тут все просто – книгу можно сдать, как любой бракованный товар и получить либо замену, либо деньги.
А есть ошибки в тексте. Откуда они берутся? Они есть в тексте, который предоставлен автором, а редактор и корректор их не увидели. Чаще всего, это происходит из-за нехватки времени.
По опыту – в любой книге есть опечатки. По опыту – любое нарушение штатной работы над книгой ведет к увеличению ошибок. Главный бич – сроки. Попытка выпустить книгу непременно к дате, сдача текста позже положенного и как результат – ограничение времени на подготовку, что приводит к ошибкам.
Особенно забавно, когда все летит кувырком, ради презентации книги. В результате презентуется книга хуже, чем она могла быть.
Вопрос
Может ли стать редактором человек без профильного образования?
Ответ
Да. Но он должен четко понимать свою ограниченность в силу нехватки базовых навыков и стараться их компенсировать.
Вопрос
Может ли редактор быть одновременно автором? Не убивает ли одна профессия другую?
Ответ
Часто прекрасными редакторами становятся не самые успешные авторы, они хорошо понимают все нюансы авторства, могут говорить с автором на одном языке. Часто редактор создает прекрасные тексты, зная все нюансы работы с текстом
Думаю, проблема только одна – время. Его может не хватать и для одного занятия, а уж для двух – где же его взять?
Вопрос
Если текст не чистый травелог, а в нём есть философские вставки, исторические врезки, психологическая проза и т. д., то как можно определить жанр такого повествования? И должен ли вообще автор сам определять жанр своего произведения?
Ответ
А для чего вообще определять жанр? В первую очередь для того, чтобы правильно позиционировать книгу, понять, кому она будет интересна. Правильно выбрать серию. Жанр – это ожидание читателя, как правило, его определение – ближе издателю, чем автору. Но счастлив автор, который точно знает для кого он пишет.
Вопрос
Когда редактор получает "пакет" по новой книге, на что он обращает внимание в первую очередь: на логлайн, аннотацию, синопсис или на саму рукопись? Важно ли автору отправлять рукопись с этими сопровождающими формами или достаточно одной рукописи?
Ответ.
Приоритетна рукопись. Остальное – необходимо, если возникает неуверенность. К примеру, текст не настолько хорош, но в жанре. Жанр требует ряда вещей, которые могут быть понятны, благодаря синопсису. Условно, есть детектив, синопсис может подсказать – есть ли достойная фабула.
Аннотация – не нужна вообще.
Логлайн – почему нет?
В первую очередь эти дополнения к тексту показывают серьезное отношение к тексту.
Обязательно – текст, остальное – произвольная программа
Вопрос
Зачем редактору/издательству синопсис? В синопсисе пропадает стиль и язык, нет возможности показать идею.
Ответ
Синопсис позволяет понять жанр и определиться с тем, есть ли сюжет. Это несколько облегчает работу редактора. Условно. Я читаю в синопсисе, что речь идет о том, как человек прожил 70 лет и умер. Ок, я понимаю, что с точки зрения фабулы, тут нет ничего для шанса на продажу. Остается только язык. Читаю – вижу, что язык средний или плохой. Ок, я понимаю, что два варианта, либо автор не умеет писать синопсис, либо у текста нет перспектив. Читаю еще, понимаю, что синопсис адекватен, никаких продаж не будет. Прекрасно, будет время для какого-то другого текста.
Вопрос
Что даёт пониманию о произведении, если к нему
Вопрос
Во время Самого страшного фестиваля был поднят вопрос о квалификации читателя. Вы это учитываете?
Ответ
Это интересный критерий читателя, но мы все же ориентируемся на более легкие в применении критерии – возраст, образование, пол, место проживания.
Вопрос
Книга все чаще становится просто сувениром от звезды. Неважно, что внутри, важно, насколько известен автор. К чему это все приведет?
Ответ
Первое. Да, есть «сувенирка». Но реальные продажи всегда зависят от того, что внутри. Все сводится к тому, что автор – звезда – это маркетинговый бюджет, который еще до выхода книги закачан в нее. Дальше, как и с любым продуктом – зависит от его качества. Маркетинг может обеспечить волну продаж, но дальше – все определяет продукт.
