
Очень мне не нравится в современной журналистике стремление отмежеваться от анализа и оценки. Вообще аналитическая журналистика отошла на задний план и чуть ли не отмирает. Сейчас аналитикой зовут просто подробный сюжет, где предмет освещается с разных сторон. Спору нет, в анализе сопоставление разных мнений присутствует – но это только начало, после анализа следует синтез и вывод. А этого я не вижу, причём даже на федеральных каналах.
Анализ есть у Вассермана и Сёмина, но первого продюсеры передачи заставляют орать в несвойственном ему стиле, из-за чего наносная агрессия не позволяет по-настоящему вслушаться в текст, а второй слишком любит украшать свою и без того достаточно пространную передачу (от 5 до 10 минут экранного времени – это огромное поле для деятельности!) вставками, кино- и мультцитатами, всяческими прибамбасами, короче. Настоящая же серьёзная журналистика – это как раз текст, в который нужно вслушиваться и вдумываться.
Помню листы "Комсомольской правды", "Аргументов и Фактов", "Правды" 80-х годов – на всю передовицу, занятую одной (!) статьёй могла быть одна же фотография, всё остальное – текст. Без плашек (когда кусочек текста, наиболее броский, со скандальной или интригующей информацией, выделяется цветом, фоном, жирностью шрифта), без разбивки на главки, без выделенных фраз. Газета заставляла вчитываться и вдумываться. И ведь читали же! И обсуждали, и перечитывали. Я, конечно, этих статей не читала, для меня они были не по уму, но визуально помню эти полосы отлично. И обсуждения помню... Это потом, в девяностые годы резко решили, что народ идиот, что его нужно постоянно развлекать, иначе он мгновенно соскучится и убежит к более доступному развлечению. И пошли коротенькие сообщения, состоящие из броского заголовка и ложки непроверенной информации, картинки на четверть листа, подача текста дробно, мелкими порциями, лишь бы читатель глотал не задумываясь.
То же и сейчас с новостями. Любой выпуск – вроде бы понемногу обо всём, и о политике, и о культуре, и о зарубежных делах... Но в результате в голове остаётся мешанина вразнобой поданных фактов, неосмысленных, непроанализированных, и не встроенных в единую картину мира. Вот этого как раз современные медиа больше всего избегают – чтобы у человека, у массового потребителя, складывалась цельная картина мира. Иначе он может осознать, что неладно что-то в Датском королевстве, и начнёт бороться с причинами, а не против частностей.
Настроение сейчас - уходительское