• Авторизация


вопросы по древнерусской лит-ре 26-04-2011 16:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня на улице нашел коробку с пасхальными красками для яиц. Подобрал, чтобы машинами не давило, потому что на коробке храм. Внутри оказались пустые пакетики, завернутые в университетские билеты по древнерусской литературе!!!

Но там только обрывок был. Но все равно промыслительно, потому что когда-то это мой любимый предмет был. Всех князей из "Слова о полку Игореве" я мог до седьмого колена перечислить, включая племянников.

У кого-нибудь есть билеты по древнерусской, чтобы их можно было выложить в блоге? Мне кажется, что сама формулировка тем - это уже путь для кого-то. Потому как многие, наверняка, ощущают в себе гуманитарные наклонности, но пока неясные.

В интернете нашел только это http://www.durov.com/study/1215030230-1335.html

Сегодня отослал "С новым годом, Снеговик!" для иллюстрированного издания. Жду ответа по третьему "ШНыру". Сегодня же стал медлительно ковыряться в файле с "Мефом".

Снова начал бегать и подтягиваться. Вижу, что если я не подтягиваюсь неделю, становлюсь слабее на 30 процентов, в среднем. И если неделю не пишу, такое ощущение, что вообще не понимаю, что такое падежи и знаки препинания.

Пост - все-таки хорошее время. Понимаешь, что и еды много не надо, и голова работает куда как лучше. А то делаешь себя помойкой для ненужных тебе и гниющих где-то внутри тебя продуктов...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
26-04-2011-16:33 удалить
Даже представить себе не могу, как древнерусская литература может быть любимым предметом, я жутко с ней намучилась. Хотя, возможно, от преподавателя зависит, нам ее очень скучно читали. У меня остались вопросы , вам прямо сюда написать или как?
dmitrii_emets 26-04-2011-16:34 удалить
Ответ на комментарий # Ага, прямо сюда! А где тебе ее преподавали?
dmitrii_emets 26-04-2011-16:50 удалить
Ответ на комментарий goldsilver # Спасибо огромное! скачал! Интересно, по какому учебнику там сдирали. А нет просто вопросов? без ответов?
goldsilver 26-04-2011-16:53 удалить
Ответ на комментарий dmitrii_emets # Рад был помочь) а вопросы могу вычитать из ответов - они в заголовках, мне не трудно) С какого учебника содрано - не знаю, увы. Вам еще что - нибудь нужно?) Есть старославянский язык)
goldsilver 26-04-2011-17:06 удалить
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности. 2. Центральные темы древнерусской литературы. 3. Особенности художественного метода древнерусской литературы. 4. Периодизация древнерусской литературы. Краткая характеристика каждого периода. 5. Система жанров древнерусской литературы. 6. Исторические и культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы. 9. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Гипотезы А.А.Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова о формировании летописи. 10. Жанрово-стилистическое своеобразие «Повести временных лет». 11.Отражение в «Повести временных лет» общественных интересов и противоречий эпохи. Характеристика центральных образов князей в летописи. 12. Торжественные «слова» Кирилла Туровского. Лирика-драматический характер слов. 13. Общая характеристика ораторской прозы ХI-ХII в. 14. «Слово о законе и благодати» Илариона как выдающийся памятник красноречия ХII в. 15. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении» Владимира Мономаха. Стиль «Поучения». 16. Общая характеристика оригинальной агиографии в Древней Руси. Эволюция жанра жития. 17. Основная публицистическая тенденция анонимного «Сказания о Борисе и Глебе». Черты сходства и отличия «Сказания» и «Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба» Нестора. 18. История создания и идейная направленность Киево-Печерского патерика. 19. «Хождение» как литературный жанр. Эволюция жанра «хождения» в древнерусской литературе. 20. Идейно-художественное своеобразие «Хождения игумена Даниила в «святую землю». 21. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Споры о подлинности «Слова». 23. Образная система «Слова о полку Игореве». 24. Идейное содержание «Слова о полку Игореве» и его реализация в сюжете и композиции. 25. Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве». 26. Идейно-художественное своеобразие «Моления Даниила Заточника». 27. Тема татарского нашествия в повестях и агиографической литературе ХIII в («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Батыем Рязани», «Житие Меркурия Смоленского»). 28. Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля в «Житии Александра Невского». Жанровое своеобразие жития. 29. Зарождение придворного театра и его репертуар в ХVII в. 30. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе («Сказание о Мамаевском побоище», «Задонщина»). 31. Художественное своеобразие стиля «Задонщины». Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». 32. Творчество Епифания Премудрого. 33. Творчество Пахомия-Логофета-агиографа. 34. Исторические предпосылки возникновения политической теории «Москва - третий Рим», ее формирование и отражение в произведениях второй половины ХV в. 35. Политическое и художественное значение повести «Сказание о князьях Владимирских». 36. Ересь «стригольников» и «жидовствующих» и ее отражение в литературе ХV в. 37. Полемика «иосифлян» и «заволжских старцев» в публицистике ХV в. 39. Идейно-художественное своеобразие «Хожения за три моря» А. Никитина. 40. Основные темы публицистики ХVI в. 41. Публицистические сочинения Ивана Пересветова: «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магомет-салтане». 42. Полемика о характере и границах царской власти в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Стилистическое своеобразие переписки. 43. Обобщающие литературные работы второй половины ХVI в. («Великие Четьи-Минеи», «Домострой», «Стоглав»). 44. Особенности летописания ХVI в. 45. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии». 46. «Переходный» характер литературы ХVII в. от древнерусского периода к литературе ХVIII в. 47. Новый взгляд на изображение исторических событий в творчестве А.Палицына и С.Шаховского. 48. Эволюция жанра исторической повести во второй половине ХУП в. 49. Жанровые особенности бытовой повести ХУП в. 50. Проблема «барокко» в русской литературе ХУП в. 51. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе Злочастии». 52. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Савве Грудцыне». 53. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Карпе Сутулове». 54. Особенности демократической сатиры второй половины ХVII в. 55. Переводная литература ХVII в.
