[показать]Шаман производит (и сейчас) тревожащее впечатление своей внесоциальностью. Однажды вечером, когда мы стояли на вершине и смотрели на далекий, оранжевый в лучах заходящего солнца Магадан, я глянул на Шамана и вдруг понял, что ему все равно, что будет с городом и людьми. Он не настроен враждебно, но не настроен и доброжелательно.
Иногда я расспрашиваю его как знатока (эксперта) общения с Духами.
- Почему Духи помогают или не помогают?
- Духи помогают при определенных условиях.
- Каковы эти условия?
- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.
Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое “Духи”. Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма, Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.
- Почему язык может меня ограничивать?
- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
- Из чего же он состоит?
- Из того, что ты о нем думаешь.
- Я спрашиваю о реальности.
- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.
- А как думать о другой реальности?
- Ты видишь летящую чайку и говоришь: “Чайка летит”. Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: “Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак”. Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.
- А есть единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.
В первое время привычка Шамана часами молчать после моих вопросов раздражала. Я даже не всегда был уверен, что он услышал и понял вопрос. Иногда мне это казалось невежливым с его стороны, иногда - что он просто пренебрегает общением.
- Почему ты молчишь после моих вопросов?
- (Пауза, минут пять - шесть). Нужно подумать, перед ответом.
- Отшельничество не сделало тебя тугодумом?
- (Неожиданно, Шаман ответил сразу и в нарочито быстром темпе, немного комкая и сливая слова). Конечно, я-мог-бы-сразу “залепить” любые-слова, болтающиеся-на-языке, чтобы-потом-думать: “Что-это-я-сказал?”. Или, наоборот: “О-как-здорово-я-сказанул”. Но (Шаман заговорил в нормальном темпе), тогда бы я не говорил, а выдавал вербальный понос (смеется).
- Как ты решаешь, когда отвечать?
- Не решаю. Вопрос должен “перевариться”. А ответ должен “придти”. Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.
- Какие знаки?
- Эвелны, например, часто видят варианты решения во сне. Многие жители Магадана “читают” совпадения, хотя не отдают себе отчет в этом.
- Как увидеть знаки?
- Сначала тебе нужно научиться смотреть.
- Как ты научился?
- Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.
- Но я - преподаватель.
- Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.
- Что мне делать?
- Поучись у эвелнов. Посмотри, как они начинают действовать. Их мир не так благоустроен, приходится больше действовать. Для этого нужны не объяснения, а реальность.
Песня о жизни
Когда я молод был,
Каждый день открывался в новом мире
И, засыпая, я хотел скорее проснуться.
А сейчас я просыпаюсь в том же мире,
И мне жаль звезд, которые гаснут утром.
Хотя их у меня еще будет много,
Но их уже мало.
Байдара сложно построена. Наверное, очень дорогая. Она мне напомнила вскрытый корпус самолета. Сложный остов из деревянных ребер, обтянутый моржовыми шкурами. Длиной метров десять. Ажурные крепежи для паруса и весел, какие - то конструкции, похожие на часть велосипедного колеса. Даже костяной наконечник гарпуна состоит из нескольких частей: последняя подобна прикрепленному бумерангу, складывается или крутится. Шаман ходил вокруг байдары и что - то обсуждал с эвелнами, однако ТТХ, так похоже их обсуждение на армейскую картинку.
- Как они передают опыт?
- В смысле?
- Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?
- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.
- То есть даже мастеров специальных нет?
- Главное - не умение, а целеполагание.
- Это, наверное, специфика их культуры?
- Любой культуры.
- Ну, у нас судна не построишь на одном намерении.
- Кто Кузьма по образованию?
- По-моему, бывший артиллерист.
- А Вовчик?
- Радиоинженер.
- А Генка?
- Понял. Среди них нет ни одного судостроителя.
- А как они построили свое судно?
- Сам видел. Резали заброшенный флот и варили свое прямо на песке.
- Хорошее?
- Сносное, наверное, хорошее.
- Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. Раньше их называли беспроектными, а сейчас рыбнадзор и погранцы называют беспредельными из - за ходовых и штормовых качеств. Ну и как они его сделали?
- Действительно. Не задумывался.
- Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное - приложилось.
- Ты лечишь все болезни?
- Только те, которые преодолел сам.
- Но говорят, что ты лечишь многие болезни.
- Болезней не так много, много вариаций.
- Почему не помочь?
- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.
- Но он живет трудно. Набрал кубометр мидий и стог морской капусты на зиму. Жиров нет.
- Нужно, чтобы он не ждал твоей помощи, а боролся.
- Если я принесу ему мешок мороженных кур, он бороться не будет?
- Скорее всего, тогда замерзнет.
