• Авторизация


Без заголовка 09-09-2008 12:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leonsija Оригинальное сообщение

Салонный портретист Ф.К.Винтерхальтер и его дамы

«Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа,- констатировал А. Дюма в 1859 году,- они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут - одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».


  [показать]


Ф.К.Винтерхальтер, портрет девушки


В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы.
Ее глаза в иные дни обращены.
Там хорошо, там лишних нет, и страх не властен над годами,
и все давно уже друг другом прощены.
Еще покуда в честь нее высокий хор звучит хвалебно,
и музыканты все в парадных пиджаках.
Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка целебна,
и дирижер ломает палочку в руках.

Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной и напрасной,
но вот о чем я сокрушаюсь иногда:
ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой той прекрасной,
и наша жизнь, и наши дамы, господа?

(Б.Окуджава)



 


Франц Ксавьер Винтерхальтер (1805–1873) немецкий живописец-портретист.  Он был придворным портретистом французского императора Наполеона III, короля Луи-Филиппа. Одной из характерных особенностей развития французского портрета середины XIX века было сложение именно в эти годы салонного портрета.. Особо удавались ему жен­ские портреты. Как никто другой он умел передать блеск драгоценностей, фактуру дорогих тканей, тончайшую паутину кружев, изящество женских причесок, не забывая при этом подчеркнуть красоту модели.


[показать]


Император Наполеон III, 1852 г.


[показать]  [показать]


Портреты императрицы Евгении (аля Мария-Антуанетта и в парадном костюме)


[показать]  [показать]


Елизавета (Сисси), императрица Австрии, 1865 г. 


[показать]


Принц Альберт, 1849 г.


Кто только не позировал Винтерхальтеру: супруга Наполеона III императрица Евгения, придворные дамы парижского двора, российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Радзивилл, Мусиных-Пушкиных. Имя этого немецкого художника, к сожалению, сейчас известно в России малому кругу людей, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится много его работ.


[показать]


Портрет Т.А.Юсуповой, 1858 г.


[показать]


Княгиня Трубецкая, 1859 г.


Франц Винтерхальтер родился в маленькой деревушке Mensenschwad в Германии. Он изучал живопись в академии Монако. В 1835, после того, как он нарисовал портрет Леопольда Бадена, Винтерхальтер был назначен его главным живописцем. Это послужило началом его карьеры.
Все королевские семьи Англии, Франции, и Бельгии стали заказывать у него свои портреты. При Наполеоне III, Винтерхальтер стал главным портретистом имперской семьи и суда Франции.


[показать]


Императрица Евгения, 1854 г.


[показать]


Императрица Евгения в окружении придворных дам, 1855 г.


Прошедший ординарную академическую школу, Винтерхальтер охотно отступал от «высокого стиля», обращаясь то к английским портретистам XVIII столетия, то к французскому рококо. Последняя тенденция заметна в групповом портрете «Императрица Евгения в окружении придворных дам» (1855, Компьен, Музей дворца). Одетые в голубые, сиреневые, розовые платья, украшенные цветами и лентами, дамы эффектно размещены на большом холсте. За ними простирается парк с декоративной вазой. Эта картина Винтерхальтера наводит на мысли о цветнике, за которым день и ночь заботливо ухаживают садовники. И в самом деле, хрупкие женщины с осиными талиями и бледными лицами напоминают экзотические цветы. Но беспомощность обманчива, эти дамы закалены в придворных интригах. Их хрупкость и нарочитая изнеженность - лишь дань моде, законодательницами которой они и являются.
Но как далеко полотну Винтерхальтера до «галантных празднеств» XVIII века! Легкое кокетство, естественность, полунамек сменились надуманным жеманством, нарочито красивыми позами; тончайшие цветовые переходы - условной аранжировкой тонов; легкость, непринужденность мазка - педантичной жесткостью фактуры, «зализанностью» живописной поверхности.


