История панка
Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в
пьесе У.Шекспира "Мера за меру". В Америке в начале ХХ века его относят уже к заключённым -
"шестеркам". Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь",
"гнилье", "отбросы".
Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под
впечатлением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То,
что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций,
но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморошенной музыки
скиффл. Значение этого события трудно переоцинить - впервые с конца 50-х годов у американской
молодежи появилась "своя" музыка. Респектабельные и совершено безобидные пай-мальчики типа Бобби
Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х
годов, испугавшись, как-бы рок-революция не зашла слишко далеко, были немедленно забыты. Они
уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах
дух свободы помыслов и действий. Переломным моментом стало "британское вторжение" -
массированное проникновение продукции английских групп мерсейбита the Kinks, Beatles, Gerry &
the Pacemakers на американские рынки сбыта. По примеру своих заокенских сверстников американцы
тут же решили взяться за гитары и делать то же: играть музыку собственного сочинения,
разговаривая на понятном для "своих" языке об интересующих подростков проблемах - конечно же в
первую очередь о любви и сексе, но также и о многих други вопросах, волнующих молодежь. Спустя
пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в аналы рок-музыки под вышеупомянутым
названием "гаражного рока". Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень
просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было
деваться. "Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были
известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на
запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен
непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы
одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность
раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго
стать самими собой, и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу.
Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Это, в
первую очередь, две компиляции "Сомородки" и "Дикая штука", а также диски самых известных групп
тех лет: Electric Prunes, Standells, 13'th Floor Elevators, Seeds и некоторых других. Хотя все
они играли музыку достаточно своеобразную, объединяли их границы ритм-энд-блюза. Среди
отличительных черт можно назвать использование "металлических" органных звуков, гитарные
модуляции, недавно изобретенный фуззэффект, постоянная ритмическая 4/4-я сетка ударника,
цементирующая все мелодические отступления, и, безусловно, неистовый, срывающийся, на грани
причитаний, вокал. Какими были "гаражные" ансамбли? Свидетельств сохранилось с той поры немного,
но даже по таким крохам можно судить, что, например, музыканты Knickerbockers копировали
Beatles, а Magic Mushrooms эксперементировали с электроникой. Пластинку группы
Standells("грязная вода") английский критик Ян Бирч назвал "классикой панка, созданной
классической панк-группой": повторяющиеся без устали гитарные ходы, взятые в основном у Rolling
Stones, острая, порой грубоватая лирика и ко всему прочему такая деталь внешнего вида - длинные
волосы. Такой была эстетика первых панков. Хотя "гаражный рок" - явление чисто американское,
увлечение им не прошло незамеченным в Великобритании - центре тогдашнего рока. Английских групп,
о которых можно было бы сказать, что они играли "гаражный рок", - единицы (Them, некоторые песни
Kinks). Однако, несмотря на это, "визитная карточка" всего стиля была создана именно здесь,
на островах туманного Альбиона, - "Дикая штука" группы Troggs до сегодняшнего дня считается
идеальной панк-песней.
Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной.
Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки,
переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками новых
стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области музыкальной
и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо
оказались вовлеченными в прочие музыкальные течения, скажем, бабблгам мьюзик, как группа
Shadows of Knight или в психоделию
Читать далее...