- Почему?
- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.
- “Куры” помешают бороться?
- Должна быть стабильность борьбы. “Куры” позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла “помощь” западной цивилизации.
- Но он сам из западной цивилизации.
- Это - Колыма. Он мог бы частично выживать где - нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.
- Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?
- Наоборот: хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и несистематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.
Шаман вдруг спросил:
- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
- Но без напряжения сил не обойтись.
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать и поймешь.
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой - то особой сноровке Шамана.
- Ты часто раскалывал так яйца?
- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
- А как ты научился их так ровно раскалывать?
- Не учился. Придет же такое в голову.
- Но как ты их колешь?
- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
- В чем секрет?
- У нас разные действия.
- В чем разница?
- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
- Какими частями?
- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.
- Но как?
- Начни это.
- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.
- А я буду здоров и силен?
- Это - вряд ли.
- Что мне делать, чтобы быть здоровым?
- Первое - не делай излишнего.
...
- Все - таки, что второе?
- Нужно, чтобы была энергия жизни.
- Где ее взять?
- Взаимная, сильная любовь.
...
- Этого достаточно для долголетия?
- Нет.
- Много еще условий?
- Нужно жить по сердцу.
- А еще?
- Нужно творить свою жизнь.
- Не понимаю.
- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.
- Стихи, картины, танцы, наука?
- Можно начать с чего-нибудь из этого.
- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.
- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.
- Как?
- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.
- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?
- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.
- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?
- Он почти не будет стареть.
- Почему?
- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.
- После пятидесяти - нормальный средний срок?
- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.
- Откуда ты знаешь?
- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.
- Как ты узнавал, что стареешь?
- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.
- Как это?
- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.
- Как ты переломил это?
- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.
- Обязательно нужно все потерять?
- Не спеши, все само придет с годами.
- С чего ты начал новые практики?
- Я начал творчески относиться к своей жизни.
- Почему же большинство людей умирает от этого?
- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.
- Это обязательно?
- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.
- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.
- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.
- Ты засоряешь организм парами солярки.
- Организм сам очистится.
- Не лучше ли жить по - возможности в экологически чистых условиях.
- Лучше в меру.
- Экологическая чистота в меру?
- Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.
- Если будет развиваться экологическое сознание......
- Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.
- И пусть все засоряется?
- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.
- Почему время идти по грибы “настало”?
- Все имеет свой ритм, надо его чувствовать.
- Вчера мы не собрали бы грибов?
- Собрали бы меньше и с затруднениями.
- То есть результата все же можно добиться и не чувствуя ритма, если приложить больше энергии?
- Далеко не всегда.
- Почему?
- Помнишь задачку? Одна женщина может родить за девять месяцев. За какое время могут родить девять женщин?
- В жизни человека много ритмов, которые нельзя обойти?
- Много. Не знаю всех.
- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?
- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.
- Но социум часто заставляет человека ускоряться.
- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.
- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?
- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.
Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.
- Что ты делаешь в это время?
- Соответствую идее самого себя.
- Что за “идея себя”?
- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...
- И что?
- Чем больше реальные Иванов - Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
- При чем здесь идеи?
- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.
- Как это?
- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.
- Идеи Иванова - Петрова тоже вне времени и пространства?
- Конечно. Поэтому они неразрушимы.
- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?
- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.
Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компьютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с компьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что - то говорит.
- Встань.
- Ты мне или компьютеру?
- Тебе. (Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать “Цивилизацию”.).
- В каком смысле?
- Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.
- Но мне удобнее сидя.
- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.
- Согласен. (Я встал и обувался нагнувшись.) Но это не такая уж и практика долголетия.
- Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.
- Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?
- Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.
- А еще?
- Ты уже понял про эту практику.
...
- Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?
- Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе.
- Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.
- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание - то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.
Я просто лег на нагретые солнцем травы и полосы, положив руки под голову. Шаман глянул на меня и молча удалился к невысоким строениям на краю аэродрома. Очень высоко, наверное, уже в тропосфере, парила одинокая белая птица, и я “ушел” за ней. Не спал и не бодрствовал, а как - то “впитывал” красоту и трагичность, бесконечность и мимолетность этого мира. Через несколько часов спокойствие и ясность Шамана стали понятны мне.
- Теперь я понял про бесполезность “предметов на память”.
- (Шаман кивнул).
- Спасибо тебе.
- Не за что. В городе нельзя постоянно находиться в этом состоянии.
- Почему?
- Многие окружающие будут неосознанно пытаться взбаламутить тебя.
- ???
- Это также естественно, как кинуть камень в спокойную воду. Большинству городских необходимо везде обозначать свое присутствие.
- У себя в квартире я могу это практиковать?