26-04-2011-18:10 удалить
1. Особенности древнерусской литературы и ее творческого метода. 2. Основные этапы развития древнерусской литературы. 3. Система жанров древнерусской литературы. 4. Обзор переводной литературы XI-XIII вв. Апокрифы 5. Обзор древнерусской литературы XI-XIII вв. 6. Начало летописания на Руси. История создания «Повести временных лет». 7. «Повесть временных лет» как литературное произведение начала XII в. 8. Проблематика и композиция «Повести временных лет». 9. Фольклорные сюжеты и жанры в «Повести временных лет». 10. «Летописная повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Особенности жанра и развития сюжета. 11. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Общественное и литературное значение памятника. 12. Жанр житий в древнерусской литературе. «Житие Феодосия Печерского». 13. Жития XI-XIV веков. 14. «Киево-Печерский Патерик» как литературный памятник. 15. Древнерусские поучения XI-XIII вв. 16. Жанр хождений в древнерусской литературе. «Хождение Игумена Даниила». 17. Время создания и историческая основа «Слова о полку Игореве». 18. Изображение исторических лиц в «Слове о полку Игореве» (Игорь, Всеволод, Ярославна, Олег Святославович, Всеслав Полоцкий и др.) 19. Патриотическая идея «Слова о полку Игореве». 20. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». 21. Поэтический язык «Слова о полку Игореве». 22. Автор «Слова о полку Игореве». Переводы. 23. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия. 24. «Слово о полку Игореве» и литература XII-XIV вв. 25. История текста. Проблематика и стилевое своеобразие «Моления Даниила Заточника». 26. Изображение монголо-татарского нашествия в русской литературе XIII-XIV вв. 27. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Ее место среди произведений о монголо-татарском нашествии. Сюжет, композиция, жанр. 28. «Слово о погибели Русской земли». Различные точки зрения на историю возникновения произведения. Содержание. Жанровое своеобразие. Композиция. 29. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы. 30. Древнерусские поучения и послания XI-XIII вв. Идейно-художественное своеобразие произведений Владимира Мономаха. 31. Идея единства русской земли и единства действий русских князей и своеобразие ее отражения в памятниках литературы XI-XVI вв различных жанров. 32. Нравственные и эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы. 33. Цикл повестей о Куликовской битве. 34. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». 35. Беллетристические повести XV-XVI вв. 36. «Повесть о Дракуле». Композиция, связь с фольклором, своеобразие жанра. 37. «Содержание и стиль «Хождения за три моря Афанасия Никитина». 38. «Повесть о Петре и Февронии». Идейное содержание, сюжет, композиция, связь с фольклором. 39. Стилевое своеобразие житий, написанных Епифанием Премудрым. 40. Обзор литературы конца XIV-XV вв. 41. Публицисты XVI века и их идейные позиции. 42. «История о царстве Казанском». Содержание, композиция, язык повести. 43. Максим Грек как публицист. Своеобразие содержания и формы «Слова, пространнее излагающего, с жалостию, нестроение и бесчининие царей и властей последнего жития»э 44. Публицистические послания Ивана Грозного и Андрея Курбского. 45. Героическая тема древнерусской литературы. 46. «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова. Идейно-художественное своеобразие произведения. 47. Обзор литературы XVI века. 48. Идея русского централизованного государства и ее отражение в обобщающих произведениях XVI века. 49. Обзор литературы начала XVII века. («Смутное время») 50. Отражение событий «смуты» в литературе начала XVII века. 51. «Повесть о преставлении и погребении» князя М.В.Скопина-Шуйского. Содержание. Композиция. Связь с фольклором. 52. Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении. Историческая основа, стиливое своеобразие. 53. Новое в содержании и форме произведений литературы первой половины XVII века. 54. Проблематика и жанровое своеобразие бытовых повестей XVII века. 55. «Повесть о Савве Грудцыне». Традиционное и новаторское в повести. 56. Художественное своеобразие и проблематика «Повести о Горе-Злочастии». 57. «Повесть о Фроле Скобееве». Своеобразие жанра, вопрос о времени создания произведения. 58. Проблема воспитания молодого человека в литературе второй половины XVII века. 59. Литературная деятельность протопопа Аввакума. 60. Жанровое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». 61. Стилевое своеобразие «Жития протопопа Аввакума». 62. Жития в русской литературе XV- XVII вв. 63. Русское стихосложение XVII века. 64. Вирши Симеона Полоцкого и особенности силлабического стихотворства. 65. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драматургии XVII века. 66. Стиль барокко в русской литературе XVII века. 67. Обличение и сатира в древнерусской литературе. 68. Объекты сатирической литературы XVII века, формы сатирических произведений. 69. «Повесть о бражнике» как сатирическое произведение. 70. Сатирическая «Повесть о Шемякином суде». Содержание, композиция, язык произведения. 71. Придворный театр XVII века. История возникновения и репертуар. 72. Обзор литературы XVII века. 73. Пейзаж в древнерусской литературе. 74. Изображение князя в древнерусской литературе. 75. Женские образы в древнерусской литературе. 76. Публицистические послания в древнерусской литературе. 77. Воинская повесть в древнерусской литературе. 78. Жанр житий в древнерусской литературе, его развитие. КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга
