"Осторожно! Двери закрываются..." С этих слов начинается утро очень многих.
Значительная часть жизни людей большого города проходит имеено там, под землей (нет, конечно, не вся жизнь, но существенная доля ee). Хотя живут они наверху. Почему оно так вышло? Все было примерно так. Цивилизация развивалась, строились города, дома улицы, машины и заборы. В итоге на земле просто не осталось места, чтобы спокойно, без пробок, без препятствий проехать или пройти куда-нибудь. Тогда люди решили уйти под землю. Вернее сделать подземный транспорт. Там-то ведь не должно быть пробок из-за узких улиц и большого количества машин. Вот и появилось метро.
Метро - это, пожалуй, одно из самых необходимых составляющих жизни простого горожанина. В метро люди просыпаются, пока едут на работу, и засыпают, падая головой на плечо соседа, возвращаясь домой. В метро люди знакомятся, случайно увидев друг-друга в вагоне. В метро люди назначают встречи, читают, слушают музыку, едят. Кто-то даже рисует или сочиняет стихи. Наконец, для многих вагон подземки - это место, где можно погрузиться в глубокие раздумья. Потому как именно там никто не станет отвлекать: ни семья, ни деловые звонки, ни прочие другие дела из "жизни сверху". Даже попадая в час пик, ты совершенно один, несмотря на то, что вагон забит народом до отказа. И чем дольше тебе ехать, тем дальше ты можешь уйти в свои мысли.
То есть уже нельзя просто сказать, что человек просто едет в метро. Он всегда занимается чем-то еще.
Наверное, если провести некое статистическое исследование, возможно будет подсчитать сколько часов, дней, месяцев (даже лет) мы проводим всего под землей. Таким образом, метро становится серьезной частью жителя мегаполиса, с появлением первого отдаленного от дома места, куда он должен ездить регулярно. Это может быть школа, институт, работа или что-нибудь еще.
Любое место, которое часто посещают люди, постепенно ими обживается. Метро не исключение, разумеется. Оно уже давно, например, приспособленно для рекламных целей. Так же вокруг метро, а иногда и в нем самом, располагаются магазины с едой, киоски с книгами и журналами, различные билетные кассы, вплоть до авиа и туристических, фотобудки и т.п. Одно время на одной станции можно было сделать УЗИ в специальной комнатке. Я уже не говорю о различных домашних шторках, домашне свисающих над окнами касс и других подобных элементов «домашнего уюта». Метро перевозит миллионы людей в день, больше 2/3 города. Для поддержания порядка такого количества народу, разумеется, необходима и своя милиция. И, конечно, имеются свои преступники. Метро выпускает свою газету.
Итак, мы, наконец, подошли к тому, что метро можно смело назвать городом со своими забегаловками, лавочками, преступниками, милицией, банками и даже аптеками. Есть целый класс людей все это дело обслуживающих. Они здесь главные. Так сказать, своя элита. Есть люди, которых никто и никогда не видит, или они заметны очень редко. Они ремонтируют рельсы, проверяют электролинии и проч. В метро есть бомжи и нищие. И очень, очень много простых пассажиров.
А теперь стоит вспомнить, что подземка изначально - транспорт и больше ничего. Но, вопреки этому, она выросла во второй город или, если угодно, нижний, существующий во многом отдельно от верхнего, уровень мегаполиса. По крайней мере так оно произошло в моей стране. Ведь, как известно, станции в России делаются подобно лицу города вокзалам. Уходит огромное количество средств на их украшение.
Получается, что обживанию способствует само правительство. У этого, безусловно, есть свои минусы, но так же на мой взгляд есть и преимущества. Метро приобрело некую домашность, хотя и остается, несмотря ни на что, довольно диким местом.
Я как один из многих миллионов людей, живущих в моем городе, тоже ежедневно опускаюсь под землю. Возможно, за свою жизнь я еще не слишком устал от езды в метро, а может у меня к этому просто другое отношение. Но, так или иначе, мне на глаза довольно часто на глаза попадаются те или иные интересные эпизоды из жизни подземки. О некоторых своих наблюдениях и размышлениях мне бы хотелось рассказать другим. А это все было чем-то вроде вступления к ним.