Вчера. Без шопа. Лишневский, несомненно - самый мистический архитектор Петербурга.
Вот ушел еще год,
Сколько останется нам?
В.Цой
Последние часы года. Самое время пооглядываться назад. А год был в самом деле полосатый, как тигр. И сумасшедший по амплитудам. Начался он с чтения "Обломова" часа в три-четыре утра. И за последующие десять дней я прогнала треть курса истории русской литературы ХІХ века. Экстренный конец семестра в перемешку с короткими мгновениями счастья и света. Экзамен по синтаксису с песнями "Пикника". Первое февраля, отдельным пунктом. День, который дал новый виток моей жизни. Те зимние каникулы были как бег по льду: то восторг от красоты скольжения, то угроза провалиться в ледяную воду. Но все-таки красота победила. И был мой город в снегу, и был аромат кофе, и были стихи Цветаевой... Мучительное начало написания бакалаврской и штурм Парламентки всем составом Конт-Кант клуба. Весна началась с педагогической практики в 87ой школе и замечательного уютного Хелависника. 8ое марта действительно было для меня праздником, с пиццей, блюзом и белыми тюльпанами. В начале весны я, конечно, успела поваляться с температурой, паралелльно сочиняя дурацкие отчеты по практике.
Снега всё же сошли, я купила новые батарейки для фотоаппарата. Киев, солнце, оживающие дома старых улиц и первые крокусы в университетском парке. Бурные и остросюжетные похождения Конт-Кант клуба хранили дух прошлой весны. Пародии развернулись до уровня концепций с элементами терминологического словообразования. В Желтом доме был спецкурс у Тамары Гундоровой и о том, что Шевченко - поет з божої ласки. Прохана убитой чайкой билась над судьбой украинской литературы второй половины ХХ века, а Ковалив взял моду таскать нас по защитам диссеров. Я открыла для себя раннюю поэзию Стуса и рвала всех на семинаре по Цветаевой. Традиционный Первомай в селе с Замятиным и Тютюнником, цветущими яблонями и вишнями и объективом моего фотоаппарата. До конца тех выходных я ударно дописала бакалаврскую и почувствовала себя полубогом. И однажды майским вечерм, у стен Софии я почувствовала, что значит "останется навсегда".
Начало лета - конец семестра. Самая удачная сессия (4 "автомата" из 5ти экзаменов) и самая идиотская по нервному напряжению и беготне с обходными. Фотосессии с госпожой Максимовой и позняковские похождения с Сашкой. Много книжек: позия Лины Костенко, новеллы и повести Антоненко-Давидовича, актуальность вопроса "Что курила Эмма Андиевская?", комментированный "Петербург" Андрея Белого и "Чевенгур" Платонова. Памятная литтусовка, где я получила автограф Ирванца на романе "Рівне/Ровно" (Сашка, ей-богу, ты никогда этот день не забудешь!). Тоска по морю и белым розочкам. Феерическое желтодомское действо "защита бакалаврских". Отличная поездка Конт-Кант клуба в Белую Церковь. Особенно "горячим" оказался июль. Не только из-за аномальной жары. Получение дипломов, подача документов. И в то же время - по-шевчуковски сумасшедшие дожди, стихи Самойлова в нежном свете свечи, рассветное солнце над Днепром. Отдельное воспоминание уходящего года - поступление в магистратуру со всеми вытекающими. Афоризмом стало выражение "Це все база!", а оскорблением - слово "техсекретарь". За неделю было создано фольклорное сказаніє о чудєсєхъ, положенное в основу Кієво-глушковскія Патерика. И таки пережили, став магистрантами (а кто - магістервками). А самое теплое воспоминание лета-2010 - прекрасная поездка на Закарпатье. Мукачево и Ужгород. Неповторимая красота, прогулки по разным эпохам во вневременной тиши. А настоящее литературное открытие - "Властелин Колец" и личность Толкина вообще.
