Более тысячи лет назад на широких просторах Украинского Прикарпатья существовала страна славян, известная как Великая или Белая Хорватия, про которую впервые упоминается в книге "Про управление империей" императора Византии Константина Багрянородного, историка, выдающегося политического и культурного деятеля Х века. В своей книге он пишет, что крещёные далматские хорваты происходят от некрещёных, проживающих за Венгерскими горами, то есть в Северном Прикарпатье.
Хорваты трижды упоминаются в древнерусском письменном источнике "Повести временных лет", во-первых, в списке других восточнославянских племён, во-вторых, в событиях 907-го года, как участники военного похода киевского князя Олега на Византию, и в-третьих, когда они стали объектом военного похода великого князя киевского Владимира Святославовича.
В ватиканских архивах есть краткие записи на греческом, датируемые самое позднее 30-ми годами 16 века, в которых говорится о Стольском з городе между Галичем и Владимиром, резиденция Галицкой митрополии. Топоним „стольскъ” означает "столица", хотя это не даёт однозначности в определёнии статуса этого населённого пункта.
Важные дополнения хорватской проблемы предоставляют археологические открытия, которые в значительно более полной мере, нежели письменные источники, освещают сложные процессы образования государства, проходившие в обществе восточных хорватов в VIII - середине XI ст. Стольское городище начали открывать в 1970-х годах. Во многие инстанции обращался тогдашний председатель сельсовета Ярослав Кулачковский. Годами обивал он пороги научно-исследовательских институтов, пересказывая легенды старожилов, прося снарядить в Николаевский район Львовщины археологическую экспедицию. Так в Стольское попал молодой львовский археолог Орест Корчинский.
- Уже первые раскопки убедили нас в том, что здесь был огромный город, - вспоминает ученый. - Однако денег на проведение исследований не было. Помог случай. Меня пригласили на научную конференцию в Москву. Рассказ о нашей находке так поразил тогдашнего главного археолога СССР Бориса Рыбакова, что он позвонил в Киев. И через две недели мы получили деньги на снаряжение полноценной экспедиции. С 80-х годов прошлого века Верхнеднестрянской археологической экспедицией НАН Украины были начаты первые исследования памятников восточных хорватов в Верхнем Приднестровье. Объектами научных открытий стали остатки укреплённых поселений городища, бывших когда-то общинными центрами, городами, замками, крепостями и языческими капищами. Среди нововыявленных памятников особенного внимания требует исторически-культурный комплекс с городищем IX - XI ст. в с. Стильско (Стольское) Николаевского района Львовской области. Он охватывает огромную, живописную, укрытую древним пралесом площадь Бибрско-Стильской возвышенности.
На доминирующей высоте в центре городища найдены остатки мощных земляных укреплений. Время не сохранило деревяные стены, но в памяти людей остались названия отдельных частей города: "Золотые ворота", "Железные ворота", "Башня", "Княжеский колодец", "Коморище", "Подкоморище", "Химина долина", "Дамба" и прочие.
Сказания говорят, что под городищем, глубоко под землёй находится подземный город. Ученые подтверждают наявность тут подземных лабиринтов, не исключая рукотворность их происхождения. Очень вероятно, что они могли использоваться как пещерные храмы, усыпальницы феодальной знати и духовенства. Через отсутствие финансирования исследований, данные научные открытия до сих пор остаются покрытыми тайной.
- Размер самого дитинця, то есть центральной, самой защищенной части города, - 15 гектаров. Для сравнения, весь тогдашний Киев занимал 9,7 гектаров, - рассказывал Орест Корчинский. Раскопки под его руководством длились с 1981 по 2000 года. - К городу вело несколько дорог. По сторонам стояли сторожевые башни из 5-6-метровых деревяных колод. В городе была мощная система укреплений. На склонах гор до сих пор сохранились пазы, в которые закрепляли подвесные мосты. С севера до юга городища проходили глубокие овраги, на востоке был земляной вал с деревяным частоколом и рвом. Фрагменты валов, высотой 2-2,5 м, сохранились до сих пор.
Уникальной страницей истории и культуры этого поселения были религиозные культы. Центры языческого поклонения были найдены учеными на окраинах сел Стольская Дубрава, Илова, Великая Воля и вблизи самого Николаева. На некоторых капищах исследовались жертвенные ямы. В окружающих городище селах сохранилось около 10 языческих капищ, а к ритуальной площадке на городище ведут семь параллельных туннелей. Жертвенный камень, так называемый Дыравец, предположительно использовался как место, где стоял идол.
Восточные источники IX - X ст. указывают на храмы славян на Черной горе в Прикарпатье. Очень похожи по описаниям именно пещерные комплексы, обнаруженные экспедицией в конце 80-х гг. на северной окраине г. Николаева. Как установлено в процессе исследований, высеченые в скалах помещения были сооружены самое позднее в первой трети IX ст., то есть в дохристианский период, а со временем, с приходом христианства, использовались монахами. В 40-50-х годах ХХ столетия они стали пристанищем для воинов Украинской повстанческой армии.
Полуразрушенная двухъярусная келья, довольно просторная, была, судя по всему, молельней. Узенький проход ведет в комнату, где монах отдыхал. В стене - углубления для иконы и лампадки. На противоположной стене еще одна ниша - здесь хранили мощи святых. Кельи, выдолбленные в песчанике, почему-то не осыпаются. Возможно, давние строители обжигали стены животным жиром - образовавшееся покрытие выполняло роль штукатурки.
Стольское городище, которое недавно было внесено в государственный реестр памятников Украины, должно надежно защищаться государством от различного рода разрушений. Однако, в наше время большая часть этого уникального памятника захвачена прогрессирующими эрозионными процессами, которые негативно влияют на его сохранность. По данной причине в Николаеве был основан "Фонд охраны рационального использования Стольского городища и окружающей природной и исторической среды", основным заданием которого является охрана данного исторического памятника.С 2005 года заповедник находится под патронатом львовской организации "Крок" и общественной организации "Общество украинских офицеров".