Предмет университетской программы "Культурология" явился мне во всём своём наивном (а потому прекрасном) стремлении описать неописуемое и настойчиво попросил написать что-то такое о культурном и интеллигентном человеке. И я .
Культурный и интеллигентный человек
Цель этой работы состоит в том, чтобы разобраться, что входит в понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек» и как соотносятся эти понятия.
Если понимать культуру (ни в коем случае не претендуя на всеобъемлющее определение) как положительный опыт, накопленный человечеством, то термин «культурный» должен означать «относящийся к культуре, использующий этот опыт». Отсюда можно вывести определение понятия «культурный человек». Это человек, глубоко впитавший основы культуры, использующий культурный опыт в своей жизни и продолжающий созидательную деятельность, начатую его далёкими предками. Подразумевается также, что «культурный человек» хорошо знаком с произведениями искусства, относящимися к высокой культуре. Именно изучая эти произведения он приобретает необходимые нравственные установки, которые впоследствии реализует в своей жизни. То есть это не банальная эрудиция, а более высокий уровень познания, на котором человек претворяет в жизнь приобретённый культурный опыт.
Также культурный человек, приобщаясь к мировой культуре, формирует своё уникальное, неповторимое ощущение прекрасного. В этом индивидуальном восприятии прекрасного заложена первая предпосылка к последующей созидательной деятельности культурного человека.
Интеллигентный человек характеризуется наличием высокой духовной культуры, то есть совокупностью понятий о нравственном и безнравственном. Это знание приобретается в процессе воспитания и может не зависеть от степени приобщённости к культурному наследию, выраженному в произведениях искусства. Воспитание дома и в школе, религия, наложившиеся на определённые особенности характера и темперамента, имеют результатом появление интеллигентного человека, то есть человека, следующего нормам поведения, принятым в данном обществе. Таким образом, интеллигентный человек формируется не напрямую через освоение сокровищ мировой культуры, а опосредованно, получая необходимые нравственные установки из окружающей его социальной среды.
Интеллигентный человек в одном из пониманий – это человек, относящийся к интеллигенции, то есть к людям умственного труда. Однако сейчас, когда слово «интеллигенция» стало практически анахронизмом, на первый план выходят не внешние, а внутренние признаки, рассмотренные выше.
В заключение определим, как соотносятся понятия «культурный человек» и «интеллигентный человек».
«Культурный человек», несомненно, более широкое понятие. Овладение положительным опытом, накопленным человечеством, влечёт за собой воспитание нравственного чувства, поэтому по-настоящему культурный человек не может не быть интеллигентным. Однако, с другой стороны, интеллигентный человек, которого определяет то же нравственное чувство, может и не взаимодействовать напрямую с культурным опытом, выраженным в произведениях искусства.
Каждый человек должен стремиться, по меньшей мере, к тому, чтобы стать интеллигентным человеком: этим он облегчит жизнь себе и окружающим. А высшей целью необходимо иметь превращение в культурного человека, чтобы оправдать ожидания человечества в отношении каждого его представителя.