Вообще 500 эскимо — это не самое удивительное для меня в песне крокодила Гены. Самое удивительное — это идея про бесплатное кино.
Потому что мечту одинокого именинника о волшебнике понять очень легко. Голубой вертолет тоже легко — вертолет, потому что не на ковре самолете же летать под дождем, а голубой — ну потому что зеленый слишком военный, розовый слишком девчачий, а голубой в те времена был как раз нормальным цветом.
500 эскимо тоже понятно — это запредельно много чего-то, что дети очевидно любят.
Но бесплатное кино?!
Если моя память меня не обманывает, билет в кино стоил иногда 10 копеек, иногда 40 — видимо, на дневной или вечерный сеанс были разные цены. Никогда на моей памяти проблемой не была цена билета. Проблемой было дождаться, пока в нашем кинотеатре будут показывать что-то интересное, это да. Иногда мы с ребятами ходили в кино в другом районе, потому что там показывали то, что хотелось посмотреть. Но ни разу я не могу припомнить, чтобы для кого-то из ребят проблемой было найти деньги на билет.
И меня тогда, в раннем детстве, до боли расстраивало вот это резкое снижение уровня надежд. Прилетает волшебник, на вертолете — да если бы я! да если бы мне! я бы о столько всего попросил у него интересного! Космический корабль, подводную лодку, ковер-самолет... ну ладно, если это слишком много — хотя бы покатать на вертолете, уж это-то он может!
Но бесплатное кино? это намного хуже, чем потратить желание у золотой рыбки на корыто...
Может быть, именно поэтому эта песенка всегда казалось мне такой грустной? может быть, именно это поэт и имел ввиду?
Приснился сон:
По улице носится мужик взьерошенной наружности, хватает прохожих за руки и рассказывает, что он сам из прошлого, что там в прошлом они думали, что у нас здесь, в будущем, все будет огого, а у нас смотрите что, и «как же вы могли так все испортить, и обмануть наши ожидания, и как вам не стыдно» и так далее.
А прохожие в общем и не спорят, соглашаются, что да, конечно, все просрали, извини, мужик, так получилось, мы и сами понимаем, и сами не рады...
А мне интересно стало, я подхожу к мужику и спрашиваю:
— Скажите, пожалуйста, а Вы из какого прошлого? насколько далеко?
А мужик мне:
— А сейчас какой год? А число какое? А время не подскажете?
Я ему сказал, а он смотрит на часы, а потом хлопает себя по лбу:
— Ну да, точно! Часы же перевели сегодня ночью на час!
Раз уж начал про детские песни, то не могу не сказать про песенку крокодила Гены.
Когда я услышал про «подарит мне в подарок 500 эскимо», у меня в голове сразу же возникла цепочка мыслей:
... 500 порций эскимо... Ну, сьесть это сразу очевидно не получится, даже вдвоем с братом...
... Ладно, предположим, что волшебник прилетел, когда у меня дома собрались друзья и мы поделим мороженое на всех. Сколько народу может поместиться у меня дома? Допустим фантастическое допущение — 50 человек (хотя скорее даже 20 будет тесно...). По 10 порция мороженого на каждого? Даже Хотабыч от такого заболеет...
... Значит, нужно мороженое как-то сохранить до момента, когда я придумаю, что с ним делать. Сколько это вообще — 500 порций? допустим, эскимо весит грамм 150 — получается три ящика по 25 килограмм. В семейный холодильник это точно не влезет...
... К счастью, мой день рождения в феврале, так что можно затащить эти три ящика на балкон и пусть пока постоят там...
... Придумал! Можно оттащить это все в школу и там раздать ребятам! Тяжело, конечно, но можно на санки погрузить и за три ходки все отвезти...
... Интересно, а можно попросить волшебника сразу запарковать вертолет во дворе школы?..
И кстати по поводу «Там, вдали, за рекой» — там есть еще один (как минимум) странный момент :
В начале, как мы все помним, «сотня юных бойцов на разведку в поля поскакали».