Осень пришла с ливнями и холодом. Очень душевным получился Сашкин день рождения. Нарративно и потешно, как водится:) "Домагання розуму через Канта" стали афоризмом. Как и перлы мармазетки, весь курс интеллектуальной эволюции литературного языка и вся магистерская программа. В конце сентября была солнечная и теплая поездка в Пирогово. Нарративная погулка с Сашкой 9го октября по местам боевой славы. Я начала планово слушать все альбомы "ДДТ" и сольники Шевчука вперемешку с мельничной версией "Красно-желтых дней". "В ресторане", "Адам и Ева", "Черный пес Петербург", "Осень, мертвые дожди" и т.д. Первая научная конференция, в которой я поучаствовала, первая научная публикация и весь тот абсурд, крутящийся вокруг нее. Музыкальное открытие осени - пикниковский альбом "Театр абсурда". В ноябре неожиданно потеплело. И полегчало. Листья лежали на тротуарах. Конт-Кант клуб стебался с Курва-радио, Сашка спорила с Коваливым, а я
Что самое лучшее в Новом году? Правильно - предвкушение Нового года. Вся эта суета, хлопоты, беготня по магазинам, запах мандарин, шуршание бумаги и дождичка создает удивительную атмосферу праздничности, маленького чуда. Самый лучший повод вспомнить дорогих людей и чем-то их порадовать. На той неделе совершили с мамой настоящий рейд по близлежащим магазинам в поисках подарков для родственников и друзей. Очень трогательно. Когда я выбираю кому-то подарок, сразу представляю этого человека, его интересы, привычки, вкусы, всякие мелочи. Дарить подарки в самом деле приятней, чем получать. И сразу праздник становится осмысленным. Как это ни банально, а суть любого праздника именно в том, чтобы делать приятное. Я не сентиментальничаю, просто Новый год всегда для меня был кким-то воплощением чуда, отголоском волшебства, в которое где-то в глубине души продолжаешь верить всегда. Сегодня заканчивала упаковывать подарки... Скоро Новый год...
И еще. Не удержусь и таки похвастаюсь недавним свежими пополнениями в своей библиотеке. Во-первых, на выходных меня попутным ветром занесло на книжную ярмарку "Мэдвин". Наконец-то у меня появилась антология "Розстріляне відродження" Ю.Лавриненко (35 грн). На том же стенде издательства "Смолоскип" купила собрание сочинений Майка Йогансена (такая вкусная "белая" серия). А под конец еще и попала на автограф-сессию Марии Матиос. "Солодку Дарусю" мне давно советовали, так почему бы не взять, да еще и с автографом? Во вторник с Сашкой зашли в "Є", так что теперь у меня есть, кроме первого и третего, пятый том собрания сочинений Василя Стуса (удастся собрать все 12?). А вчера я унесла с Петровки прекрасный 2томних Марка Твена всего за 15 грн (слава распродажам!) и крайне редкий товар - "Дім на горі" Шевчука за 35 грн. Спасибо доброму дяде-продавцу, который всегда мне делает скидочки.
Хотела написать о том, как меня занесло на книжную ярмарку и чего я там выкупила, а приходится писать очередной грусный пост. Своего рода продолжение предыдущего. В новостях вычитала, что Софию Киевскую (собор, а не заповедник) могут передать под управление Московского патриархата, как это сделано с Лаврой. Ой, умилительное зрелище! Когда попы делять церковь это всегда умилительно. А еще умилительней притязания Московского патриархата на Киевские храмы периода Руси. То есть построенные в ХІ - ХІІІ вв. Да и вообще вся эта грызня попов за культурные объекты такого значения меня только раздражает. Ничего тут нет ни от христианских ценностей, ни от веры вообще. Выкачивание бабла. И это убивает. Напомню: из Лавры активно выселяются музеи. Впечатляют возражения в духе "музеям не место в храме божьем". А то, что спокон веков у нас именно храмы были культурными центрами никого не смущает? Всегда у нас при церквях были библиотеки с целыми кружками книжников и переписчиков, школы, иконописные мастерские, больницы , приюты и т.д. Или христианство запрещает вести научно-исследовательскую работу и сохранять уникальные памятники? Что-то новенькое для меня. Неужели не понятно, что такие объекты, как София, Лавра (их всего-то таких пять в мире!), Выдубицкий монастырь и т.п. давно уже переросли свое культовое значение. Это памятники мировой культуры, священные не только в религиозном смысле. Такими темпами и до практики 1930х годов недалеко. С формулировкой "Так не доставайся ты никому!". "Город-мученик. Город-геній, хворий на менінгіт..."
