О композиции в фотографии написано много книг, ей учат в фотошколах, «фотоаналитики» на интернетовских сайтах и в журналах подвергают разбору фотографии с точки зрения ее законов и правил..
Но на чем базируются знания о композиции?
Очень много пришло из живописи, причем многие каноны были сформулированы с десяток веков назад. Но сами художники нарушали эти законы, о чем можно прочитать в их мемуарах и увидеть на картинах. Часто законы композиции «выводили» люди технократического склада характера, усмотрев в нескольких снимках одинаковый прием и перенеся его на всю фотографию в целом.
Поэтому настал момент, чтобы определить: а как же действительно работает (или не работает) композиция.
Что же такое композиция? Как показал опыт, очень мало людей могут сформулировать это понятие. Это - компоновка, взаимное расположение, объектов и некоторых визуальных эффектов на снимке.
Поэтому в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения была проведена большая исследовательская работа по изучению воздействия как мнимых, так и реальных законов композиции.
Для того, чтобы сделать эту работу, нужно было найти точки отсчета, базу, от которой можно было бы отталкиваться.
За основу были взяты природа человека в виде механизмов физиологии зрения и психологии восприятия на основе разработок Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАМН.
А что же считать закономерностью? Учитывая, что люди все разные, и стопроцентного результата при восприятии изображений быть не может в принципе, то было принято решение считать закономерностью такой способ композиции, если его воспринимает не менее двух третей (при выборе из двух изображений) или половины (при выборе из трех и более снимков) людей, глядящих на фотоизображение.
Для создания тестов на основе фотографий была проделана следующая работа: из фотолитературы, интернет-сайтов были выписаны все описанные там законы композиции. После их анализа некоторые были объединены в одну закономерность. Плюс к этому были выписаны все закономерности, обусловленные природой нашего зрения и психологией восприятия.
После этого для каждой «закономерности» были созданы тестовые фотографии, в которых в рамках одного теста менялся только один параметр. В вопросах к тесту не указывалось, какой именно, для большей достоверности исследования.
Исследования проходили социологическими методами как индивидуально, так и совместно с аудиторией, а также при использовании интернет-технологий. При этом испытуемым предлагались варианты просмотра фотографий как неограниченно долгое время, так и огранивая восприятие короткими промежутками времени (что очень важно при создании рекламных плакатов, возможности мгновенно обратить внимание зрителя на изображение). В Лаборатории физиологии зрения проводились измерения отобранных зрителями изображений компьютерными программами, имитирующими механизмы зрения.
Каковы же основные выводы?
Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это хотелось бы авторам и их последователям. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая «система ценностей», идеология, если хотите, по сравнению с общепринятой.
Самый главный вывод: все законы композиции в фотографии обусловлены исключительно нашей природой, всего несколькими механизмами зрения и психологии восприятия. Любые отступления, надуманные «законы» и «правила» не находят подтверждения.
Причем этих реально воспринимаемых закономерностей всего несколько. Об этом свидетельствует яркий пример: количество «законов композиции» с шести десятков, описанных в литературе, сократилось в три раза (!). Остальные либо не воспринимаются большинством зрителей, либо являются частными случаями.
Самый яркий пример: «золотое сечение», известное в фотографии как правило одной трети, не воспринимается зрителями вообще как закономерность! Все тесты, где было исследовано это правило, дали поразительно однотипный результат - количество голосов распределялось в равной пропорции, будь то в тесте две, три или пять фотографий. То есть ни о какой закономерности восприятия говорить не приходится, и про это правило можно забыть и при фотосъемке руководствоваться несколько иными критериями…
Это касается расположения на кадре линии горизонта. Выяснилось, что ее можно располагать где угодно и как угодно. Можно просто делить кадр пополам - и при этом зрителям этот снимок будет нравиться.
Да и если обратиться к нашим великим художникам Шишкину в Айвазовскому, то вы найдете у них немало полотен, где линия горизонта делит картину пополам.
Утверждение о том, что линия горизонта или длинная вертикальная линия всегда должны быть параллельны границам кадра (столь любимый фотоаналитиками «пьяный горизонт» и «пьяная вертикаль»), подтвердилось лишь частично. Если эту линию
Читать далее...