Согласно данным обзора, опубликованного более 60 лет назад, в Ирландии находится около трех тысяч священных колодцев, больше, чем в любой другой стране мира. Там, где ранее, возможно, проводились языческие жертвоприношения, теперь невеста может поглядеть в воду на удачу или больные могут искупаться в их водах, надеясь на исцеление.
В ирландских мифах колодцы и источники берут свое начало в Ином Мире, это означает, что его обитатели управляют силами природы в нашем мире. Из источников Иномирья вода течет в наш мир и наполняет колодцы или изливается потоком, давая начало таким рекам как Бойн или Шэннон. Эти реки тесно связаны с богинями Боанд и Шэннон, которые, как считалось, были частью потока. Такие священные водные источники часто отмечались плодовым или иным особенным деревом, таким как орешник.
Люди верили, что стоит испить из такого источника или искупаться в его священной воде и он дарует вам силу из Иного Мира в форме поэтического вдохновения, мудрости или исцеления. Сверхъестественная рыба, особенно лосось или форель, говорят, до сих пор является в глубинах вод тем, кто ищет знамений будущего. Мотив появления волшебной рыбы, возможно, восходит к поверью, что богиня реки или источника может принимать обличие рыбы. Также лосось часто наделялся свойством носить "iomas" – «свет, что освещает», что скорее означает озарение и мудрость, которая приходит от встречи со сверхъестественным, нежели знание, добытое посредством традиционного обучения.
В языческой Ирландии колодцы посещали в особые дни года: Имболк – 1 февраля, Балтэнэ – 1 мая, Лунаса – 1 августа, Саунь – 1 ноября. Эти дни были особыми поворотными пунктами кельтского годового колеса, когда врата Иного Мира были открыты. Это особенно актуально для Сауня, когда завеса между мертвыми и живыми была так тонка, что в священных местах можно было увидеть обитателей Иномирья.
Элементы дохристианской кельтской религии сохранились в местах священных колодцев, и в практиках, которые проводились там веками. Обзор таких мест, который проводили исследователи Уолтер и Мэри Бреннеман, показывает, что они, как правило, состоят из трех элементов: колодца, источника или другого водного объекта, священного дерева, очень большого и старого, и холма или стоячего камня. Эти элементы играли особую роль в ритуалах, которые проводили паломники, чтобы получить благословения богов. В структуру ритуала практически всегда включался элемент обхода данного места по кругу посолонь — "deiseal".
В некоторых местах проводились дополнительные ритуальные действия, в зависимости от особенностей данного места. Например, рядом со многими колодцами расположен камень с углублением в нем. Если углубление достаточно велико, чтобы в нем мог уместиться человек, то оно называется «ложе». В него ложились женщины, мечтающие зачать и родить ребенка. Стоячие же камни терли, чтобы получить благословения. Другой, наиболее распространенный обычай: на священное дерево повязывали клочок одежды или ленту после того, как искупались или испили из источника. Этот обряд служил для того, чтобы болезнь из человека ушла в кусочек ткани, а больной был излечен. В некоторых местах в колодец принято бросать монету или брошку в качестве приношения. Бараний Колодец, Колодец Св. Патрика в Адферте, графство Керри, содержит алтарь с головами «святых», обветшалыми от постоянного трения и ритуально изрезанными для исцеления. У колодца Св. Кьярана в Клонмакнойзе, графство Оффали, стоят три каменные головы, которые положено целовать. У колодца Св. Эрка в Листауэле, графство Керри, находится дохристианский стоячий камень Buaile (молочный камень).
Множество христианских церквей было построено возле языческих колодцев и ранняя кельтская церковь использовала их воды для обрядов крещения, пока римская церковь не заменила их на купель внутри здания. В некоторых старых церквях есть подземные часовни или гроты, в которых протекает подземный поток. Это места, близкие к земле и воде – святая святых, сокрытые священные центры.
Священные колодцы находятся во всех частях Ирландии, и их краткий перечень приведен в конце статьи. Хотя многие старые колодцы были заброшены, интерес к истории и наследию этих древних мест возрос, и люди теперь стараются их восстановить. В частности одна группа, «The Living Water Workshop», уже нанесла на карту 1 300 священных колодцев и ищет добровольцев, которые смогут помочь в их работе.
В этой статье мы ссылались на обычаи, связанные со священными водами Ирландии, как будто бы они являются частью забытой истории. Это не так. До сих пор ирландские католики часто ходят к колодцам, и многие обычаи, например, оставлять лоскутки на ветвях деревьев, до сих пор существуют.
И если вы хотите посетить колодец самостоятельно, занесите в ваш маршрут один или несколько колодцев из этого списка.
КЛЭР
Колодец Св. Бригид – Лисканнор
Magh Adhair – Квин
Глазной Колодец – Баррен
Зубной Колодец – Баррен
Колодец Маргарет – Эннис
Колодец Св. Августина – Килшанни
КОРК
Колодец Св. Олана – Aghbullogue
Колодец Тобрид – Миллстрит
Ballinspittle
Inchigeela
Воскресный Колодец и Колодец Марии – Уолшестаун
Колодец Св. Финбара , Gougane Barra
ДОНЕГОЛ
Дунский Колодец , Kilmacrennan
КЕРРИ
Бараний колодец – Адферт
Колодец Св. Далина – Баллихейдж
Колодец Св. Джона – Дингл
Колодец Св. Эрка – Листоуэл
Колодец Св. Эойн – Листоуэл
Колодец Св. Михаила – Западный Баллимор
Женский колодец – Баллихэйдж
КИЛДЭР
Колодец Эрла – Килдэр
Колодец Св. Бригид – Килдэр
Колодец Отца Мура – Килдэр
МИТ
Tober Oglalla – Tulsk
Колодец Св. Лассара – Лох Милах
Колодец Св. Аттракты – Монастераден
СЛАЙГО
Tobernault – Слайго
Колодец Св. Бригид – Клиффони
Колодец Туллаган – Туллаган
Колодец Св. Патрика – Дромард
Колодец Св. Патрика – Огрис
Болото - Каллинс
© by Bridget Haggerty
перевод Linnen'2009