- Конечно. Но потом, чтобы заняться городскими проблемами, тебе будет необходимо волевое усилие.
- Зачем вообще людям нужна эта социальная суета?
- А где же человек может развиться до уровня контроля над собой?
- Мне кажется иногда, что социальные связи мешают развиваться, расти.
- В чем-то мешают расти, в чем-то - опуститься. Неустойчивому социальные связи необходимы.
- Тебе никогда не хочется опереться на чье - то мнение, опыт, авторитет?
- Не боишься загрустить?
- Почему?
- Задаешь такие вопросы.
- Пожалуй, боюсь, но не слишком.
- Тогда отвечу. Маленькому ребенку нужны родители, подростку - товарищи, юноше и молодому мужчине - своя группа, семья, работа, государство.
- А взрослому мужчине?
- Как ты думаешь?
- Но он опирается на государство.
- Обычно государство опирается на нескольких взрослых мужчин, если, конечно, они есть и хотят подпереть.
- Значит...
- Именно, когда ты действительно взрослый - действительно не на кого опереться.
- Действительно, грустно.
...
- Новая перспектива развеивает грусть?
- Проще. Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.
- Многие люди идут своей дорогой?
- Нет.
- Почему?
- Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества.
- Наверное, много и здоровых?
- Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы.
- Какие?
- Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем.
- Так действительно (опять усмехнулись) бывает.
- Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны.
- Почему сегодня недостойные живут лучше достойных?
- В каком смысле недостойные?
- Ну, без образования, некомпетентные.
- Ты это вкладываешь в достоинства?
- Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей.
- Может быть, заповедей было больше?
- В голову такое не приходило.
- Не всякое знание доступно к размышлению.
- В каком смысле?
- Если векам запрещается о чем - то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления.
- Ты знаешь другие заповеди?
- Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству.
- Что это?
- Я думаю, могла быть такая заповедь: “Не бойся”.
- “Не верь, не бойся и не жди”?
- Нет, только - не бойся.
- Но человек не выжил бы эволюционно.
- Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать.
- Ты думаешь, в этом они лучше меня?
- В одном лучше, в другом хуже. Также и их жизнь.
- У тебя есть какая - то концепция смысла жизни.
- Тебе уже никто не поможет со смыслом.
- Почему?
- Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше - выше, сам должен придумать смысл.
- Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом.
- Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.
...
- Так много людей, но не слышно о новых смыслах.
- Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому.
- Как же они все - таки создаются?
- Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики.
- Почему единицы?
- В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно.
- Почему?
- У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья?
- Есть.
- Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды?
- Да, своеобразные.
- Почему терпишь?
- Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят.
- Точно?
- Не знаю.
- Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится.
- Неуютно. Как крышу разобрать.
- “Крыша” - хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать “крышу”.
- Сейчас есть в городе такие выражения “крышу снесло”, “лишиться крыши”.
- Язык - коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою “крышу”?
- Очень мало.
- Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.
- Почему ты не заведешь собаку?
- Собака может прожить у меня более двадцати лет. Не планирую здесь на такой срок.
- Ты можешь оставить ее эвелнам.
- Собака зависима. Ее душа будет искать тебя всюду, и ты будешь укоризнен.
- Наверное, некоторые люди тоже думают о тебе.
- Я не общаюсь долго с теми, кто может быть зависимым.
- Ты как-нибудь развлекаешься?
- Даже медведь развлекается.
- Как ты развлекаешься?
- Когда я отвечал за детей, жизнь в тайге была для меня развлечением.
- Так сейчас вся твоя жизнь - развлечение?
- Я развлекаюсь почти все время. Это только одна грань жизни.
- А что еще?
- Тебе лучше не думать о моих смыслах. Думай о смыслах таких, как ты.
- Как - то конкретно ты развлекаешься?
- Например, изучаю существ и их туннели.
- А раньше отшельники не развлекались.
- Это - вряд ли.
- Понимаю. В длинные зимние дни и ночи что ты думаешь один?
- Ничего.
- ???
- Человек постоянно думает о своих делах, потому что у него нет другой практики бытия.
- Но вот ты строишь коптильню. Ты же думаешь в это время о ней?
- Нет.
- А как же ты ее строишь?
- Она сама строится моими действиями.
- Но ты же обдумывал цели своих действий.
- Только общую.
- Человек так не может.
- Естественно, потому что обычный человек думает словами.
- Если не буду думать о том, что делаю, я ничего не смогу сделать.
- Правильно, пока ты не освоишь новую практику.
- Что будет со мной, если попытаюсь действовать, как ты?
- Без практики будет то, что называется “бытовой идиотизм”.