Ангел над городом
Надо сказать, подсвечен он не лучшим образом. Почему-то у нас выбирают совершенно немыслимые цвета подсветки - ядовитый фиолетовый, ядовито-зеленый, интенсивно-синий. Мне кажется, в данном случае самый выигрышный вариант - нежно-золотой
Могла бы написать об эпопее с последними зачетами и о том, как вместо трех пар случилось пять. Но я как в анекдоте - Изя всё! Поэтому и пост будет совсем безрадостным. Несколько дней назад была в Мариинском парке. Гуляла. Подхожу по дорожке к зданию Верховной Рады и Мариинскому дворцу, иду к смотровой площадке. Так все замечательно, Днепр замерзает, снежная дымка над левым берегом. А потом я выпадаю в осадок. Чуть ниже Мариинки по склону два строительных крана. И уже расчищают местность. Очередная стройка. Очередная стеклобетонная высотка на оползнеопасном склоне? Картина маслом! (с) Любимый город гибнет на глазах. От собственного бессилия становится страшно и грустно.
Промышленный район - но и ему ничто предновогоднее не чуждо.
Комсомольская площадь - вся в елках - искусственных
Ночью Петербург сумрачен, призрачен и прекрасен...
Метет во все пределы... и днем, и ночью...
Спасибо "Монике" - разгулялась на славу! (дело было 10 декабря 2010)
Весь город погрузился в непрерывное кружение снега, все звуки под сурдинку, снежное покрывало даже в центре чистейшее...
Машины тихонько ползли по дорогам, пешеходы тоже еле-еле пробирались по тропкам среди высоких сугробов.
Просто деревня какая-то, а не город :)))
Предновогодняя сказка продолжается...
Всем - всем - всем - желающих приобщиться к ценностям Северной столицы! (Культурной столицей наш город никак нельзя назвать, глядя на все это безобразие).
Очень не советую вам в декабре ехать к нам - рискуете или головой или ногами.
Вот посмотрите, как выглядит мой путь к любимой работе. И хотя идти тут всего ничего, но от чистой обуви ничего не остается, а на голову того и гляди спорхнет такая красивенькая сосулечка, килограмм на 100.
Ну пошли, гости нашего города :))) Идем от метро канал Грибоедова и до Миллионной улицы.
ЦЕНТР города! (ну несколько шагов от Невского)
Сегодня на семинаре. Во время одного из докладов поднялся небольшой шумок в аудитории. Замечание преподавателя закончилось такой фразой:
- Тут сидят люди, которые хотят выступать и получать баллы!
Казалось бы, мелочь. Обычное преподавательское замечание. Но как много оно говорит. И как-то грустно смотреть в будущее нашей науки, если мы приходим в университет только выступать и получать баллы.
Я не буду спрашивать, почему нас всю неделю неизвестно откуда появляются четвертые пары. Я не буду спрашивать, почему нам грозят репрессиями за каждый пропуск, а некоторые преподаватели спокойно не приходят на зачеты (и никому даже мысль о замене не приходит в голову). Я не буду спрашивать, почему объемы заданий зависят от того, с какой ноги встал преподаватель. Я не буду спрашивать, почему расписание зачетов живет своей жизнью. Я не буду спрашивать, почему на семинарах постоянно распинаются одни, а высший балл получают другие. Я не буду спрашивать, потому что уже привыкла. Просто процитирую:
- Чому у вбиральні темно?
- Тому що немає лампочки.
- Чому ви запізнились на роботу?
- Тому що проспав.
- Чому брудно?
- Не прибирали.
- Чому у вас нема гудзика?
- Відірвався тому що.
- Чому помилки?
- Поспішив друкувати.
- Чому ви не голені?
- Не встиг поголитись.
- Чому хати розкриті?
- Не покрили.
- Чому відступаємо?
- Генерал поганий.
- Чому наслідки приймаються за причини?
- Ась?
Чому наслідки приймаються за причини? Чому ніхто не хоче подумати над цим соціальним злом? Чому ні уряд, ні партія не подумає над цим? Чому той, хто не виконав, може сказати "я забув", вважаючи себе чесною, гордою людиною, а не нікчемністю собачою.
