Садко́ (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).
Одна из былин
По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о закладе с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
«Covid-19 убивает людей, но также и культуру». Этой фразой Рикардо Мути подчеркнул важность проведения Новогоднего концерта Венской филармонии.
Рикардо Мути в шестой раз возглавил традиционное музыкальное мероприятие 1 января. Легендарный 79-летний итальянский маэстро уже проводил новогодние концерты в Венской филармонии в 1993, 1997, 2000, 2004 и 2018 годах. Но на этот раз популярный концерт состоялся при беспрецедентных обстоятельствах.
О ней при жизни складывали легенды, создавали мифы подчас на бытовом уровне. Особенно часто упоминалась теория свободной любви, которую она проповедовала. Будучи выдающимся политиком, она всю жизнь одновременно оставалась просто женщиной. Любящей и страдающей, счастливой и несчастной одновременно.
Александра Михайловна Коллонтай.
Дипломат божьей милостью, она порой за обычным дружеским обедом добивалась того, что мужчины непомерной ценой и нередко безуспешно пытались добиться на полях сражений. Она была прекрасным собеседником, легко, на равных вступала в профессиональный диалог с самыми блистательными интеллектуалами своего времени. Она вдребезги разбила расхожее мнение о том, что красивая женщина не может быть умной, а умная - красивой. В ней чудесным образом сочетались природная грация, аристократические манеры и эрудированность.
Михаил Клеофас Огиньский родился 25 сентября 1765 года в Гузове, имении своего отца, расположенном неподалёку от Варшавы. Род Огиньских принадлежал к числу знатнейших родов Речи Посполитой и был связан узами родства с Чарторыскими, Радзивиллами и другими польско-литовскими магнатами. Предки композитора на рубеже XV - XVI столетий получили от Александра Ягеллончика, великого князя литовского (в 1501 - 1506 годах - польского короля), имение Огинты, от названия которого и была образована фамилия князей Огиньских.
Михаил Клеофас Огиньский
25 сентября 1765 — 15 октября 1833
Незадолго до рождения Михаила Клеофаса Огиньского королём Речи Посполитой, после длительной предвыборной борьбы, был избран стольник литовский Станислав Август Понятовский. Его кандидатура была поддержана вступившей за два года до этого на российский престол императрицей Екатериной II. Новый король стремился окружить себя лицами, оказавшимися в числе его сторонников. К этим лицам принадлежал и воевода трокский Тадеуш Огиньский, сын которого Анджей Огиньский (мечник литовский и староста ошмяньский) - отец Михаила Клеофаса. Анджей Огиньский быстро начал делать дипломатическую карьеру. В 1769 году он был назначен послом и полномочным министром Речи Посполитой в Петербурге, а в 1772 переехал в ранге чрезвычайного посла в Вену.
Александровская площадь
Площадь Борцов революции
Площадь появилась на плане строительства Тюмени в 1765 году на месте пересечения Благовещенской и Полицейской улиц. С одной стороны обширную городскую площадь замыкало здание церкви Михаила архангела на улице Спасской (ныне Ленина), с другой - Военное присутствие (ул. Володарского, 5). Первоначально площадь называлась Полицейской. В 1837 году она была переименована в Александровскую в память о приезде в Тюмень 31 мая 1837 года Цесаревича Александра Николаевича.
Улица Царская
ул. Республики
Появившаяся в XVII веке Большая Спасская проезжая улица, одна из первых улиц города, была переименована в 1703 году в Благовещенскую (по названию первого каменного храма Тюмени - Благовещенской церкви). По ней, главной улице города, проходил Сибирский тракт.
Романовское училище
ул. Даудельная
Здание в стиле "модерн" было построено в 1913 году по проекту тюменского архитектора К.П. Чакина как училище для мальчиков и девочек и названо в честь 300-летия Дома Романовых. Появление новой школы знаменовало переход к всеобщему образованию. Училище должно было стать лучшим в городе, однако Первая мировая и Гражданская войны расставили свои приоритеты. Здесь открылось отделение тюменского военного госпиталя.