Mamzel_Victoria 26-04-2011-18:10 удалить
Вот мой вариант. Составлено в БГУ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Отделение “Русская филология”, 1 курс) 1.Предпосылки возникновения, специфические особенности и периодизация древнерусской литературы. Понятие о литературном памятнике. 2. Основные идейно-художественные направления и система жанров древнерусской литературы. 3. Монументально-исторический и эпический стиль в древнерусской литературе. Понятие о литературном этикете. 4. Литература Киевской Руси. Общая характеристика. 5. Идейно-художественное своеобразие переводной церковной книжности Киевской Руси. 6. Темы, жанры, художественные особенности переводной светской литературы Киевской Руси. 7. Летописание как один из первых видов литературного творчества. Формы летописного повествования и метод отражения действительности в летописи. 8. Источники, история создания, редакции «Повести временных лет». Философия истории и этика в «Повести временных лет». 9. Структура и стиль, язык «Повести временных лет». 10. Агиографический канон. Национальная специфика, идейное содержание, тематические и стилистические особенности агиографии Киевской Руси. 11. Идейное содержание, жанровые и художественные особенности анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтения о житии Бориса и Глеба» преп. Нестора. 12. Идейно-художественное своеобразие «Жития Феодосия Печерского» Нестора. 13. Понятие о красноречии как об особой области литературного творчества на Руси. «Поучения» Феодосия Печерского, Луки Жидяты, новгородского архиепископа Ильи. 14. Идейно-художественное своеобразие «Слова о Законе и Благодати» Илариона. 15. Жанровое своеобразие, идейное содержание, художественные достоинства «Поучения» Владимира Мономаха. 16. Время создания, история открытия и опубликования «Слова о полку Игореве». «Слово…» и летописная повесть о походе Игоря. История полемики вокруг вопроса подлинности. 17. Идейное содержание и сюжетно-композиционная структура «Слова о полку Игореве». 18. Система образов в «Слове о полку Игореве». Проблема автора. 19. Поэтика «Слова о полку Игореве». Жанровое своеобразие. Особенности поэтического языка, связь с устным народным творчеством. 20. Особенности риторического стиля торжественных «Слов» К. Туровского. 21. Идейно-художественное своеобразие «Моления Даниила Заточника». Образ автора. 22. Картина жизни в рассказах «Киево-Печерского патерика». История создания и идейная направленность. 23. Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на реке Калке». 24. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец воинской повести. 25. Художественные особенности «Слова о погибели Русской земли» как лиро-эпического произведения. 26. Жанровое своеобразие « Жития князя Александра Невского». Образ князя. 27. Отражение и оценка событий, связанных с монголо-татарским нашествием в «Поучениях» Серапиона Владимирского и «Послании» Иакова-черноризца. Стилевое своеобразие. 28. Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе и летописи ( «Сказание об убиении в орде Михаила Черниговского». «Житие Михаила Тверского». «Повесть о Тверском восстании 1327 года»). 29. Идейно-художественное своеобразие «Задонщины». 30. Идейно-литературные особенности повестей о Куликовской битве. 31. Проблематика, идейное содержание повестей о татарских набегах после Куликовской битвы. 32. Стиль «плетения словес». Литературная деятельность митрополита Киприана и Григория Цамблака. 33. Особенности стиля «плетения словес» в сочинениях Епифания Премудрого. 34. Новгородская литература XIII - XVI вв. 35.Личность путешественника в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. Язык и стиль памятника. 36. Литературная деятельность Ивана Пересветова как дворянского публициста. 37. Князь Андрей Курбский как писатель. Стиль писем Курбского. 38. Стиль, язык, идеи «Посланий» Ивана Грозного. 39. Идея, композиция, язык и стиль «Сказания о царстве Казанском». 40. «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских». Идейное содержание и жанровое своеобразие. 41. Литература первой половины XVII в.(общая характеристика). 42. Идейно-художественные особенности «Сказания Авраамия Палицына». 43.Жанровое своеобразие «Жития Юлиании Лазоревской». Юлиания как житийная героиня нового типа. 44. Идейное содержание и поэтика «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». 45. Особенности литературного процесса второй половины XVII в. и некоторые проблемы Возрождения в его русском варианте. 46. Жанр пародии и своеобразие пародийных повестей в русской литературе XVII в. Антиклерикальные пародийные повести. 47. Демократическая сатира на суд и несправедливость общественного порядка в русской литературе конца XVII в. 48. Русская «плутовская» новелла. (« Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове»). 49. Идеологические тенденции, литературное новаторство, особенности жанра и языка «Жития» протопопа Аввакума. 50. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт создания романа. 51. Идейно-художественные особенности « Повести о Горе-Злочастии». 52. Проблема барокко в русской литературе XVII в. и ее решение в современном литературоведении. 53. Идейный смысл и социально-историческое значение литературной деятельности Симеона Полоцкого и его учеников. 54. Создание русского театра. Жанровая природа и тематика первых русских пьес.
