Многие люди сейчас активно развивают способности, занимаются йогой, медитацией и другими духовными практиками с целью улучшения функций тела и сознания. Но они часто не подозревают, что при этом происходит с душой. Если нет личного устремления к Богу, то любая техника будет усиливать в человеке эгоизм – будет вредить душе. Чем бы мы ни занимались, важно понять, для чего мы это делаем. Для себя, или для Бога. Смысл любой деятельности должен сводиться к увеличению единства с Творцом. Всё, что мы делаем, должно быть во славу Его. Это есть йога, которая означает «связь с Богом». Жаждущий физическую или магическую силу не любит Бога, т.к. идёт во славу свою. В эпоху Кали люди дошли до того, что даже такую «технику», как молитва, используют корыстно, в своих личных интересах. И это стало нормой! Если молящийся ставит на первое место себя, свои корыстные желания, то это языческий ритуал в конечном счёте. Если на первом месте Бог, то корысть отсутствует, и молитва не будет вредить душе, а наоборот, будет очищать её.
Молитвы, мантры, медитации – это всё «инструменты» для приближения к Богу. И если мы их неправильно используем (в корыстных целях), то они в перспективе работают против нас. А ведь самое большое счастье – это стратегия, это та цель, которая имеет наибольшую энергоёмкость. В Ведах говорится, что человек должен поставить такую цель, которая выходит за пределы Вселенной. К такой цели мы можем идти всю жизнь и быть счастливыми. И этой целью может быть только Бог! А если мы достигнем цель своей жизни, то тогда нам можно умирать, наше развитие остановится.
Я давно заметил, что люди, у которых повышенная концентрация на сознании, на духовности, предпочитают медитировать. Они интуитивно ищут способы остановки сознания. Ведь медитации, дыхательные техники и т.п. – это мощные средства перетряски сознания. Остановка мыслей – это мощное унижение сознания. Таким образом, эти люди интуитивно переносят точку опоры с будущего на настоящий момент, и душа (чувства) оживает.
Медитация – это остановка функций тела и сознания (мыслей) с целью активизации души. На мысли мы постоянно тратим огромное количество психической энергии, на обеспечение жизнедеятельности тела уходит много физической энергии. И когда мы перестаём расходовать эту энергию, то она идёт в высшие слои души, которые не связаны с телом и сознанием.
И здесь всё зависит от того, куда мы направим эту энергию. Всегда должен быть объект, на котором мы концентрируем внимание, иначе медитация теряет смысл. Если мы концентрируемся на Творце, на Первопричине (стремимся отдать Ему всё), то главная энергия пойдёт к Нему (на высшую стратегию), и душа будет гармонично развиваться. Но для того, чтобы общаться с Богом, нужна отрешённость. Поэтому на Востоке, в Древней Индии, выделяли медитацию (отрешённость от мира) и концентрацию (на Первопричине). Следующая стадия – глубокая медитация. И четвёртая стадия – самадхи (объединение с Богом).
Так вот, глубокая медитация - это есть молитва. На что мы направляем творящую энергию, на то мы и молимся. Но молитва без дел мертва. Дело – это чувство. Если мы молимся, но ничего при этом не чувствуем, то это лицемерие. Мы молимся для того, чтобы ощутить любовь. Но когда это чувство творящей любви пошло сплошным потоком (самадхи, благодать, катарсис), то молитва как инструмент нам уже не нужна. Нам уже нужно только поддерживать это состояние, не мешать ему. Поэтому Серафим Саровский говорил, что, когда Бог пришёл, молитва уже не нужна.
Так вот, если мы молимся Богу, то душа очищается в самых глубинах. Мы не видим быстрый результат, потому что в первую очередь очищается и меняется будущее – тонкие планы души. Любовь к Богу – это высшая стратегия, которая в перспективе даёт всё. Но мы можем направить эту энергию не на первопричину, а на вторичные звенья – высшие чувства, которые дают нам самое большое наслаждение, но которые не являются вечными. В этом случае очищаются внешние слои души, но поскольку глубинного изменения не происходит, подсознательная грязь просто смещается на более тонкие слои - на будущее, на потомков… Мы начинаем ощущать счастье в настоящем за счёт истребления будущего. И у нас всегда есть соблазн – поставить это вторичное