Альтернативы - образовательные средства или обучающие подходы, которые заменяют использование животных, причиняющее им вред, или дополняют существующее гуманное образование.
Многие ученые связывают термин "альтернативы" только с использованием методов, которые полностью исключают использование животных из эксперимента. Таким образом, они отказываются от идеи, что альтернативы могли бы быть реализованы в их исследовании, поскольку их работа включает использование in vivo (лат. = На живом организме.) методик. Однако альтернативы можно рассматривать как включающие не только методы "замены", но также "сокращения" и "усовершенствования". "Замена", "сокращение" и "усовершенствование" легли в основу так называемой концепции трех R [Three Rs concept].
Подсчитано, что в высшем образовании по всей Европе ежегодно используется несколько сотен тысяч позвоночных животных или 1% от общего числа задействованных в науке видов животных. Однако это число, скорее всего, занижено т.к. процедуры регистрации для обеспечения информацией не стандартизированы, даже в пределах Соединенного Королевства.
Наиболее задействованными видами, которые используются в образовании в экспериментах, являются грызуны, рыбы и амфибии.