26-04-2011-21:10 удалить
Исходное сообщение Аноним Даже представить себе не могу, как древнерусская литература может быть любимым предметом, я жутко с ней намучилась. Хотя, возможно, от преподавателя зависит, нам ее очень скучно читали.
Вот нам тоже. Преподавательница бродила от стены к окну и читала по бумажке - с претензией на эмоциональность, правда, но сон всё равно приходил на пятой минуте. Зато когда собрались группой перед зачётом и принялись пересказывать прочитанное, было очень даже интересно. С энтузиазмом отправилась искать вопросы и нашла :) Хотя там всё то же самое, чем здесь уже поделились, иногда теми же словами. [показать] [показать]
27-04-2011-00:44 удалить
Дорогой, чудесный, уважаемый Дмитрий!! Пожалуйста, ковыряйтесь в папке с "Мефом" поинтенсивнее )))))))
dmitrii_emets 27-04-2011-11:55 удалить
Ответ на комментарий # Ага:) Отличные билеты! Спасибо огромное!.. Иногда какой-то предмет самому даже интереснее проходить, без преподавателя. А у тебя есть какие-нибудь еще вопросы по филологии на зачеты? Выкладывай! Интересно будет!
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Возникновение древнерусской литературы, ее специфика. 2. Жанры древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы. 3. Переводная литература XI - XIII вв. Естественнонаучные и исторические сочинения. 4. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. 5. Переводная беллетристика XI - XIII вв. 6. “Повесть временных лет”. Типы летописного повествования. 7. “Повесть временных лет” как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники. 8. Летописное время. Концепция Д.С. Лихачева. 9. Абстрагированность и литературный этикет в древнерусской литературе. 10. Житие как жанр. Анонимное “Сказание о Борисе и Глебе” как произведение агиографического жанра. 11. “Житие Феодосия Печерского”, его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств “Жития”. 12. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника. 13. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XI - XIII вв. 14. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. “Поучение” Владимира Мономаха. 15. Торжественное красноречие. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона. Композиция “Слова...”, его идейный смысл. 16. История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”. 17. “Слово о полку Игореве” и книжная традиция. 18. “Слово о полку Игореве” и устное народное творчество. Проблема влияний. 19. Сюжет и композиция “Слова о полку Игореве”. 20. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер “Слов”. Элементы символического пейзажа. 21. “Повесть о битве на реке Калке”, “Слово о погибели русской земли” как повести о татарском нашествии. 22. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Композиция и стиль. 23. “Житие” Александра Невского. Элементы стиля воинской повести и жития. 24. Жанр хождения в древнерусской литературе. “Хождение” игумена Даниила. 25. “Моление” Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие. 26. Отражение и оценка событий монголо-татарского нашествия в “Словах” Серапиона Владимирского. Художественное своеобразие “Слов”. 27. Отражение событий монголо-татарского нашествия в агиографической литературе XIII в. “Слово о Меркурии Смоленском”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”. 28. Предвозрождение в русской культуре XIV - первой половине XV в. Изобразительное искусство этого периода. 29. Литература XIV - первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм. 30. Историческая ситуация XIV в. События, лежащие в основе Куликовского цикла. “Сказание о Мамаевом побоище”. Соотношение книжно-церковного и эпического стиля в “Сказании ...”. 31. “Задонщина”. Время создания, вопрос об авторе. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Композиция, образы, стилистические средства. 32. “Житие Сергия Радонежского”. Композиционная структура и особенности стиля. 33. “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого. Принципы изображения человека. 34. “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Художественное своеобразие. 35. Литература XVI в. Основные идеологические течения. “Послание о Мономаховом венце” (“Сказание о князьях Владимирских”), “Послание на звездочетцев” (“Москва - Третий Рим”). 36. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Особенности стиля. Личность путешественника 37. “Повесть о Дракуле”. 