Сейчас это - один из корпусов Тюменского Перинатального центра.
Городская больница по ул. Даудельная
Построена в 1902 - 1915 годах на средства тюменского городского головы, купца первой гильдии А.И. Текутьева. В больнице работали известные тюменские врачи: Н.И. Русских, А.С. Гасилов, С.И. Карнацевич.
В цикле "Двенадцать романсов", ор. 21, можно отметить два основных типа произведений, характерных для вокальной лирики Рахманинова. К одному из них относятся светлые, созерцательные пейзажно-лирические зарисовки, большей частью краткие, лаконичные по объему и манере письма; другой составляют развернутые драматические монологи с контрастным развитием и детализированной по выражению декламационной вокальной партией.
Раньше других произведений, вошедших в ор. 21, был написан романс «Судьба» на слова А. Н. Апухтина. Если не считать некоторых ранних работ консерваторского периода, то это был первый опыт Рахманинова в овладении декламационным вокальным письмом. Создание этого романса, посвященного Шаляпину, которым он преимущественно исполнялся в первое время, было несомненно подсказано дружбой композитора с великим певцом.
С. В. Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов, ему 27 лет. Как раз в это время был написан романс "Судьба"
12 февраля в Галерее "Нагорная"состоялась очень интересная встреча с писателем Борисом Александровичем Куркиным, автором книг и статей, посвященных творчеству А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Борис Александрович рассказал о трагедии Пушкина "Борис Годунов", об одной из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Проблема искушения властью обрисовывается на примере Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Также речь шла о других интересных деталях исторической драмы Пушкина.
Лето 1899 года Рахманинов проводил в Красненьком Новохоперского уезда Воронежской губернии в семье своей ученицы - пианистки и певицы Елены Юльевны Крейцер, отец которой служил управляющим этим имением. Большой одноэтажный дом, окруженный садом и цветущим лугом, невдалеке лес и река Хопер, гостеприимные хозяева - всё это располагало к творчеству. Сюда приезжали Сатины, особенно часто Наташа, близкая подруга Е.Ю. Крейцер. Молодёжь совершала прогулки, много музицировали: "Иногда мы уходили в сад, располагались где-нибудь в тени на траве или на свежескошенном сене, и начинался у нас квартет a cappella, - вспоминает Е.Ю. Крейцер. - У Наташи было высокое сопрано, я пела второй голос, брат - партию тенора, а Сергей Васильевич был одновременно и басом и дирижёром... Помню, что всё выходило у нас очень хорошо и доставляло нам большое удовольствие. Пели мы обыкновенно русские песни и только что написанный им хор "Пантелей-целитель". (Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов)
Телеспектакль "Не в свои сани не садись"
Эта комедия стала первым произведением драматурга Александра Островского, которая удостоилась попасть на театральные подмостки и превратилась в событие исключительного художественного значения. Мы предлагаем вам посмотреть эту весьма актуальную историю и сегодня, правда, сочиненную в 1852 году.
Итак, небольшой провинциальный городок Черемухин. Дочь местного предпринимателя Дуняша, воспитанная в строгих правилах, влюбляется в заезжего молодца из столицы, у которого только одно желание – выгодно жениться, чтобы поправить свое материальное положение. Но папа прожил дольше и опыта у него больше, поэтому он устраивает жениху проверку…
Успех постановки этой пьесы в те годы был исключительным. Давайте оценим ее сейчас, затронута-то вечная тема…
Текст от главной редакции телеканала
В рамках проекта "Гений звука" - ViP Music в Артистическом центре Ямаха состоялся мастер-класс Лауреата Международных конкурсов, пианиста и композитора, преподавателя МШ РАМ им. Гнесиных Алексея Вакера. Алексей Николаевич Вакер ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Выступает на престижных сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Калининграда, Парижа, Страсбурга, Лиона, Канн, Неаполя, Байройта, Филадельфии и других городов и стран. Недавно Алексей принял участие в совместном международном театральном проекте России и Германии как пианист и как композитор. Спектакль был поставлен в Москве, в Байройте, в Берлине – на сцене Русского Дома Культуры и Науки.