Олександр Довженко "Щоденник" (16/ІХ.1942)
Когда у нас в Желтом доме носятся какие-то слухи, я сразу интересуюсь источником, поскольку чем необычнее новость, тем больше вероятность, что это творение информационного агенства ББС. Баба Бабі Сказала. Сегодня ощущала на себе эффект. Несколько дней назад зашел в нашей группе разговор об отношении преподавателей к студентам. Я рассказала, что, листая ЖЖ дорогого МН, наткнулась на запись, сделанную как раз перед первой лекцией на нашем потоке. Запись такая: "...И чем он отличается от педагога. Педофил - друг детей. (Словарь иностранных слов 1907г.)", а в графе настроение: "перед первой парой". Я еще смеялась, мол, с какими мыслями человек шел к нам на пару. Ну, пошутили, вспомнили старую шутку о том, что педофил, в отличие от педагога, действительно любит детей. Обычная болтовня на переменке. Не все так просто в Желтом доме. Сегодня у меня одногруппница спрашивает: "Вика, а это правда, что ты рассказывала, что прочитала в ЖЖ нашего русиста, будто он совершенно не хотел идти к нам на лекции?" М-да... а я удивляюсь, что мармазетка перевирает Лотмана и Тынянова.
И, кстати, о мармазетке. По ее версии, метафорически говоря, если мы не знаем какое-то слово, вопросим гугл, то все, что получим из поиска, - это интертекст. Я была потрясена этой образностью. А так же тем, что Потебня говорил о знаке, как о таком "эмпирически-миметическом понятии". Простите, Александр Афанасьевич! Прости, матушка Филолгия, царствие тебе небесное!
Еще из дел универовских. Первая пара у нас сегодня абсолютно идиотская. Хожу только потому, что изредка отмечают присутствующих. А сегодня я проснулась, отключила будильник и, вопреки привычкам, снова отрубилась. Расценивать это как перст Божий? Или это было вопияние рассудка против абсурдности бытия?..
С небольшим опозданием, но все же расскажу о концерте, на котором побывала недавно. В Музее книги и книгопечатания в Киево-Печерской лавре выступал коллектив "NOVA радість" с программой "Замок та Монастир". Музыка XV - XVIII вв., от Ренессанса до Барокко. Французский шансон, вариации на легндарные темы, церковная литургика в фольклорном звучании. Гармоничное слияние светского и церковного, западной и восточной традиций. Словом, все те процессы, которые мне так хорошо известны и понятны в литературе, только в музыкальном воплощении. Музыканты играют по реконструированным нотам. Инструменты впечатляют: две скрипки, лютня (или что-то из этой разновидности), бубен, блокфлейта, сурма и еще один большой бубен, к внутренней стороне которого прикреплены колечки наподобие кольчужных. Когда все это начинает звучать... Седая древность и резкая современность. Шаманство, магия, божественность. Французская романсовость, латинская молитвенность, украинская балладность... и все так гармонично и тонко. Как всегда, для впечатлений от музыки у меня не хватает слов. Когда понимаешь, что перед тобой сейчас, в ХХІ веке зучит мелодия, написанная в XVII, это потрясает. В средине концерта прозвучала старинная балада "Корлевич" (вероятно, о короле Владиславе Ягайле и его жене Ядвиге). 13 минут крышесрыва, прошу прощения за нелитературность высказывания, но это было действителньо мощно. Просто колдовские созвучия. Весь концерт (полтора часа) я просидела почти не шевелясь, да еще и музыканты просили не аплодировать до окончания. Зато уж потом хлопали до онемения ладоней.
После концерта можно было и сами инструменты пощупать, и с коллективом пообщаться. Руководитель ансамбля - Данила Перцов - очень харизматичный приятный человек, которого можно расспрашивать об истории каждой песни, каждого инструмента, разных музыкальных тенденциях, вообще культурном контексте и т.д. Кстати, некоторые инструменты он сам смастерил. И при этом добавляет: "Якраз для аматорів". Именно в ЖЖ Перцова можно прослушать записи с этого концерта - слушать всем обязательно! Сейчас жалею только о том, что ничего не фотографировала ни во время, ни после выступлений. Но я не могла отвлекаться от этой музыки... Хочу еще концертов ансамбля. Ибо прекрасны. И дай бог, чтоб нашлось побольше людей, способных оценить всю эту красоту.
P.S.: В одной из пауз между композициями снаружи донеслись переливы лаврских колоколов. В самом деле символично.