38. Иван Грозный как писатель. Стиль его посланий. 39. “Повесть о взятии Казани”. Особенности повествования. 40. “Повесть об Азовском осадном сидении”, ее художественное своеобразие. 41. Домострой. Проблематика. Структура памятника. Публицистическая направленность. 42. XVII век в русской литературе как переходное время от средневекового (древнерусского) типа литературы к литературе нового времени. 43. “Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть. 44. Агиографическая традиция и художественная природа “Жития” протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в “Житии”. 45. Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум - идеолог раскола. 46. Стиль “Жития” протопопа Аввакума. Символика в художественной структуре произведения. Юмор протопопа Аввакума. 47. “Смута” в Московском государстве и ее отражение в исторической литературе XVII в. 48. “Повесть о Горе-Злочастии”. Характер художественного обобщения в повести. Конфликт. Традиции устного народного творчества. 49. “Повесть о Савве Грудцыне”. Беллетризация сюжета, тема двойничества и причины ее появления в повести, сочетание светского и религиозного начал. Авторская позиция. Средства ее выражения в повести. 50. “Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести. 51. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева. 52. Возникновение русского театра. 53. Сатирическая литература XVII века, ее проблематика и жанровые формы.
goldsilver 27-04-2011-20:05 удалить
1. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора. 2. Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие. 3.Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов. 4. Зимние календарные праздники и поэзия. 5. Весенние календарные праздники и поэзия. 6. Летние и осенние обряды и поэзия. 7. Виды магии в свадебном обряде. 8. Основные моменты свадебного обряда. 9. Свадебные чины и их роли в свадьбе. 10. Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика. 11.Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика. 12. Корильные песни. Поэтические приемы создания образа. 13. Приговоры дружки. Раешный стих. 14. Похоронные и рекрутские причитания. 15.Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности. 16. Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники. 17. Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля. 18. Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра. 19. Сказки о животных. 20. Волшебные сказки. 21. Новеллистические сказки. 22. Собирание и изучение сказок. Сборники. В. Я. Пропп о сказке. 23. Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация. 24. Мифологические былины. 25. Былины об Илье Муромце. 26. Былины о Добрыне Никитиче. 27. Былины об Алёше Поповиче. 28. Новеллистические былины Киевского цикла. 29. Новгородские былины. 30. Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика. 31. Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои. 32. Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни. 33. Исторические песни 16 века. 34. Исторические песни 17 века. 35.Исторические песни 18-19 века. 36.Народный театр. История жанра. Источники народного театра. Народный кукольный театр. Раёк. 37. Драма «Лодка». 38.Драма «Царь Максимилиан». 39 + 40 Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора. 41.Детский неигровой фольклор 42. Хороводные и игровые песни. 43. Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен. 44.Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации. 46. Современное состояние фольклора. 47. Фольклор и литература. 48. История фольклористики. 49. Несказочная проза. Предания, легенды. Определение, происхождение. 50. Народные мифологические рассказы (былички).

(Добавил ссылку к себе в дневник)

goldsilver 27-04-2011-20:07 удалить
1. Какие значения имеет термин «Мифология»? 2. Какие концепции мифа были разработаны в античной науке? 3. Этнологические и культовые мифы. Приведите примеры. 4. Своеобразие хронотопа в мифах. Приведите примеры. 5. Особенности изображения культурного героя в мифах. Приведите примеры. 6. Вегетативные модели мира в мифах. Приведите примеры. 7. В чём заключаются особенности мышления древнего человека? 8. Назовите основные направления изучения мифов в 19 веке. 9. Какие модели мира встречаются в космогонических мифах? 10. Назовите основные категории мифов. Приведите примеры. 11. Образ трикстера и его функции в мифах. 12. В каких произведениях есть архетипичный герой – трикстер? 13. Как соотносятся сакральное и профанное время в мифах? Приведите примеры. 14. Какие направления в изучении мифа появились в XX веке? 15. В каких фольклорных и литературных произведениях есть мотивы тотемических мифов? 16. Космогонические и эсхатологические мифы. Приведите примеры. 17. Астральные, солярные и лунарные мифы. Приведите в пример загадки (или другие произведения), в которых есть мотивы солярных, астральных или лунарных мифов. 18. В каких художественных произведениях XX века есть мифологические мотивы? 19. Какие категории мифологических персонажей вам известны? 20. Происхождение и функции образа Бога и Богини в мифах.
goldsilver 27-04-2011-20:12 удалить
РАЗДЕЛ 1. Литература Средних веков. 1. Периодизация литературы средневековья в связи с важнейшими историческими процессами, происходившими в Европе в ту эпоху. 2. Как складывались взаимоотношения варварских племен с римлянами? Какие племена населяли Европу в период раннего средневековья? 3. Назовите памятники народно-героического эпоса раннего средневековья. 4. Как в ирландском и исландском эпосе отразились общественное устройство, быт, мировоззрение, нравственный идеал общины, рода? 5. Сравните героев кельтского эпоса с героями гомеровского эпоса, найдите общие черты и различия. 6. Жанровое своеобразие и поэтика «Старшей Эдды». 7. Мир «Беовульфа»: сказочно-мифологическое и историческое. 8. Какова роль христианства и церкви в средние века? Что позволило католической церкви стать мощной политической силой? Что такое теология, схоластика и мистика? 9. Клерикальная литература и ее особенности. Как средневековый человек представлял себе мир, свою жизнь и смерть? 10.Что такое феодальная иерархия и как она создавалась? Что такое корпоративизм? 11.Как развивался героический эпос эпохи феодализма? Условия его возникновения и характер бытования. Основные циклы французских героических эпопей. «Песнь о Роланде» и поэмы каролингского цикла. 12.Эпический мир и эпический герой в «Песни о Роланде». 13.«Песнь о Нибелунгах» и ее сюжетные корни в древнейшей поэзии. Влияние куртуазно-рыцарской поэзии на содержание и форму поэмы. 14.Как развивалась рыцарская культура в XII-XIII веках? Прованс и его роль в развитии куртуазной лирики. Культ прекрасной Дамы. Основные жанры и тематика лирика трубадуров. Борьба «темного» и «ясного» стилей. 15.Куртуазный роман и его циклы. Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа 16.Борьба городов с феодалами. Возникновение городской литературы и ее характер. Жанры и стиль городской литературы. 17.Как развивались светские драматические жанры? Назовите основные. 18. Кто такие ваганты? Каковы особенности их творчества? 19.Когда Западная Европа вступила в эпоху перехода к Ренессансу? Какие новые процессы в это время развиваются? Какие естественнонаучные и географические открытия были совершены? Как эти открытия повлияли на духовную жизнь Европы? 20.Какой была Италия и политическая жизнь в ней в период Предвозрождения? Как жизнь и творчество Данте связаны с политикой и философско-эстетическими исканиями времени? 21.«Божественная комедия» Данте – синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени. Черты средневековой поэзии и гуманистические тенденции в «Комедии». РАЗДЕЛ 2. Литература эпохи Возрождения 22.Место эпохи Возрождения в европейском культурно-историческом процессе. Хронологические границы. 23.Ренессансный гуманизм как новое течение в общественной мысли и культуре Западной Европы. 24.Учение о сущности человека, ренессансный антропоцентризм, идея «универсального человека». 25.Ренессансная пантеистическая натурфилософия. Картина мира и отражение ее в литературе. 26.Реформация церкви. Реформация и гуманизм. 27.Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Этапы развития итальянской литературы в эпоху Возрождения. 28.Петрарка – первый ренессансный поэт. Поэтическое новаторство его лирики. 29.«Внутренний раздор» Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ лирического героя. 30.Идейно-художественная эволюция Боккаччо. Антифеодальные и антиклерикальные мотивы в «Декамероне». Новое мировоззрение и новая мораль. Боккаччо – новеллист. 31.Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. 32.Специфика Северного Возрождения. Периодизация. 33.Ироническая философия Эразма Роттердамского и его «Похвала Глупости». 34.Немецкие народные книги. Бюргерская литература. 35.Поэзия Франсуа Вийона. 36.Возрождение во Франции, его особенности. 37.Рабле и подъем французского гуманизма. 38.«Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и становление романной формы. 39.Гуманистические идеи в романе Рабле. 40.Утопические идеи и педагогические воззрения Рабле и их воплощение в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». 41.Связь Рабле с традициями народной смеховой культуры. Сатирические приемы. 42.Поэзия «Плеяды». Реформа французского языка. Лирика Ронсара и ее эволюция. 43.Своеобразие английского Возрождения. Этапы развития литературы. Предшественники и младшие современники Шекспира. 44.Периодизация творчества Шекспира. 45.Поэмы и сонеты Шекспира. 46.Исторические хроники Шекспира. История и современность. Идеальный монарх и узурпатор власти. 47.