[показать]


Портрет О.Э. Шуваловой, 1858 г.


Хранящиеся в Государственном Эрмитаже портреты С. П. Нарышкиной и О. Э Шуваловой (оба написаны в Париже в 1858 г.) дают представление об однофигурных портретах Винтерхальтера. Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена Петра Андреевича Шувалова, генерал-адъютанта, шефа корпуса жандармов. Хрупкая фигура Шуваловой буквально "утопает" в каскаде пышных складок изысканного платья. Несмотря на то, что художник не ставил перед собой задачу раскрыть характер модели или передать ее душевное состояние, в строгих чертах задумчивого лица Шуваловой угадываются ум, скромность и сдержанность представительницы одного из древнейших родов России.


[показать]


Портрет С.П. Нарышкиной , 1858 г.


Софья Петровна Нарышкина (1823-1877), жена камергера Константина Павловича Нарышкина, изображена в эффектном повороте, акцентирующем плавную линию обнаженного плеча. Изящный жест холеных рук, смелое сочетание темно-бордовых и лимонно-желтых тонов одежды придают облику модели претенциозную элегантность.


[показать]


 Портрет мадам Римской-Корсаковой, 1864 г.


Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого «Анна Каренина», была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга. Надменный и капризный Париж склонялся в восхищении перед красотой той, кого называли «Венерой из Тартара». Она затмевала саму французскую императрицу Евгению, чем вызвала большое недовольство последней. Смелые наряды Римской-Корсаковой часто становились причиной скандалов (однажды её даже вывели из бальной залы за чересчур прозрачное платье). Об остроумии этой женщины ходили легенды, а её ноги поклонники считали «прекраснейшими в Европе».
Франц Винтерхальтер писал русскую красавицу дважды. Один портрет висит в пензенском музее, второй занял почётное место в парижском музее Орсе. И, кажется, художник сам был не равнодушен к этой великолепной светской львице. На его картине Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна.


[показать]


Портрет императрицы Марии Александровны, 1857 г.


[показать]


Графиня Потоцкая, 1854 г.


Художник обыгрывает нарядные туалеты, иллюзорно передает фактуру атласа, бархата, меха. Он умело вписывает сидящие в грациозных позах фигуры в прямоугольный или овальный формат холста. Он сглаживает дефекты лиц, подчиняя их модному канону.

Прежде чем попасть в особняк той или иной именитой заказчицы, их портреты экспонировались в Салоне, и за ними прочно закрепилось название салонных. Причем очень скоро это наименование уже перестало отвечать своему первоначальному значению. Портреты могли и не экспонироваться на выставках, они могли сразу же становиться украшением частных отелей, квартир, могли оставаться в мастерских художников. Все равно это были салонные портреты, отвечавшие Эстетическим запросам высших кругов французского буржуазного общества.


[показать]


The Maharajah Duleep Singh, 1854 г.


[показать]


[показать]  [показать]  [показать]


Королева Виктория и принц Альберт в семейном кругу с детьми  и детские портреты, 1845 г.


Среди его многих поклонников была также Королева Виктория. В 1842 Винтерхальтер посетил Англию, и потом возвращался туда еще несколько раз, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их большую семью. Его кисти принадлежит более 120 портретов этих царственных особ.
Винтерхальтер также рисовал портреты аристократии Англии, главным образом это были члены суда. Российские аристократы, бывавшие в Париже также любили заказывать свои портреты у этого замечательного художника.


[показать]


Королева Виктория, 1842 г.


[показать]


Принцесса Александра, 1864 г.


Не смотря на свою популярность, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свою работу от серьезных критиков.


[показать]


Сиеста, 1841 г.


[показать]


 Портрет дамы, 1860 г.


О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.
И нет греха в его вине,
Ушел, глядя в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.

(А.Ахматова)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | phantocat - The Phantom of the Opera is there, inside my mind... | Лента друзей phantocat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»