• Авторизация


Околовсяческие размышления 28-12-2010 02:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[580x385]
Вот смотрю я телевизор, разглядываю рекламы, слушаю радио где придётся - и думаю... Что ж мы, русские, за такой странный народ? Почему нам всё иностранное милее родного? Почему то, что рождено нашим собственным умом, воображением и талантом, кажется нам не таким, а произведённое за рубежом - ещё каким таким, самым растаковским!

Почему Санта Клаус и "Джингл беллз" стали нам милее родных Деда Мороза и "В лесу родилась ёлочка"? Я уверена, что ни один американец (за редким исключением тех, кто долго жил в России, или шпионов, которых специально готовили к нашим реалиям) ни за что не споёт нашу новогоднюю песенку. Просто потому, что вообще не знают о её существовании... А у нас любой школьник, который никогда в жизни не бывал в Америке, напоёт эти самые "джингл беллз". Потому что из трёх новогодних реклам две - именно с этой музыкой.

Нет, я против этой песенки, как и против образа Санты, ничего не имею - для кого-то (для тех же американцев) он такой же родной персонаж и такой же символ праздника. Но почему мы постоянно забываем и отвергаем своё ради чужого?

Любой человек средней образованности легко назовёт с десяток греческих и римских богов, расскажет, что Марс - бог войны, Зевс (он же Юпитер) - главный бог, что жили они на Олимпе... А много ли средний человек способен назвать славянских богов, и рассказать, что они делали? Я проверяла - три-четыре имени.

Сколько народу сейчас увлекаются Японией, европейским средневековьем, восхищаются греческой культурой... Когда я рассказываю свои студентам на истории изобразительных искусств, какие страсти кипели в русской истории, каких вершин достигало русское искусство - они воспринимают это, как нечто абсолютно неизвестное. Им приходится прямым текстом говорить, что, скажем, белокаменное зодчество владимиро-суздальских земель ничуть не уступает по виртуозности тому же собору Нотр-Дам. И тем не менее - европейское им ближе и понятней, чем родная история. По-моему, это абсурд.

Конечно, хорошо, когда люди интересуются другими странами и другой культурой. Но мне кажется, что сперва не худо было бы изучить свою родную.

---------------------
В качестве иллюстраций - каменная резьба стен Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Неужели эта красота уступает парижским химерам?

Настроение сейчас - размышлятельное

[600x470]
[699x466]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (28):
Nevergiveup 28-12-2010-02:28 удалить
Виктор-Виктория, не уступает-не уступает. Помню, когда мы были на музейной практике, в Юрьеве-Польском нам показали эти рельефы. И рассказали, что они были в отличной сохранности до того времени, как в 19 веке их решили подреставрировать, сняли и оставили... под открытым небом - надооолго. То ли забыли, то ли средств не было - вот этого сейчас не вспомню. После этого реставрационной работы было вдвое.
....У нас такое отношение к старине - много ее, чего жалеть. И вообще всего нашего - его много, то церкви, то монастыри, то песни. Вот и хватаются люди за диковинки - чужие и ненужные...
Esmira 28-12-2010-10:25 удалить
эх... да... а вот какая-то неродная эта "родная культура"... но я не вижу для себя в этом проблемы и ни разу не страдаю от этого.

LI 7.05.22 beta
Fillette_Verte 28-12-2010-11:08 удалить
Ты, конечно, права.
А с другой стороны... по-моему в принципе людям(не всем) интереснее чужое, чем свое. "как здорово живет тот человек!" Могу ошибаться.
А вообще... черт знает откуда это берется. Наверно, откуда-то сверху. Не иначе.
Хммм...
Nevergiveup, да, я тоже постоянно сталкиваюсь на лекциях, сколько вреда было нанесено памятникам культуры именно в 19 веке неумелыми реставрациями.
Esmira, это хорошо, что не страдаешь. =) Но вообще- своё знать надо, просто это внутри должно быть. Извини, я не навязываю своё мнение, просто действительно так считаю.
Ответ на комментарий Fillette_Verte #
Исходное сообщение Fillette_Verte
по-моему в принципе людям(не всем) интереснее чужое, чем свое. "как здорово живет тот человек!" Могу ошибаться.

