о теории абсолютного эгоизма
11-03-2008 01:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Все, изложенное под катом является личным мнением автора, не несет в себе цели обидеть или оскорбить чьи-либо чувства.
Все выводы основаны на личном опыте, литературе о теориях личности различных авторов и нескольких книг по общей психологии.
Ни один поступок ни один человек ни разу не совершил без собственной выгоды.
Я не имею ввиду выгоду материальную. Существует куда более широкий пласт всяческих поощрительных благ. И исключив случаи прямой материальной мотивации действий, когда все и так ясно, речь буду вести о выгоде моральной. И разглагольствую я именно о феномене человеческой психики получать удовольствие от вещей, не включенных в область предметов, измеримых чисто физическими категориями.
Многоуважаемый товарищ Зигмунд, который Фрейд вещал о столкновении человека инстинктивного с общественной бытностью и социальной сущностью, о противостоянии принципов удовольствия и реальности. (желающих поругаться на Фрейда заранее отсылаю к первоисточнику, дабы убедиться, что О СЕКСЕ ФРЕЙД НЕ ПИСАЛ).
Итак, я с уверенностью утверждаю, что любое действие человека (разумного?) обусловлено принципом удовольствия, направлено на получение удовольствия и совершается, в первую очередь, ради собственной выгоды. И цена любому нашему поступку - собственный моральный комфорт.
Я не говорю, что это плохо. Это банально и естественно. Уступая бабушке место в тролейбусе, человек (пусть он будет Васей) для себя (даже если неосознано) делает выбор "а что лично мне комфортнее - подремать, удобно устроившись у окошка или почувствовать себя хорошо от того, что сделал кому-то хорошо". И что бы ни выбрал Василий, он сделал приятно себе, а потом уже бабушке (ну.. если встал, конечно).
Любая проблема решается всегда во внутреннем плане.
Возьмем еще ситуацию. Вася идет на пляж. Видит купающихся детей. И тут (как это довольно часто бывает с детьми) какой-то малец (я даже не беру вариант красивой тетеньки, которую можно будет потом трахнуть, пардон, за спасение) заплывает далеко и начинает тонуть. Варианты действий:
1. Вася кидается в воду спасать ребенка (обусловлено сие действо страхом морального дискомфорта в случае, если ребенок утонет, а Василий спасти не и попытался. Василий награжден тем, что ЕМУ ХОРОШО от того, что всем вокруг хорошо. Как более примитивный вариант, ему хорошо от осознания собственного героизма)
2. Вася с детства отморожен и игнорирует ситуацию, искренне считая, что "спасение утопающих дело рук..." (принцип морального дискомфорта не затрагивается. Василию хорошо - он на пляже (станет нехорошо - уйдет) и ничего его не е..волнует)
3. Как наиболее распространенный вариант, Вася наблюдает сцену утопления, сомневаясь, стоит ли что-то делать или без него справятся, после чего рассказывает всем знакомым жуткую историю (или не рассказывает - это уж от Васи зависит), свидетелем которой он - несчастный стал. Если Василия и мучают угрызения совести, выбор между выгодами "моральное спокойствие" и "сохранение собственного организма в целости и сохранности" был сделан.
Если хотите, вариант 3.1. позволяющий избежать моральных убытков со стороны совести: Вася бегает в панике по пляжу и зовет на помощь.
Примеров можно привести еще массу. Но первоначальный стимул любого поступка лежит внутри. Выбор действия осуществляется через принцип личной выгоды. Вывод один: человек существо изначально эгоистичное, а потом альтруистичное (второй показатель, кстати, нормой не является). Зачем все это писалось? - просто так.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote