Сестры Амели и Мако, связанные крючком, готовы ко всему – дню на пляже, вечеринке по случаю дня рождения, посещению библиотеки! В этой книге популярный японский дизайнер амигуруми Miya шаг за шагом знакомит вас с процессом изготовления кукол, показывая, как создать двух очаровательных кукольных компаньонов, их плюшевого мишку Маррона и 63 миниатюрных дополнения к гардеробу - от теплых зимних пальто до изящных балетных туфелек. Четкие инструкции содержат выкройку для каждого предмета одежды и аксессуара.
Вязаная кукла в викторианском стиле станет приятным подарком для внуков, которые живут в другом городе или в деревне.
Так что давайте я вам расскажу про очередную ситуацию накопления личного опыта.
Пошла я, значит, на прошлой неделе на консультацию к психологу. Психолог этот - совершенно мне незнакомый мужчина. Его телефон я выцыганила у знакомой. О встрече с ним договорилась по телефону. И по телефону мне с ним разговаривать понравилось (кстати, зачем настаивать на личной встрече, если уже по телефону говорить вполне комфортно?). Мне кажется, надо было на этом и остановиться. Так нет. Пришла на консультацию. Перед этим зашла в туалет и как-то небрежно привела себя в порядок. Забыла застегнуть ширинку. А что вы хотите? У меня новые джинсы – на них три пуговицы и молния. И пока я привожу в надлежащий вид пуговицы, факт существования еще и молнии просто вылетает из моей головы.
В общем, зашла я к нему в кабинет.
«Здравствуйте, - говорю, - вы такой-то такой-то?» «Да, я – такой-то, - отвечает, - а вы Елена?» «Угу», - киваю я, осматривая комнату. «Очень приятно», - зачем-то говорит он. Тут у меня появляется первая странная мысль: «И чего это ты говоришь, что тебе «очень» приятно, если видишь меня впервые в течение пяти секунд?» Вслух я, конечно, ничего не говорю, продолжаю разглядывать обстановку.
«Садитесь в кресло», - кивает мне психолог.
Я плюхаюсь в кресло, и из меня вылетает самый подходящий вопрос для начала беседы: «А как это Вам удается заниматься частной деятельностью?»
Психолог, который к тому времени уже уселся в соседнее кресло, явно напрягается, даже как-то вздрагивает и спрашивает: «А почему это вас, собственно, интересует эта тема? Разве она имеет отношение к тому, о чем вы хотите со мной поговорить?»
Я мотаю головой и думаю: «Бедный, бедный психолог! Какое счастье, что ко мне еще ни разу не приходил такой воинственный клиент, который с порога начинает со мной воевать!»
Психолог несколько расслабляется, улыбается мне и одобрительно говорит: «Рассказывайте!»
Я смотрю на него, как на ненормального. И в голове у меня крутится очередная странная мысль: «Да он с ума сошел! Как я могу спокойно говорить о том, что у меня наболело совершенно ЧУЖОМУ человеку?» В смятении опускаю глаза вниз и обнаруживаю на своих штанах РАССТЕГНУТУЮ молнию. Моя спонтанная реакция – тут же застегнуть ее. Что я с успехом и делаю, а потом поднимаю взор на собеседника и сдавленно произношу: «Мне трудно говорить. Разве психолог не должен ничего сделать, чтобы клиент ему доверился и расслабился?»
И с удивлением выслушиваю ответ: «Я ничего не должен делать. Это вы должны. Ведь это я вам нужен, а не вы мне».
Снова пауза, во время которой я говорю себе: «Соберись, тряпка! Оплаченное тобою время идет. И тратить его на молчание – не лучший вариант. Послушай, ты же опытный клиент и чуть меньше опытный терапевт. Почему же ты испугалась и напряглась? Давай, действуй, открой рот, если ты хочешь узнать, что же будет дальше».
Дальше вновь заговорил психолог, и во время его монолога я взяла себя в руки и смогла начать говорить собственно о проблеме.
Так у нас завязалось какое-то подобие терапевтической беседы, продлившееся минут 50. Но это было уже не так интересно, как начало.
А от первых минут нашей встречи я до сих пор под впечатлением.
Во-первых, я поразилась мужеству своих клиентов (и клиентов вообще). Только сейчас я поняла, как это трудно – доверять свое самое сокровенное какому-то незнакомцу. Бедные, бедные клиенты, брошенные в первый момент на произвол судьбы! Правда, мне мои клиенты говорили, что я «располагаю», что им «легко довериться» такому человеку, как я. Но мало ли чего не скажет благодарный клиент в конце сеанса! Ведь я веду себя при встрече примерно как мой психолог: молчу и одобрительно смотрю на своего клиента. Иногда я даже не произношу этой волшебной фразы: «Я Вас слушаю» или «Рассказывайте!». Чаще я просто смотрю и киваю…
Во-вторых, меня мучает вопрос: что делать, если на вас смотрит в упор другой человек, а вы обнаруживаете некий непорядок в одежде? Правильно ли я поступила, просто застегнув молнию и продолжив, как ни в чем ни бывало? Может быть, мне надо было сконфузиться и выбежать
Давайте уже перейдем к примерам.
