Josh Kirby, 1928 - 2001) - английский художник-иллюстратор. Родился на окраине Ливерпуля. Получил образование в ливерпульской школе искусств, где его прозвали "Джош" (в честь великого английского живописца Джошуа Рейнолдса). Прозвище закрепилось, и потом уже Кирби редко называли настоящим именем. Кирби рисовал плакаты, киноафиши, журнальные и книжные обложки. Больше всего ему нравилось иллюстрировать научную фантастику. Очень популярны его иллюстрации к роману "Плоский мир" Терри Пратчетта. Кирби работал преимущественно маслом, хотя у него есть и графические работы. В 1991 году был издан первый сборник его работ - альбом под названием "Сад неземных наслаждений", а в 1999 году - альбом "Космический рог изобилия". Джош Кирби умер неожиданно, во сне, в возрасте 72 лет. Мир, созданный буйной фантазией Джоша Кирби и тех писателей, чьи книги он иллюстрировал, густо населен, даже перенаселен. Иногда кажется, что персонажам не хватает пространства, вот они и сражаются за место под солнцем. Тут и там художник встраивает в композиции современную технику, добиваясь комичного эффекта: то злобные гномы мчатся куда-то на экскаваторе, то над сказочными персонажами зависают космические спутники... И все постоянно куда-то спешат и воюют со всеми на свете, ведьмы варят свои волшебные напитки, колдуны сражаются друг с другом, сама Смерть с косой собирает свой страшный урожай, при этом всё вместе несется куда-то с бешеной скоростью, с грохотом, с криками, давя все и вся на своем пути... Josh Kirby, 1928 - 2001) - английский художник-иллюстратор. Родился на окраине Ливерпуля. Получил образование в ливерпульской школе искусств, где его прозвали "Джош" (в честь великого английского живописца Джошуа Рейнолдса). Прозвище закрепилось, и потом уже Кирби редко называли настоящим именем. Кирби рисовал плакаты, киноафиши, журнальные и книжные обложки. Больше всего ему нравилось иллюстрировать научную фантастику. Очень популярны его иллюстрации к роману "Плоский мир" Терри Пратчетта. Кирби работал преимущественно маслом, хотя у него есть и графические работы. В 1991 году был издан первый сборник его работ - альбом под названием "Сад неземных наслаждений", а в 1999 году - альбом "Космический рог изобилия". Джош Кирби умер неожиданно, во сне, в возрасте 72 лет. Мир, созданный буйной фантазией Джоша Кирби и тех писателей, чьи книги он иллюстрировал, густо населен, даже перенаселен. Иногда кажется, что персонажам не хватает пространства, вот они и сражаются за место под солнцем. Тут и там художник встраивает в композиции современную технику, добиваясь комичного эффекта: то злобные гномы мчатся куда-то на экскаваторе, то над сказочными персонажами зависают космические спутники... И все постоянно куда-то спешат и воюют со всеми на свете, ведьмы варят свои волшебные напитки, колдуны сражаются друг с другом, сама Смерть с косой собирает свой страшный урожай, при этом всё вместе несется куда-то с бешеной скоростью, с грохотом, с криками, давя все и вся на своем пути...
Часосло?в (калька греч. ??????????) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Получила своё название от службы часов, которую она содержит. В православной церкви ежедневных служб шесть. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе. Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.