Ну вот американцы, например, свято уверены, что лучшая страна на свете - это Америка, и ничто больше им не интересно. Они уверены, что и 2-ю Мировую войну Америка выиграла, и что человека в космос первая запустила, и йогурт их изобретение... Скоро будут уверены, что суши и роллы - тоже американское блюдо. )

Конечно, это перегиб - я же не призываю считать, что всё в мире было открыто в России и только русскими. Но если бы люди знали, что в стране есть, чем гордиться, знали бы это и гордились - это было бы реально здорово и правильно.
Esmira 28-12-2010-16:55 удалить
Исходное сообщение Виктор-Виктория: Esmira , это хорошо, что не страдаешь. =) Но вообще- своё знать надо, просто это внутри должно быть. Извини, я не навязываю своё мнение, просто действительно так считаю.

ну про "знать" - я как раз только за! а вот про "внутри"... ну зачем? мне вот не нужно... )

LI 7.05.22 beta
Esmira, ну, может, когда узнаешь поближе - оно и зацепит?
*усиленно мотает головой* Я только за наше! Ибо оно чище чем американское!
antiutopia 28-12-2010-23:39 удалить
Да, мы такие! Мы не хотим быть собой, вот этим белым листом, мы спешим исписать его, раскрасить, свернуть в любую необычную форму. Я вот заметила, что у многих русских вызывает сожаление ОТСУТСТВИЕ НЕРУССКИХ ПРИМЕСЕЙ. А наличие вызывает наоборот гордость. "Все в родне русские" произносится с каким-то чувством ущербности, и если есть хоть какой-нибудь татарин или белорус в пятом колене — уже цвет! То же самое и с культурой. Ну не хочется быть однотонными, белыми, и своё ни разу неинтересно, что нового может быть в собственном доме, зато у соседееееей!!.. Тяга к иностранному у нас в крови, вот только неизвестно, с какого века так повелось и почему. Видимо, теперь это уже не изменишь.
Fillette_Verte 29-12-2010-10:47 удалить
Виктор-Виктория, вот я имела ввиду что-то вроде того, что написала antiutopia.
Что у нас это откуда-то есть. И непонятно откуда взялось. А всякое правительство, реклама и прочее только усугбляют, зная, что интересно, суют везде и это становится только хуже.
А у амерканцев этого нет. Зато у них в другую сторону. Не знаю ничего, кроме себя.
Вот бы золотую серединку...
Люкавана 30-12-2010-01:11 удалить
Виктор-Виктория, подписываюсь под каждым словом и очень благодарна тебе за этот пост!!!!
Райдуга 30-12-2010-19:59 удалить
Виктор-Виктория, а вот про славянску мифологию и правда обидно. Я пыталась как-то поискать нормальный сборник рассказов о славянских богах, но как-то ничего достойного не нашлось((
Помню, что в одной из книг Семёновой о Волкодаве было интересное изложение, но книга была не моя((
А для племянника, да и себе в дом просто надо как-нибудь найти ту самую книжку

antiutopia 30-12-2010-20:59 удалить
Ответ на комментарий Esmira #
Исходное сообщение Esmira
эх... да... а вот какая-то неродная эта "родная культура"... но я не вижу для себя в этом проблемы и ни разу не страдаю от этого.