Второе. Думаю, что в перспективе мы будем свидетелями специализации и читателей и книжников. Условно, книги для любителей сувениров и книги для чтения. Разный бизнес, разные технологии. Пока эти направления сосуществуют, хотя и в каждом направлении свои технологии.
Вопрос
Огромное количество авторов после 24.02 не могут писать. Другие пишут что-то исключительно идеологически отягощенное. Время литературы закончилось?
Ответ
Литература – это часть жизни. Возможно, ее лучшая часть. Точно – максимально концентрированная. Источником для текста могут не только хорошие времена, но и адские. Писатель ворует все блестящее – и радости и горести, только дайте срок.
Вопрос
Ваша редакция тяготеет к темным жанрам – мрачное фэнтези, ужасы, достаточно темная фантастика. Почему?
Ответ
В реальности – «темнота» - не имеет никакого отношения к свету или тени. Но есть нюансы. Перед автором всегда стоит задача добиться максимального вовлечения читателя, эмоционального воздействия. Один из методов – почти что натуралистичная достоверность, причем, как психологическая, так и на уровне фактуры. Темное фэнтези, хоррор, как никакие другие жанры? используют эти приемы. Думаю, в этом и заключена
Вопрос
Если человек издал книгу самостоятельно, без издательства, но книга хорошая - есть ли шанс как-то начать сотрудничество с момента распространения?
Ответ.
Вопрос
Что с детско-подростковой литературой?
Ответ
Состояние любого направления зависит от конкретных книг. Появляется что-то замечательное – и весь жанр оживает. Детская литература распадается на массу поджанров, все они себя чувствуют по-разному, главная проблема – часть текстов покупаются родителями, а читаются детьми, но это проблема издателя, как правильно работать с аудиторией. В любом случае, мы с вами знаем, что это именно та аудитория, которая читает чуть ли не активнее всех. Так что плохо тут быть не может в любом случае. Дальше – от книги. Кстати, что касается той части аудитории, которая уже сама принимает решение о покупки – тут есть готовность покупать неизвестного автора. И. В этом сегменте – очень важно достойное оформление, никакой газетной бумаги, все нарядное.
Вопрос
Есть ли шанс издать мистическо-современную сказку?
Ответ
Есть. Другой вопрос, что мистика и сказка – практически противоположные вещи. Сказка заведомо нас уводит в мир чуда, а мистика действует как некий ненавязчивый ракурс реальности. Стиль изложения тоже противоположный.
Понятно, что современные сказки – да, нужны, мистика – да, востребована. Смесь… если речь скорее об интонации, в сторону, к примеру, детского хоррора – да, тоже есть такое, у нас несколько редакторов работают в этом направлении.
Вопрос
Хотелось бы поподробнее про разные критерии качества для электронных и бумажных книг, если можно.
Ответ
Сразу – это мое мнение. Я считаю, что восприятие электронного текста и текста классического – разное. В том числе это привело к тому, что успешность/популярность текстов на электронных площадках и в бумаге определяется различными критериями.
В бумаге – огромное значение играет язык, композиция, психология.
В «электронке» на первое место выходит сюжет. Не столько некая сложность, а динамика. Читатель работает с текстом быстрее, поглощает больший объем, беспощадно скроллит, автор вынужден соответствовать.
Это не исключает появление универсально успешных текстов, но все же в «» правят бал тексты пока что менее сложные, не отягощенные многоплановостью. Но все крайне изменчиво, думаю, в ближайшее время нас ждет дифференциация электронных текстов, появление более специализированных площадок и крайне удаленных аудиторий читателей.
Вообще – именно электронные тексты вобрали в себя те пристрастия, которые были характерны для массового читателя 90-х
Вопрос
Начинающему автору, что лучше - вписываться в определенный канон, или создавать что-то свое, новое? Стать пионером, или стать последователем - какая стратегия успешнее именно сейчас?
Ответ
Мы даже записали один из выпусков нашего подкаста «Доктор текста» на эту тему.
Следование в каноне – позволяет опираться на уже состоявшиеся ожидания читателей. Вы достаточно хорошо представляете, что им нравится, а что нет, и можете это использовать. Что не исключает того, что в вашем тексте в границах жанра появится что-то новое. Кроме того, понятно, куда обращаться, есть серии, которые вас поддержат.