В конце 13 столетия искусство книжной миниатюры вступило во Франции в эпоху невиданного дотоле расцвета, что было обусловлено как активной деятельностью Парижского университета, так и щедрым покровительством королей и знати. Париж превратился в главный европейский центр книжной иллюстрации. Мастерские миниатюристов сосредоточились на улице Эренбур (ныне улица Бутебри), по соседству с расположившимися на улице де ла Паршеминери мастерскими копиистов и лавками бумаготорговцев. Страсть к искусству, владевшая герцогами Бургундии, и в первую очередь герцогом Жаном Беррийским, росла вместе с ростом их влияния на французскую политику. Вторжение англичан во Францию ослабило позиции французской монархии, но укрепило Бургундию и прочие герцогства, благодаря чему экономика и искусство в этих областях вступили в полосу подъема. Жан Беррийский, младший брат Карла У Французского, был одним из первых принцев, собравших собственную богатую библиотеку. Иллюстрации из туринского 'Прекрасного часослова герцога Беррийского', авторство которых ученые некогда приписывали Яну ван Эйку, сочетают в себе великолепные пейзажи с интерьерами, представленными в безупречной перспективе, и с орнаментами на полях в манере Жана Пюселя. Еще отчетливее фламандский темперамент очевиден в произведениях Жакмара де Эсдена, прибывшего ко двору Жана Беррийского из Артуа (Фландрия) в 1384 году. Из его мастерской вышли все часословы, принадлежавшие этому герцогу, в том числе и знаменитый 'Прекрасный часослов Богоматери', хранящийся в парижской Национальной библиотеке', и так называемый 'Брюссельский часослов' ('Прекрасный часослов'), который ныне находится в Королевской библиотеке Брюсселя. Помимо обязательных орнаментов и архитектурных мотивов во фламандском духе, в этих миниатюрах привлекают внимание богемские заимствования, заметные в оформлении лиц и драпировке одежд персонажей. Жакмар де Эсден оставался на службе у герцога до 1409 года. А год спустя ко двору Жана Беррийского в Меэн-сюр-Евр (близ Буржа) были приглашены братья Лимбург. Здесь они создали уникальный шедевр - 'Роскошный часослов', который и по сей день привлекает множество поклонников в музей Конде в Шантильи (к северу от Парижа). От герцогского замка в Меэн-сюр-Евр ныне остались только руины, но в своей хронологии 1400 года французский поэт Жан Фруассар превозносил этот замок как прекраснейший в мире. Одна из иллюстраций в 'Роскошном часослове', изображающая сцену 'Искушение Христа', может служить подтверждением хвалебному гимну Фруассара. Белые башни с ажурным готическим орнаментом превращают замок в подобие некой монументальной короны. Он символизирует здесь 'все царства мира сего и славу их', от которых Христос, стоящий на вершине похожей на минарет горы, отрекается, отвергая дьявольский соблазн. Не исключено, что герцог желал связать эту сцену с переменами, произошедшими в его собственной жизни, на смысл которых и намекает изображение замка - метафорическое обозначение соблазнов чувственного мира. Но даже если де Берри и последовал примеру Спасителя, то едва ли надолго остался верен этому образцу для подражания.Прежде чем поступить на службу к герцогу Жану Беррийскому, братья Лимбург работали при дворе его брата, герцога Бургундии Филиппа Смелого. Филипп пользовался услугами и многих других живописцев, а также заказывал иллюстрированные книги парижским мастерам. К дижонскому двору также поступали книги из Парижа с миниатюрами мастеров из Бусико и Бедфорда. К середине 15 века все более набирали силу фламандские влияния. В период правления Филиппа Доброго из мастерской Жана де Воклена вышли иллюстрации к 'Роману об Александре' и 'Реннегауским хроникам'. На странице с посвящением Филиппу орнаментальные элементы, почерпнутые из фламандской традиции, особенно отчетливы. Не ограничиваясь полями, мастер включает их также в декор интерьера и одежды персонажей. В эпоху Столетней войны и позднее двор французских королей от Карла 7 (1422 - 1461) до Франциска 1 (1515 - 1547) находился в долине Луары, где за тот период было возведено множество прекрасных королевских резиденций. Именно там стал работать Жан Фукэ, предварительно, по-видимому, пройдя обучение в одной из парижских мастерских. Из путешествия в Рим Фукэ вынес множество впечатлений, которые затем с чрезвычайной изобретательностью включал в свои миниатюры. Проиллюстрированные им 'Большие французские хроники' с детальными изображениями городов, деревушек и людей позволяет составить живое и яркое представление о жизни средневековой Франции. Но еще более значительными стали иллюстрации Фукэ к 'Часослову Этьенна Шевалье' (Шевалье был секретарем и казначеем Карла 7). На этих миниатюрах перед нами предстают пейзажи, типичные для раннего итальянского Возрождения, наряду с дворцами и замками, характерными для парижской школы братьев Лимбург. Фукэ, вместе с другими художниками из Турени работавший при