LI 7.05.22 beta
Вот прям сто раз подпишусь.
Не люблю я славянское прошлое, хоть убей. Зато индейское, персидское, викинговское, даже порой индийское и африканское — эт моё. И раз уже во мне пять (а по некоторым данным, шесть) кровей, то приходится и им отдавать должное.
antiutopia 30-12-2010-21:00 удалить
Ответ на комментарий Виктор-Виктория #
Исходное сообщение Виктор-Виктория
Esmira , ну, может, когда узнаешь поближе - оно и зацепит?
Извини, что в ваш диалог влезаю, но что-то меня так и не зацепило. Читала на эту тему много, НО ДУША МОЛЧИТ.
antiutopia 30-12-2010-21:03 удалить
Ответ на комментарий Райдуга # Райдуга, Е.Левкиевская, Мифы русского народа, Астрель, 2000, АСТ, 2004
Райдуга 30-12-2010-21:11 удалить
[показать] В колонках играет - 02 Poet

Исходное сообщение antiutopia:
Е.Левкиевская, Мифы русского народа, Астрель, 2000, АСТ, 2004


antiutopia, спасибо)
Esmira 31-12-2010-10:56 удалить
Исходное сообщение antiutopia:
Исходное сообщение Виктор-Виктория

Esmira , ну, может, когда узнаешь поближе - оно и зацепит?

Извини, что в ваш диалог влезаю, но что-то меня так и не зацепило. Читала на эту тему много, НО ДУША МОЛЧИТ.

Мне остается только согласно кивать...

LI 7.05.22 beta
antiutopia, ну, в современном мире всё так перемешано, что невозможно представить себе человека, который бы вырос абсолютно безо всяких культурных примесей. Такое сейчас невозможно, по-моему.
Fillette_Verte, вот точно, золотая середина. Потому что и чужую культуру нужно знать, и свою - и без фанатизма, как говорится, без того, чтобы возводить в идеал и абсолют только что-то одно, чужое или своё. Потому что на почве превознесения своего растёт национализм, кстати.
Ответ на комментарий antiutopia #
Исходное сообщение antiutopia
Исходное сообщение Esmira
эх... да... а вот какая-то неродная эта "родная культура"... но я не вижу для себя в этом проблемы и ни разу не страдаю от этого.

LI 7.05.22 beta
Вот прям сто раз подпишусь.
Не люблю я славянское прошлое, хоть убей. Зато индейское, персидское, викинговское, даже порой индийское и африканское — эт моё. И раз уже во мне пять (а по некоторым данным, шесть) кровей, то приходится и им отдавать должное.

А мне всё интересно... Славянская мифология для меня - одна из интереснейших. С таким удовольствием читала в этом году исследования Проппа на эту тему!
Это при том, что и другие страны мне тоже интересны.
Ответ на комментарий Райдуга #
Исходное сообщение Райдуга
Виктор-Виктория, а вот про славянску мифологию и правда обидно. Я пыталась как-то поискать нормальный сборник рассказов о славянских богах, но как-то ничего достойного не нашлось((
Помню, что в одной из книг Семёновой о Волкодаве было интересное изложение, но книга была не моя((
А для племянника, да и себе в дом просто надо как-нибудь найти ту самую книжку


Только не Семёнову с "Волкодавом", не Юрия Никитина с его "Троими из леса" и никого из современных фэнтезистов-славянистов. Это всё сочинённое, причём сочинено очень безответственно, без основания на реальной мифологии, а просто так сочинено - что к губе приплывёт. Если изучать славянскую мифологию, то по тому же Проппу, по настоящим учёным. Может, оно не так забористо и приключенчески, как у писателей, - зато правда, а не сочинятельство.
Marianna_Girl 01-01-2011-18:42 удалить
Всякая культура хороша по-своему, смешение культур - процесс необратимый. Только вот обидно, что наше древнее искусство известно по матрешкам, избам, мифология - на уровне 2-3 богов
Я исторические книжки любил с детства.
И еще с детства огорчался, что про нашу историю - и по нашей истории так мало всего...
Всего того, что написано в интересной и доступной форме.
Можно сколько угодно говорить о том, что не должны наука и искусство "подстраиваться под обывателя" - но тогда, извините, не надо и причитать, что этот самый обыватель никуда не тянется.