Потом как минимум одному из них пробило комсомольское сердце. Скорее всего, конечно, не одному — потому что «кровавая битва». Ну и тот факт, что умирающий боец просит передать посмертное послание своего коня, а не кого-то из оставшихся в живых товарищей — для меня это всегда означало, что он там единственный остался на поле боя, кто еще может говорить... (ну и конь еще)
Но те из нас, кто дослушал песню до конца, могли убедиться, что «сотня юных бойцов из буденовских войск из разведки домой возвращались».
...?!
И не нужно мне говорить, пожалуйста, что в данном контексте «сотня» — не числительное, а название военского подразделения. Во-первых, это неинтересная версия...
Воспоминания из детства
Поскольку автоматический перепост из dreamwidth поломался,
вот:
С самого детства у меня были большие проблемы с пониманием текстов песен. Не в том смысле, что я не мог разобрать слова (хотя и в этом тоже).
Нет, меня страшно смущали сценарии происходящего.
Иногда, конечно, причиной недопонимания являлась какая-нибудь маленькая деталь.
Например, песня про Катюшу. Дело в том, что у меня была игрушка - пластмассовая копия знаменитой ракетной установки, которую я очень любил. Поэтому с первого раза, как только я услышал эту песню, я сразу понял, что речь идет БЕЗУСЛОВНО именно об этой "Катюше", а не о какой-то там девчонке. После этого почти все в песне по-прежнему было логично - то есть любовь машины к ее "сизому орлу" мне была понятна. Он, наверное, был ее механиком, обслуживал, смазывал, называл ласковыми словами и т.д. - вполне нормально для ребенка услышать, что между боевой машиной и солдатом существует любовь.
И кстати, тот факт, что Катюша вышла именно на высокий и крутой берег, тоже вполне понятен. Именно так и нужно размещать артиллерию, чтобы высоко сидеть и далеко глядеть.
Вот что я никак не мог понять - почему беречь землю родную отправили человека, а артиллерийскую установку оставили беречь любовь? Что именно я упустил?
Но это было не самое большое недопонимание. Например, песня про Щорса - помните? Про то, что "Щорс идет под знаменем, красный командир"? "Голова повязана, кровь на рукаве, след кровавый стелется по сырой траве"? Меня это приводило в ужас - не потому, что я боялся крови, а потому что ну как можно допустить такое разгильдяйство?! Если за человеком тянется кровавый след по земле - это значит, что он ПЛОХО ПЕРЕВЯЗАН!!! И он продолжает терять кровь, которой в человеке (я это знал в самом нежном возрасте откуда-то) - всего 5 с небольшим литров!!! Попробуйте нарисовать на сырой земле след и посмотрите, на какое расстояние Вам хватит пятилитровой банки краски - километр? два?
И ведь речь там не идет о том, что они вот прямо бегут в бой - наоборот, это все происходит после боя, потому что "За кордон отбросили лютого врага"! Да остановитесь на минутку, перевяжите наконец командира как следует, остановите кровь, если нужно - зашейте рану!!!
И так практически с каждой песней. Самое большое возмущение у меня вызывала, пожалуй, песня про "Там вдали, за рекой, догорали огни". Я сейчас попробую обьяснить, почему.
Помните, что там в начеле? Там сотня юных бойцов из армии Буденного поскакала на разведку. И разведка сначала вроде бы удалась - то есть они обнаружили издалека отблески на штыках противника.
Казалось бы, все хорошо, да? И вот тут начинается полный сюр.
Когда мы во дворе с ребятами играли в войну, разведка была очень важным элементом игры. У нас было два типа разведчиков - мальчики и девочки.
Мальчики должны были пробраться НЕЗАМЕТНО как можно ближе к позиции неприятеля и потом вернуться и рассказать, что увидели. Если им это удавалось - то партия считалась выигранной.
Девочки в разведку ходили по-другому. Во-первых, потому что не хотели ползать по-пластунски, прячась за травой и за кустами. Во-вторых, потому что их задача была - пробежать мимо вражеских позиций как можно быстрее, чтобы их не успели поймать, и опять же вернуться и рассказать. Я думаю, они охотно просились в разведку, потому что (а) бегали быстрее мальчишек и (б) понимали, что это красиво - когда они несутся, как молодые кобылицы, грива развевается, голова гордо поднята - а мальчишки топочут следом, пыхтя и безнадежно отставая...