Комедии Шекспира и их типы. Природа и любовь. Женские образы. Шуты и комики. 48.Ренессансное понимание трагедии. «Ромео и Джульетта». 49.«Магистральный сюжет», трагический герой, конфликт в «Гамлете». 50.Мир и герой в трагедии «Отелло». 51.«Король Лир» - социально-философская трагедия. 52.Персонажи и образные лейтмотивы в трагедии «Макбет». 53.Последние драмы Шекспира, их жанровое своеобразие. 54.Как развивалась английская драма после Шекспира? Кто такие пуритане? Их отношение к гуманистической культуре. 55.Особенности испанского Возрождения. Рыцарский и плутовской романы в Испании. 56.«Дон Кихот» Сервантеса: замысел и реализация. Гуманистические идеи и их воплощение в романе. 57.Двойственность образа Дон Кихота. Понятие «донкихотства». 58.Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

goldsilver 27-04-2011-20:20 удалить
1. Понятие о русском языке. Этноязык и литературный язык. Основные варианты этноязыка. 2. Понятие о современном языке. Основные тенденции и активные процессы русского языка новейшего периода. 3. Понятие литературного языка. Основные черты литературного языка. Понятие нормы, основные ортологические словари и справочники. 4. Понятие о лексике и лексикологии. Проблематика лексикологии, ее разделы, особенности лексики как языкового уровня. 5. Термин и понятие «лексика». Слово как основная единица лексики. Особенности слова как языковой единицы. 6. Понятие «лексическое значение слова». Основные подходы к его трактовке, обессмысливание речи, нарушение точности. 7. Моносемия и полисемия. Семантическая структура многозначного слова (типы лексико-семантических вариантов). 8. Развитие полисемии слова (причины). Основные способы образования новых значений. 9. Прямое и переносное значение, типы переноса, основные разновидности метафоры. 10. Прямое и переносное значение, типы переноса, основные разновидности метонимии. 11. Омонимия. Лексические омонимы. Причины появления омонимов в языке. Различение многозначности и омонимии. 12. Основные омонимичные явления: омофоны, омоформы, омографы. Использование многозначности и омонимии в речи. 13. Синонимия, основные подходы к ее изучению. Лексические синонимы, их функции в речи. 14. Структура лексического значения и вопрос о различиях лексических синонимов. Основные типы синонимов. 15. Понятия «синоним», «синонимический ряд», «доминанта синонимического ряда». Отражение синонимии в словарях. Речевые ошибки, связанные с синонимией. 16. Антонимы, типы антонимов, использование их в речи, отражение антонимов в словарях. 17. Паронимы в языке и речи, ошибки, связанные с употреблением паронимов, отражение паронимов в словарях. 18. Понятия «стиль языка», «система стилей», «межстилевая лексика» и «книжная лексика». 19. Понятия «стиль языка», «система стилей», «межстилевая лексика» и «разговорная лексика». 20. Устаревшая лексика, основные типы. Использование устаревшей лексики в речи. 21. Понятия «неологизм», «неология». Основные подходы к изучению неологизмов, причины обновления лексики. 22. Основные типы неологизмов. Требования к использованию неологизмов в речи. 23. Основные типы неологизмов. Неография (основные словари). 24. Лексика с точки зрения происхождения. Исконная лексика русского языка и ее пласты. 25. Лексика с точки зрения происхождения, иноязычная лексика и «интернациональная лексика». Общая характеристика «интернациональной лексики». 26. Иноязычная лексика. Типы иноязычных слов. Основные требования к использованию иноязычных слов. 27. Иноязычная лексика. Соотношение понятий «иноязычная лексика» и «интернациональная лексика». Общая характеристика интернациональной лексики. 28. Термин и понятие «заимствование». Теории заимствования в науке, причины заимствования. 29. Основные формы заимствований. Устное и письменное заимствование. Вопрос о графическом заимствовании. 30. Основные формы заимствования. Прямое и опосредованное заимствование. 31. Основные формы заимствования. Материальное и скрытое заимствования. Типы калек. 32. Материальное и скрытое заимствования, копирование и вторичное заимствования. 33. Отношение говорящих к заимствованиям. Понятие «пуризм». Формы пуризма. 34. Генетическая классификация иноязычной лексики. Ранние заимствования русского языка. 35. Генетическая классификация иноязычной лексики. Заимствования русского языка нового периода. 36. Лексические заимствования на современном этапе (общая характеристика и сопутствующие процессы). 