Этот сюжет не нов ни в искусстве, ни здесь, на лиру, где его тоже затрагивали неоднократно. Надеюсь, что сам сюжет подробно рассказывать не надо, все, наверно помнят, как умер Иоанн Креститель. На пире в честь дня рождения Ирода перед ним танцевала падчерица –царевна Саломея, дочь Иродиады. И танцевала так, что Ирод поклялся исполнить любую ее просьбу. Правда, в новом завете имени Саломеи нет, но зато есть подробное описание греха Иродиады и Ирода, обличительных слов Иоанна Крестителя, которые и стали причиной ненависти Иродиады и казни Иоанна. Впрочем, нет там и названия танца – танец с семью покрывалами или танец семи вуалей, которое снимется одно за другим и в конце танцовщица должна остаться обнаженной. Почему же сейчас танец Саломеи прочно ассоциируется с танцем семи вуалей – для меня большая загадка.
Интересны размышления на тему – сколь же лет было Саломее, когда она исполнила этот знаменитый танец перед Иродом. Некоторые исследователи приходят к мнению, что лет 15-16 и называют при этом Саломею юной, подчеркивая, что в таком нежном возрасте она не постеснялась исполнить столь неприлично вызывающий танец перед большим числом гостей. Что для меня тоже несколько не понятно, так как в то время да еще в Палестине дети вообще созревали рано, а девушка в 15-16 лет уже могла иметь ребенка, а то и двоих. И уж никак в таком возрасте не считалась «юной».
Историк Никифор доносит до нас рассказ о страшной смерти Саломеи как о расплате за казнь Крестителя, судьбу которого она практически повторит. Она провалится в полынью и льды сомкнуться у нее на шее. Спасти ее не удалось.
Образ Саломеи, как образ «роковой» женщины, безусловно, был крайне притягателен для художников, скульпторов и поэтов, поэтому ее «наследие» в искусстве (если можно так выразиться) почти неисчерпаемо. Выкладывать всю иконографию этого сюжета я не буду, ибо в дневниках она есть почти вся, а позволю себе как всегда непозволительную роскошь выложить только то, что нравиться мне самой.
Одна из моих любимых оперных див - Тереза Стратос в роли Саломеи.Но есть две картины, посвященные Саломеи, которые, наверно, нельзя назвать уж совсем неизвестными, но в иконографию сюжета они попадают крайне редко. Что для меня тоже загадка – потому что именно их я считаю шедеврами, каждую по-своему.