"Haugtussa", op. 67, или "Девушка с гор", представляет собой цикл песен для сопрано и фортепиано, составленный Эдвардом Григом в 1895 году и опубликованный в 1898. Это единственный цикл песен во всем его творчестве с последовательным драматургическим развертыванием сюжета.Текст был написан норвежским писателем Арне Гарборгом. В его книге стихов рассказывается история молодой пастушки и ее первой любви, ее первой душевной боли. И тексты песен, которые наполнены образами журчащих ручьев и вкусной черники, и музыка, которая воплощает эти образы, переплетают личную историю главной героини и волшебный весенний пейзаж, который ее окружает.
До недавнего времени баян был особо любимым музыкальным инструментом в России. Хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, она наполнена интересными событиями и фактами и несёт в себе живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа, начиная с прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что он гордо носит имя легендарного певца-сказителя Древней Руси.
Многим хорошо знакомы слова популярной песни:
Музыка великого норвежского композитора наполнена яркими и выразительными образами, и ощущается словно поэтическая, эпическая и лирическая интонация, которой "власть ритма внушает жест и поступь, как скульптор своему материалу" (Б.Асафьев). Мы не только слышим, но видим и ощущаем в его музыке природу и нравы Норвегии, её лесные дали, тончайшую "музыку красок" фиордов, суровость зимы и нежную ласковость весны горных равнин, кличи и полёты птиц, жизнь воды и у воды, трепет парусов и сосредоточенность скал, нежную тихость сумерек и приветливость прощания закатов. Во всём этом сказывается поэтическое начало, глубокая душевная отзывчивость и способность каждый звуковой миг постигать как явление окружающей действительности в её пленяющей воображение чуткого музыканта неустанной изменчивости.
12 (24) июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. В первые же дни войны, 4 июля 1812 года, двадцатипятилетний корнет-доброволец Александр Александрович Алябьев сменил чиновничий мундир на кавалерийский казачий, зачислившись в 3-й Украинский казачий полк, а затем и на гусарский. Под ударами русских солдат и партизан наполеоновские полки терпели поражение. Храбро сражался и Алябьев, беззаветно выполняя свой гражданский долг. Он участвовал во многих боях, в том числе в знаменитом Березинском сражении, когда остатки "великой армии" беспорядочно отступили на западный берег реки Березины.
Отступление французов через Березину 17 (29) ноября 1812 года. Петер фон Гесс (1844)
Исторический промежуток от середины XV века до начала 20-х годов XVI века - время расцвета франко-фламандского музыкального искусства. Творчество нидерландцев становится эталоном композиторского мастерства, оно воспринимается современниками как новое искусство. Начинают появляться композиторские имена, в связи с которыми можно говорить о достаточно ярко выраженной индивидуальности художника-творца. Одно из этих имён - Жоскен Депре.
Жоскен Депре (около 1440 - 1521). Рисунок художника Гаупа со старинной ксилографии.
Оратория "По следам Руставели" была написана в 1964 году в состоянии огромного творческого подъёма. Отар Тактакишвили прочёл недавно вышедшие стихотворения Ираклия Абашидзе и понял, что это - тот поэтический материал, о котором он давно мечтал.
О жизни великого создателя "Витязя в тигровой шкуре" существуют лишь легендарные сведения. Поэт покинул Грузию, путешествовал по странам Востока, жил в монастыре. Точное место его смерти до сих пор не установлено. Неизвестны и причины его внезапного отъезда на чужбину после блестящего положения при дворе царицы Тамары (1185 - 1213).