38. Нелитературная лексика: просторечия, диалектизмы. Использование просторечных и диалектных слов в речи. 39. Нелитературная лексика: жаргонизмы, профессионализмы, арготизмы. Использование данных единиц в речи. 40. Термин и понятие «фразеология». Основная единица фразеологии, отличия фразеологизмов от других языковых единиц. Отражение фразеологии в словарях. 41. Термин и понятие «фразеология». Основная единица фразеологии, типы фразеологизмов (с точки зрения связанности компонентов). Фразеологические выражения. 42. Термин и понятие «фразеология». Основная единица фразеологии, происхождение фразеологии. Использование фразеологизмов в речи. 43. Использование фразеологизмов в речи. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 44. Понятие «лексикография». Основные толковые словари русского языка и их характеристика. Понятие «словарная статья», «помета». Структура словарной статьи.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Libby4815162342 28-04-2011-08:21 удалить
о преподавателе по ДРЛ остались не самые лучшие воспоминания, зато сейчас по русской литературе просто замечательный преподаватель. из курса произвела впечатление "Повесть о путешествии Иоанна Новгородоского на бесе в Иерусалим". не совсем по теме, литература более позднего периода, но всё же))) Дисциплина «История русской литературы». Курс «Русская литература XVIII века». Практические занятия (№ 1). Лист 1 из 1. Практическое занятие № 1. Жанр и стиль сатиры в творчестве А. Д. Кантемира. Сатира I «На хулящих учения. К уму своему». План занятия. Теоретические вопросы. 1. Значения термина "сатира". 2. Причины обращения А. Д. Кантемира к жанру «сатиры». 3. Проблема типологии (классификации) сатир А. Д. Кантемира. Место и значение «Сатиры I» в творческом наследии писателя. 4. Композиция первой сатиры Кантемира, ее роль в раскрытии идейного замысла автора. 5. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» Кантемира. Роль «ума» – адресата и оппонента автора в произведении. 6. Образная система первой сатиры Кантемира, приемы ее построения. Место автора в образной структуре произведения. Роль авторского комментария. 7. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира (саморазоблачение героя, гиперболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики). 8. Особенности сатиры А. Д. Кантемира. Автоирония. Дидактическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха. 9. Творчество А. Д. Кантемира в оценке В. Г. Белинского. Задания. 1. Выпишите и проанализируйте опреде¬ление понятия «сатира», данное в научной литературе (см. определения в «Краткой литературной энциклопедии», «Литературном энциклопедическом словаре», «Сло¬варе литературоведческих терминов»). 2. Найдите в тексте "Эпистолы о стихотворстве" А. П. Сумарокова и выпишите строки, характеризующие жанр сатиры. Соотнесите выписанную характеристику с «Сатирой I» А. Д. Кантемира. 3. Выпишите из учебника названия и проблематику сатир А. Д. Кантемира. Охарактеризуйте решение проблемы эволюции творчества сатирика в современном литературоведении. 4. Начертите в тетради композиционную схему первой сатиры Кантемира. Определите характер связей между частями произведения. 5. Составить конспект статьи В. Г. Белинского о Кантемире. Индивидуальные сообщения. (готовятся по желанию и выбору студента, предполагают оформление в виде реферата на листах формата А4). 1. Традиции античной сатиры в творчестве А. Д. Кантемира. 2. Место и роль творчества А. Д. Кантемира в развитии жанра сатиры в русской литературе XVIII в. (Тема предполагает сравнительный типологический анализ сатир А. Д. Кантемира и А. П. Сумарокова, В. В. Капниста и др.).
dmitrii_emets 28-04-2011-09:09 удалить
Ответ на комментарий Libby4815162342 # Слушай, но у вас столько Кантемиров:))) Вот он бы удивился!
28-04-2011-21:59 удалить
Ответ на комментарий dmitrii_emets # Я пока первый курс, поэтому мало что накопилось :) Античная литература [показать] Введение в славянскую филологию [показать] РУНТ [показать] Введение в литературоведение [показать] [показать] Введение в языкознание [показать]
07-10-2011-20:20 удалить
помогите пожалуйста. какие сходства и различия присутствуют в Песнь о Роланде" и Слове о полку Игореве??
03-06-2012-11:24 удалить
Здравствуйте! Прошу помощи! если у кого-нибудь есть ответы на билеты по старославянскому языку и истории зарубежной литературы, поделитесь пожалуйста. Буду очень признательна!
14-01-2015-21:30 удалить
Большое Спасибо за ссылку! Обожаю древнерусскую литературу, преподаватель прекрасный попался!


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник вопросы по древнерусской лит-ре | dmitrii_emets - Дмитрий ЕМЕЦ | Лента друзей dmitrii_emets / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»