Но главное было - ВЕРНУТЬСЯ И РАССКАЗАТЬ! Если разведчика ловили, то это считалось провалом, и больше его в разведку никогда не посылали. Его задача была - вернуться, рассказать, и тогда мы посылали уже ударную группу, которая была обречена на успех именно благодаря успешной разведке.
Что же делают молодые буденовцы вместо этого? Они без страха скачут на врага! Завязывается битва, и , казалось бы, миссия провалена...
Но нет, есть еще надежда!
Молодой боец с поникшей головой и пробитым сердцем падает у ног своего коня - и ВДРУГ говорит своему коню: "Ты, конек вороной, передай, дорогой..."
Вот на этом месте у меня каждый раз начинало страшно колотиться сердце.
Потому что я знал уже в детском возрасте, что человек с пробитым сердцем много рассказать не может. У него есть считанные секунды на то, чтобы передать коню важную информацию, которую он, на минуточку, добыл ценой собственной жизни! И что же он просит передать? "Что я честно погиб за рабочих"?!
То есть Вы понимаете, да? У НЕГО ЕСТЬ ГОВОРЯЩИЙ КОНЬ!!! В разведке есть как минимум один
Полуэльф сверился с картой, приблизился к торчащему из склона холма серому камню и вежливо постучал.
- Распахнись, зелёный холм!- громко произнёс он, как его учили.- Впусти нас в свои чертоги!
В камне приоткрылся глазок.
- Кто такие?- раздался приглушённый голос с той стороны.
- Приглашённые наблюдатели на Всеэльфийскую Конференцию по делам людей!- отчеканил Полуэльф.
- А, прибыли? Давно пора. Конференция вот-вот начнётся.
Камень отодвинулся, открывая проход вглубь холма. На пороге стоял маленький важный гоблин с толстой золотой цепью на брюхе.
- Ну, заходите,- он слегка посторонился, пропуская делегацию в вестибюль, и аккуратно прикрыл за ними проход.- Ваше счастье, что я рядом проходил, услышал. Мы вас уже и не ждали.
- Дела задержали,- пожал плечами Полуэльф и с затаённой ностальгией огляделся по сторонам.- Давно я здесь не был. Всё теперь выглядит по-другому...
- А то!- самодовольно хмыкнул гоблин.- Ладно, идите за мной. Не отставайте.
Полуэльф галантно подватил Принцессу под локоток и они последовали по бесконечным коридорам след за семенящим гоблином.
- Интересно,- шепнула Принцесса.- Как там остальные справляются?
- Не думаю, что у них возникнут какие-то сложности,- так же шёпотом ответил Полуэльф.- Гном с гномами всегда найдёт общий язык, главное, чтобы этот язык не слишком заплетался к концу беседы. Но наш старичок пить умеет. А Варвар с Халфлингом договариваются с андедами, там всё даже проще. Топором по башке - и все дела.
Идущий впереди гоблин неопределённо хмыкнул.
- Слушай, а что здесь делает гоблин?- ещё сильнее приглушив голос, спросила Принцесса.- Конференция же эльфийская?
- Наверное, тоже наблюдатель, как мы,- предположил Полуэльф.- Видишь, какой он важный?
Гоблин обернулся через плечо и снова хмыкнул. - Вы видите мои большие уши? Я ими прекрасно слышу! Поэтому не надо обсуждать меня за моей спиной. Если вам что-то интересно, спрашивайте напрямую.
- Ой, простите,- смутилась Принцесса.
- Да ничего страшного!- хмыкнул гоблин. Полуэльф подумал, что тот слишком часто издаёт этот звук. Наверное, из-за насморка.
- А вообще, здесь кого только нет,- продолжал гоблин.- Столько делегатов, столько разных культур! Если на каждую мелочь обижаться, ни на что другое уже времени не останется.