Это плюс. Минус – конкуренция. Выделиться из ряда труднее, но… как бы, все же легче выделяться, когда книга точно доходит до аудитории.
В новом жанре – все трудно, как со стороны издателя – пока еще нет опыта, пока никто не знает, как работать с этим направлением, так и с авторской стороны, никто не знает – что именно «зайдет» читателю. Плюс – полная свобода, но я в творчестве больших авторов, практически никогда не сталкивался с проблемой свободы. Могу сказать только то, что быть первым отчаянно трудно, окупается это крайне редко и издатель вас поддержит, но тоже будет понимать, что он экспериментирует, поэтому будет крайне осторожен. А парадокс заключается в том, что эксперимент «стреляет», только если все сделано по стандарту – лучшая обложка, лучший редактор и хорошо бы попасть в фокусный ассортимент.
Вопрос
Сталкивались ли Вы с тем, что в процессе создания книги ее переросли? Как справлялись?
Ответ
Да. Если долго работаешь с текстом… или быстро думаешь
Выход – работать. Почувствовали такое – не лениться, переосмыслить, проанализировать, что в тексте самое важное, то, от чего вы не можете отказаться и решительно убрать то, что вы переросли. Мы говорим, конечно, о настоящем тексте, не халтуре, не поделке, о том, что пишется вне спекулятива. Не пытаться завершить то, что уже стало в ваших глазах пройденным этапом. Это больно, это обидно, зато есть
Вопрос
Нет ли усталости читателя от традиционного романа?
Ответ
Мне кажется, что это приблизительно та же история, что с едой. Как бы, - сколько можно? Но все едят и едят. Ничем их не исправишь, пока не умрут.
Есть, конечно, нюанс. В любом традиционном направлении накапливается огромное количество прекрасных книг, разработаны, кажется, любые темы и крайне трудно создать что-то новое, пусть и традиционное. И это, конечно – препятствие. Но оно существует со стороны пишущего, а не читающего.
Вопрос
Что говорит о статистика про электронную книгу. Скоро она победит бумажную?
Ответ.
Очень захотелось ответить просто - нет. Но вот, что мы знаем. Продажи электронных книг растут быстрее, чем продажи книг традиционных, хотя эта разница в росте замедляется от года к году.
Интересно, что прямо на наших глазах разница в методе чтения привела к появлению нового жанра. Тексты, предназначенные для чтения в электронном виде все чаще просто не такие, как в бумаге. Это другие критерии качества. И чем дальше, тем серьезнее будет дивергенция, этих все более разных видов литературы. Возможно, вопрос о том, что более популярно, просто перестанет существовать, мы же не спрашиваем, что побеждает – фильмы или сериалы. Мы понимаем, это просто разное.
Вопрос
В чем смысл публиковаться через издательство?
Ответ
Именно издательство обеспечивает процесс продаж книги читателю. Если вы готовы сами этим заняться, то вам нужны только работы, по подготовке книги к печати. Есть грустная статистика, только 70% книг, публикующихся в России, доходят до магазинов. А трудно купить книгу, если она лежит у автора на балконе. Есть ряд других факторов, но этот – главный.
Вопрос
Почему наши книги никогда не становятся мировыми бестселлерами? Ни экранизаций, ни мировых премьер?
Ответ
Ну как же, а Достоевский, а Толстой? Редко, да. И, понятно, что есть определенное неравенство, с точки зрения распространения языка, развития киноиндустрии, все это не помогает. Но объективно, возможно, мы просто не даем тот текст, который способен заворожить весь мир? Возможно, наша литература более российскоцентрична, чем мы предполагаем? Я даже не буду говорить ничего о качестве, возможно, дело в том, что темы, которые важны для наших писателей – не так важны для всего мира или – не так свежи.
Вопрос
Есть ли сейчас смысл писать мистику? Или это тот самый позавчерашний фильм и все сюжеты уже в этом жанре перебрали 100 раз?
Ответ
Мне кажется, что у нас очень мало мистики. А если вспомнить, что прекрасно развивающийся хоррор во многом построен на мистике, то вообще проблем не вижу. Другой вопрос, что в мистике важна система координат и на уровне западной традиции, действительно, многое проработано. Но, если вы знаете жанр, вы сможете создавать новое. Смогла же Дарья Бобылева.