Однажды, еще во время учебы в университете я договорилась со своим братом, который учился в том же университете и жил в том же общежитии, что он встретит меня на вокзале с автобуса (я собиралась ехать от родителей с тяжелыми сумками). По маршруту Прокопьевск-Кемерово ходит несколько рейсовых автобусов. И обсуждая время встречи, я сказала: «Я приеду, КАК ОБЫЧНО». «Я понял, - ответил брат. - Буду на вокзале КАК ОБЫЧНО». Злости моей не было предела, когда я в назначенное время вытащила из автобуса сумки и выяснила, что брат меня не встречает. Злости было так много, что я нашла в себе силы, чтобы самостоятельно дотащить сумки до общежития. Еще более злой я стала, когда обнаружила брата спокойно сидящего в своей комнате и попивающего чай. Но всей моей злости пришлось потесниться, когда я увидела выражение непритворного изумления на его лице: «Как ты здесь оказалась? Я собирался через полчаса тебя встречать. Ты что, приехала раньше?» Выяснилось, что мое КАК ОБЫЧНО означало автобус, прибывающий в Кемерово в 4 часа (я обычно ездила именно на нем). А брат Семен обычно приезжал на 6-часовом автобусе. И его КАК ОБЫЧНО было на два часа позже, чем мое.
Вот и скажите, что помешало мне уточнить время в цифрах? Почему я довольствовалась мнимым ощущением ясности и понятности?
Еще один пример.
Как-то мой трехлетний сын в одиночестве купался в ванне. Развлечения он придумывал себе сам. И с большим интересом вылил в воду, в которой сидел, кондиционер для белья и пятновыводитель (хорошо, без хлора). Очень обеспокоенная, я ополоснула ребенка под душем, завернула в полотенце и, усадив на колени, стала проводить воспитательную беседу.
- Андрей, НЕЛЬЗЯ выливать в ванну ничего из тех бутылок, которые стоят на стиральной машинке! НЕЛЬЗЯ! Ты понял?
- Дя, я понял.
- То, что стоит на стиральной машинке можно использовать только для стирки белья, можно выливать только в стиральную машинку. Ты понял?
- Дя, я понял.
Обычно, я ограничиваюсь подобным разговором. А чего мусолить, ведь понял же уже! Но в этот раз я была слишком озабочена, поэтому решила проверить, что же он понял.
- Хорошо, когда ты будешь в следующий раз купаться, куда ты будешь лить из этих бутылок?
- В ванну! – воскликнул довольный сын, уверенный, что именно такого ответа я от него и жду.
- Нельзя выливать кондиционеры и пятновыводители в ванну! – ужаснулась я. Ничего себе! Понял, называется! - Если ты будешь выливать их в ванну, то у тебя может покраснеть кожа и ты весь начнешь чесаться. Разве приятно быть красным и чесаться! То, что стоит на стиральной машинке можно выливать только в стиральную машинку. Понятно?
- Дя, понятно.
- Так куда ты будешь выливать из этих бутылок?
- В ванну!
Я была изумлена. Я знала и раньше, что моему ребенку требуется некоторое время, чтобы переварить полученную информацию. Но только сейчас с необыкновенной ясностью осознала, как много моих предыдущих разговоров пропали впустую, потому что я поленилась спросить у ребенка, что же именно он понял, не удосужилась дать ему время на размышление и подлинное понимание.
В данном случае я продолжила свои объяснения по второму, третьему, четвертому кругу. Мне было очень важно, чтобы сын уяснил себе раз и навсегда, что выливать моющие средства в ванну – опасно, и что их нужно использовать по назначению.
Наконец, на мой очередной вопрос: «И куда ты будешь выливать жидкость из бутылок?» сын радостно ответил: «В стиральную машинку!»
Ура! Ура! Я решила закрепить полученный успех и задала еще один каверзный вопрос:
- А в ванну ты будешь выливать?
- Неть, - уверенно заявил ребенок. – Буду выливать в стиральную машинку.
Я облегченно вздохнула. Мы договорились, что в следующий раз перед стиркой я позову его, чтобы он собственноручно налил кондиционер и пятновыводитель туда, где им полагается быть.
С тех пор я так и делаю. Машинку мы загружаем вместе. Андрей с удовольствием наливает и
Ходили на каток. Я не каталась, наверно, года четыре (если не больше). Покатилась еле-еле, медленно, зато равновесие удерживаю. Неуверенное равновесие, хрупкое. Наматываю круг за кругом и размышляю о том, что совсем мне не хочется падать. И из-за этого я катаюсь скучно, неинтересно. Нет искры, куража… Накручиваю себя, что падение – это боль. А тело вряд ли можно приучить к боли. Успокаиваю себя, что сначала надо почувствовать комфорт просто на коньках, на льду, а потом уже выходить из зоны комфорта к сложным пируэтам. С удивлением обнаружила, что направление движение определяется не только ногами, но и всем телом (в частности, руками). Один резкий взмах – и я еду не в ту сторону, куда планировала.
За пять минут до окончания сеанса упала. Это оказалось не так больно, как казалось. И не так опасно для других, как я себе это придумала. Встала и с гордостью каталась последние минуты. Вот я и влилась. Вот я и прошла посвящение. Хотя все равно не стала ездить быстрее и раскованнее.