- О каких разных культурах вы говорите?- удивилась Принцесса.- Разве не все делегаты - эльфы?
- Оно, конечно, да,- снова хмыкнул гоблин.- Только ведь эльфы бывают разные. Есть лесные эльфы - это те, которые живут в лесах, выращивают прекрасные цветы, дружат с природой и разводят единорогов. Есть эльфы холмов, мы сейчас как-раз на их территории, эти отличаются особой любовью к искусству и магии, они творят удивительные вещи и создают прекрасные картины и статуи, да и не только. Есть ещё горные эльфы, они непревзойдённые архитекторы и мастеровые. Вы бы видели их города! Ну и Высшие эльфы тоже тут, это мы.
- В смысле - вы?- не поняла Принцесса.- Вы же... гоблин?
- Один маленький дружеский совет,- хмыкнул гоблин.- Не произносите этого слова в присутствии посторонних. Оно грубое и неприличное. Я, конечно, гоблин, но называть меня так нельзя. За такое и побить могут.
- Простите, я не хотела вас обидеть...
- Да я и не обиделся!- хмыкнул гоблин.- Мне-то пофиг. А вот другие эльфы, если услышат, точно вам этого не простят. Они за меня стоят горой, тут же полезут заступаться. Побьют как пить дать, чтобы не оскорбляли Высшего!
- Но... простите ещё раз, а почему вы - Высшие эльфы? Я всегда думала, что гоб... что вы... что у вас...
- Да говорите уж начистоту, никто пока не слышит,- хмыкнул гоблин.- Вы всегда считали, что у гоблинов нет ни культуры, ни искусства, ни мастерства? Что мы тупые, грубые и злобные дикари? Да не краснейте, чего уж там. Вы были правы, мы такие и есть. Мы не интересуемся творчеством и созиданием. Это и делает нас Высшими Эльфами.
- В каком смысле?- не понял Полуэльф.- Как это?
- Да очень просто!- хмыкнул гоблин.- Я ведь почему Высший? Потому что могу жечь леса, убивать единорогов, ломать произведения искусства, разрушать города, гадить повсюду и всегда, и ничего мне за это не будет!
- Почему не будет?- спросила в недоумении Принцесса.
- Да потому что я Высший, что тут непонятного?- хмыкнул гоблин.
- Но почему же вы Высший?! - Да потому что я могу гадить всем остальным безнаказанно! Вы что, тупые?
- Но зачем это нужно - ломать и гадить?!
- А как иначе все поймут, что я Высший Эльф, а не обычный гоблин?!
Только что Фейсбук показал мне такую вот картинку:
Если закрыть предупреждение про false information, то откроется та часть картинки, которая и является, видимо, false:
То есть таким способом в Рай, по мнению Фейсбука, не попасть...
Сам я это кино, которое все сейчас хвалят — «Don't look up» — не смотрел, читал только про него. Поэтому в общих чертах представляю, о чем там, а вот деталей не знаю.
Кто смотрел — скажите, а там есть такой момент, когда ученые приходят на прием к президенту рассказать, что летит комета и мы все умрем, а в прихожей им секретарша дает бланк анкеты и просит заполнить. И вот он садится и читает эту анкету, и камера у него через плечо нам показывает:
...
«Тип катастрофы (отметьте все подходящие):»
— Астероид
— Комета
— Землетрясение
— Зомби-апокалипсис
— Просто апокалипсис
— Инопланетяне
— Смертельный вирус
...
и внизу еще галочка «Мы все умрем Да/Нет»
И ученый заполняет свою анкету, относит секретарше, она берет ее и на своем стуле на колесиках поворачивается спиной к камере, камера отьезжает немного и мы видим, как она кладет лист вниз одной из многочисленных стопок, каждая высотой метра полтора...
Есть там такой эпизод или вырезали?
Вдруг пришло в голову, что по-английски стоять в очереди — to stay in line.
То есть понятно, как современный американец представляет себе очередь — ну, да, стоят люди в затылок друг другу, двигаются потихоньку...
А что представляет себе при слове «очередь» советский человек?