Вопрос
Почему книжный бизнес настолько не любит стихи?
Ответ
И снова. Попробую. Во-первых, как мне кажется, в русской литературе существуют такие шедевры не только текстов, но и судеб, что переплюнуть – очень трудно, а попробуй. Во-вторых, стихи прекрасно распространяются именно через сеть. Любимые стихи даже вслух совершенно адекватно читать с телефона. В-третьих, современная поэзия очень часто сопряжена с мелодекламацией, а этот формат не вполне переводимый в книжный. В-четвертых, часто стихи носят весьма актуальный характер, а книги все же предназначены на долгое существование.
А еще, я вот все это написал, а потом появится поколение поэтов, издадут свои сборники, и станут они бестселлерами. Потому как мы знаем, что есть, а что будет, не знает никто. Пока же – самый толстый слой пыли в книжных магазинах на полках с поэзией.
Вопрос
С чем связан тот факт, что практически нет новинок в жанре детектив?
Ответ
Русская литература никогда не была особенно сильна в формульных жанрах. С моей точки зрения, детектив требует точек отсчета для добра и зла. И, если зло полностью может быть создано автором, то добро ищет свои корни в реальном социуме. Довольно трудно в реальном российском социуме найти опору в нефантастическом торжестве закона и справедливости. Достоверность не включается. Кроме того, сам по себе жанр требует особенного мышления и массы знаний.
Еще. В зарубежной литературе детектив сегодня тоже не является таким мощным жанром, каким он был еще несколько десятилетий назад.
Вопрос
Ваше издательство публикует комиксы, но это же прямой путь к дебилизации населения.
Ответ
АСТ издает комиксы. Я не являюсь специалистом в этом сегменте, но моего опыта достаточно, чтобы понимать, что комиксы не хуже и не лучше традиционной литературы (насколько литература может вообще быть традиционной). Это другой жанр. Не живопись, не текст – для русскоязычной аудитории довольно свежее явление, хотя историю комиксов можно отсчитывать с девятнадцатого века. Другая ритмика, другой юмор и другая скорбь. Судя по тому, что страны, в которых культура комиксов развита, ни в чем не уступают интеллектуально нам, то возникают некие сомнения в процессе дебилизации.
Вопрос
Сказываются ли политические пристрастии на творчество?
Ответ
Творчество, подчиненное политике, просто умирает. Так устроено. Текст вообще перестает быть текстом, как только его подчиняют, не важно, политическим целям, или коммерческим. Это может быть не так уж и ужасающе плохо, если автор силен.
Авторство – реализация свободы, ограничение свободы, ограничение авторства.
Вопрос
Многие критики говорят о возрождении поэзии, о том, что она куда адекватнее реагирует на события, чем проза, так ли это?
Ответ
Я вообще не поклонник взгляда на литературу, как на искусство реакции. Ответа. Публицистика – да, поэзия – иногда, плакаты, документальное кино, байки, анекдоты, возможно. Художественная проза? Ну как? Если на написание романа требуются месяцы и месяцы, как он может конкурировать со стихами, которые пишутся за одну ночь?
Кроме того, мне близка идея того, что часто жизнь является реакцией на текст.
Вопрос
Сколько страниц необходимо прочитать профессиональному редактору, чтобы принять решение о публикации текста?
Ответ
В вопросе заложена ошибка, так как он не учитывает того, что тексты разные. Ужасные тексты редактор может забраковать по первому абзацу
Для отсечения просто плохого текста достаточно страницы
А вот дальше – проблемы. Проблемы потому, что редактор не оценщик текстов, а специалист по продажам. И, если текст пересекает планку откровенного плохого, то дальше нужен всесторонний анализ, а значит, чаще всего, надо читать все.
Чтобы совсем понятно. Как можно сделать вывод о том, хорош детектив или нет, если вы не знаете, что автор прописал в финале?
Вопрос
Есть ли закономерность в том, какие жанры становятся наиболее успешными?