Когда я был маленьким и учился в младшей/средней школе, я прочитал множество увлекательных историко-приключенческих романов. Про Францию, Англию, Испанию, Италию, Германию... Они были переведены на русский язык, и их герои говорили на нормальном русском языке, вполне доступном мне в возрасте 8-15 лет.
Но когда я пытался открыть что-нибудь по русской истории, на меня обрушивался тяжеловесный древнерусский слог. Причем даже у более-менее современных авторов - они почему-то считали своим долгом подстраиватсья "под старину". Все эти "аки-паки", "ой ты, гой еси" и все в таком роде жутко затрудняли восприятие, и дальше читать уже не хотелось. Складывалось такое ощущение, что у автора нет таланта показать эпоху силой описания, и он пытается добиться "историчности" за счет использования устаревших слов.
Естественно, все эти книги откладывались.

И стоит ли удивляться, что, уже став взрослым, я как-то не особо тянусь к родной истории?
Я вырос на "историко-приключенческих романах" - и, повзрослев, прочитал куда более серьезные книги, как художественные, так и документальные. Но мне было увлекательнее их читать, ибо я узнавал страны, места, персонажей, события... Это уже не было мне чужим - они все прошли со мною через мое детство, они сроднились со мною, они... полюбились мне. В то время как родная литература ничего не дала мне. Она своей тяжеловестностью и неповоротливостью, костностью, нежеланием идти на встречу отвратила разум ребенка - и после этого неудивительно, что она и взрослому человеку представляется чем-то чуждым.

И - нет, я считаю историю своей страны очень интересной. История такой страны, как Россия, просто не может быть неинтересной - это невозможно. У нас было столько всего, такие залихватские повороты, столько народов живет в нашей стране... Но кто расскажет об этом? Кто напишет такие книги, чтобы с ними, как с "Тремя мушкетерами" или "Айвенго" засыпали под подушкой? Чтобы это был не "славянский лубок" и не пересказ научного труда какого-нибудь академика, а нормальные книги, которые читали бы и дети, и подростки, и взрослые; персонажи которых становились бы друзьями и уводили в мир родной истории, знакомили с нею. Чтобы, полюбив книги, люди сами начинали бы любить свою историю.

А без всего этого родная история так и останется теорией, доступной лишь узким специалистам.

LI 7.05.22
Исходное сообщение Marianna_Girl: Всякая культура хороша по-своему, смешение культур - процесс необратимый. Только вот обидно, что наше древнее искусство известно по матрешкам, избам, мифология - на уровне 2-3 богов

Вот абсолютное и полное ППКС.

LI 7.05.22
О, Граф, всё совершенно правильно. Согласна с вами - именно "паки-паки" очень затрудняли восприятие. У меня был период, когда я читала запоем любые книги на русскую тему - и, естественно, прочитала немало книг Дмитрия Балашова. Это было сродни физическому подвигу... =(( Но никакого интереса к этому не осталось - из-за писателей в основном...
Мне очень понравились ваши слова - "История такой страны, как Россия, просто не может быть неинтересной - это невозможно". Абсолютно согласна...

LI 7.05.22
Вот видите, а я, да и, боюсь, очень многие даже любящие читать люди, на такой подвиг оказались неспособны... Форма перевесила содержание.

Кстати, до сих пор мне не попадалось ничего достаточно увлекательного...
Лично я из прочитанного по русской истории назову, пожалуй, только "Фаворита" Пикуля и "Александра Первого" Мережковского - их я прочитал с удовольствием, а второго перечитывал много раз...
С другой стороны, это уже довольно близко к нам - 18 и 19 век. А вот такого, чтобы из более древней истории, я вспомнить ничего не могу...

Но это же естественно )

LI 7.05.22


Комментарии (28): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Околовсяческие размышления | Виктор-Виктория - Повесть временных лет | Лента друзей Виктор-Виктория / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»