- Почему мы не берем ружья?
- Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо.
- Почему?
- Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчитывать только на петли.
- Всегда нужно иметь один вариант?
- Нет. Тогда ты будешь упускать шансы.
- Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один?
- Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации – не взять было бы слабостью.
- Как узнать, какая ситуация?
- Человек всегда знает это, если прислушается к себе.
- Откуда?
- Все так называемое новое знание - проявление того, что ты знаешь всегда.
- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми?
- У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.
- Лишний вес оттого, что нет полноценного общения?
- Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.
- А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.
- Это – следствия.
Шамана заинтересовало, когда я назвал его “прагматистом по Дьюи”, но он посмеялся над тем, что прагматично полезное для общества. Деятельность Шамана скорее описывается схемами конструирования будущего на базе прошлого действиями настоящего. Мою ситуацию он посчитал результатом только моих собственных действий и заявил, что жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, “если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома”.
- Ты считаешь, что это должно было произойти?
- Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.
- Мистика какая - то.
- Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм.
- Но если мне не нужен результат?
- Не нужно было действовать.
- Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.
- Результату все равно. Он наступит.
- Это плохо?
- Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов - он может быть опасен.
- Что же делать?
- Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.
- Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно.
- Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.
- Что делать, если ненужное действие уже совершено.
- Иногда помогает обратное действие, но редко.
- А что-нибудь помогает часто?
- Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое.
- Как понять, какие действия нужны, а какие нет?
- Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно.
- Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела.
- Тогда сделай это постепенно.
- Как?
- Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные.
...
- Решив не делать ненужных дел, я настолько выжат нужными, что и описать трудно.
- Ты выжат суетой. (Шаман усмехнулся.)
- Но это действительно нужно: и публикации, и деньги.
- Откуда ты знаешь?
- Это всегда было проблемой.
- Да-а, мужик. Оказывается, я не сказал тебе самого главного о нужных и ненужных делах.
- Что это?
- Обычный человек не может отличить нужные действия от ненужных без специальной практики.
- Эта практика доступна мне?
- Да. Вернись к реальности.
- Но как?
- Решив не делать ненужных дел, необходимо пару - тройку дней не начинать никаких новых дел вообще.
- Что же делать в это время?
- Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай.
- До каких пор?
- Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя.
- Сколько ждать этого?
- Думаю, что в твоем случае два - три дня.
- И что потом?
- Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.
Осенью 2000 года Шаман разобрал свою землянку и закрыл место кустарником с осыпей. Стало понятно, почему он строит землянки, а не домики.
В октябре Шаман жил у меня, выправлял документы, шил одежду и сутками играл в компьютерные игры. Он мог бы работать модельером уникальной по удобству и функциональности спортивной и рабочей одежды.
Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой давний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что “зацепило” знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою “пустую” жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более “зацепил” знакомого парадоксальными замечаниями и рефлексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд рекомендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает методические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам Шаман не был в городе более пятнадцати лет, и он уверенно “лечил” современного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют “сила слова”, что мой нигилист выполнил после очень тщательно все рекомендации. Он изменился довольно быстро (за три - четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого.
- З.: И как же мне начать?
- Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.
- Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.
- Ты ни разу не выполнил ритуал45 планирования.
- Может ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древний ритуал.
- (Шаман не реагировал на иронию.) Прежде всего, сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу.
- Это зачем?
- Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги?
- Есть - есть.
- Если денег нет сейчас, помой и почисть эти.
- Очень интере-е-есный ритуал!
- Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку “Паркер” и хорошей, лучше финской, бумаги.
- О, ближе к делу.
- Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку “Паркер”.
- Ну, Вы совсем утрируете.
- Одень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубашку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа.
- Это, действительно, ритуал. Вы не смеетесь?
- Возьми из пачки лист и напиши на нем “Паркером” сверху “Планирование реальных действий”.
- Вы смеетесь.
- Через две минуты тебе захочется вскочить и побежать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что это даст?
- Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суету. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- Что мне думать о линии жизни?
- Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
- И что это даст?
- Несколько раз тебе придется отбрасывать посторонние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.
- Так что это даст?
- Ты когда-нибудь делал так?
- Нет.
- Эта новая для тебя практика - начало культурного действия планирования.
- Зачем ты едешь в ЦРС?48
- Я был в городах в другой стране, еще до Горбачева. Сейчас не чувствую себя компетентным. Это очень ценная практика.
- Что в этом ценного?
- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
- Но он все более хорошо решает привычные задачи.
- Он их уже не решает, а обкатывает. Он “экономит” мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач...
- Новые задачи нужны для мышления?
- Для всего: ума, тела, чувств.
- А тебе не тревожно?
- Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.