Ответ
Мне представляется, что все объяснения, все закономерности, которые приводятся после того, как – просто попытка объяснить то, что объяснению не подлежит. Факт состоит в том, что человеческий гений рождает шедевр. Иногда этот текст рождается в нужное время и в нужном месте. Если происходит так – мы получаем успешную книгу, которая задает жанр. При этом надо давать себе отчет в том, что для появления жанра – книга должна быть достаточно несложной, для появления хотя бы иллюзии, что можно создать нечто подобное.
Вопрос
Кто представляет для издателя больший интерес – автор одной книги или автор цикла?
Ответ
Как обычно, выносим за скобки качество текста. Увы. Если речь о чем-то неталантливом, издателю совершенно все равно, сколько именно написано. Если же речь идет про интересные тексты, то тут все просто – с одной книгой можно сделать меньше, чем с двумя. С циклом – можно сделать авторскую серию, можно подумать об омнибусе, можно строить какую-то стратегию, а не просто издать и - будь, что будет. Так что – да, не одна книга радует издателю. Но только как приложению к тому обстоятельству, что автор выдающийся.
Вопрос
Раньше говорили о том, что автор обязан писать хотя бы одну книгу каждые полгода иначе ему никогда не войти в книжный бизнес. Так ли это?
Ответ
Снова – качество. Если речь идет о прекрасных романах, то хочется поболее, но никто не расстроится, если автор будет приносить книгу раз в тот период времени, который ему понадобился на создание шедевра. У меня большой опыт ожиданий от авторов. И я ни разу не разочаровался. Знал, от кого ждать😊
Думаю, это норма работает в рамках формульной литературы.
Вопрос
Насколько эффективно участие в книжных ярмарках?
Ответ
Никто не знает. Если же серьезно – результат приносит не участие/неучастие, а регулярная активность. То есть – присутствие на всех ключевых, освещаемых мероприятиях на фоне регулярных публикаций, то есть при наличии новинок.
Вопрос
Сколько текстов в месяц вы прочитываете?
Ответ
Много. Но ввел правило. Не читаю текстов от незнакомых мне авторов, если кто-то, кому я доверяю, не прочел уже этот текст и не порекомендовал. Бывает смешно, - ой, такой текст, посмотри… а сам-то? Не, у меня времени нет.
Доверяю я нашим редакторам, ридерам и авторам.
Ну и, конечно, есть парадигма наших курсов, где мы с партнерами просто обязаны читать присланные тексты.
Вопрос
Что должно отличать автора женского романа?
Ответ
Хочется тут развернуться в сторону любимого, нет женских романов, есть плохие или хорошие… но есть теория, а есть реальность. Я когда-то был вынужден написать женский роман. Так получилось. И я хорошо знаю, что… я не пытался носить колготки, чтобы понять женскую психологию, но это работа. Это отдельный мир, где, как мне кажется, аспекты психологии, аспекты важности моментов – ценнее чем в романе не женском. То есть, женский роман в идеале – кладезь психологических ребусов и сборник историй, каждая из которых может тянуться несколько минут, но быть не менее значимыми, чем какая-нибудь история вечной любви.
И вот всем этим надо уверенно управлять.
Вопрос
Каковы шансы пробиться роману в абсолютно новом жанре?
Ответ.
Больше, чем быть написанным. За всю свою историю человек еще ни разу не придумал ничего абсолютно нового, так что у меня есть сомнения и по поводу абсолютно нового жанра. Хотя сама по себе задача - вызывает уважение и восхищение. Думаю, если такой текст будет явлен, у него шансов больше, так как есть о чем поговорить.
Вопрос
Может ли русский автор писать за пределами России?
Ответ
Многим удавалось. Из великих. Но есть нюансы. Опасность потерять связь с русскоязычной аудиторией – существует, но в наше время, время мессенджеров, соцсетей и зума – все же - все не так жестко. В каком-то смысле может показаться, что все последние события и изобретения готовили нас к тому, что автор может жить, где угодно.
Я знаю автора, который может писать только в Москве, автора, который может писать, где угодно, но в кафе, автора, который надиктовывает в заметки. Все индивидуально.
Вопрос
Существует ли моральный кодекс автора?
Ответ
Автор, конечно же, суперчеловек, но все же человек. Думаю, достаточно быть честным перед собой. Остальное – только мера мастерства.