И все-таки кто я?
21-09-2006 01:58
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
С некоторых пор есть ощущение, что в жизни что-то не так. В этой записи я попробую в разобраться, в чем причина.
Кто-то понимает, что не может дальше учится и идет работать после школы кто-то после бакалавриата и т.д. Главное правильно понять, где находится мой собственный предел. Можно сколько угодно жаловаться, что Канторович очень занят абитуриентами, мной совсем не руководит, поэтому диссертация не двигается и т.д. и т.п. Но это не правда, а скорее оправдание. Если человек действительно нацелен на научную работу, он после магистратуры должен иметь четкое представление о том, что и как он собирается делать иметь какие-то результаты и наработки, которые в аспирантуре можно продолжить. Тогда занятость научного руководителя не помеха, ну или другого найдет или заграницу поедет, выход всегда можно найти. У меня особых достижений нет, есть только опыт изучения статистических методов, применения их к данным и получения малоосмысленных с экономической точки зрения результатов. Да и то с большими затратами времени и сил. Программист я плохой, вернее никакой, поэтому в области изучения и реализации хитрых статистических методов на ПК много не достигну. В бакалавриате и магистратуре достаточно просто выучить некоторый объем материала. В аспирантуре нужно провести самостоятельное исследование, то есть сделать что-то умное не имеющие аналогов. Проблема в такой работе состоит в том, что можно прочитать много статей и книг, перелопатить кучу статистических данных, загрузить процессор расчетами в общей сложности не на один месяц, а в итоге это так и не сложит в единое целое под названием диссертация. За 2 года в аспирантуре я почти ничего не сделал и было бы странно ожидать, что произойдет чудо и у меня вдруг что-то получится. Причина еще и в том, что когда возникает выбор между текущей преподавательской работой за которой стоят конкретные люди- студенты и абстрактным научным исследованием с не понятной конечной целью выбор делается в пользу первого.
И так мы видим, что проблема тут не в научном руководстве и не в деньгах, а в отсутствии желания и способностей необходимых для самостоятельной исследовательской работы. Я умею поверхностно разбираться в чем-то, писать обзоры, удивлять студентов бакалавриата БИ глубиной своих познаний, но дальше этого дело не двигается.
Теперь несколько слов о преподавании. Почему я стал преподавать. Есть одна причина, о которой наверно не многие из вас догадываются. Это чувство вины и не оплаченного долга перед универом и кафедрой в частности. В бакалавриате у меня были проблемы со здоровьем (я даже брал академку). Преподаватели об этом знали и часто ставили мне оценки не за знания, а за желание учиться не смотря ни на что. Поэтому я считаю, что красный диплом получил не заслужено. Когда в магистратуре со здоровьем все стало нормально, то и оценки стали нормальные, не плохие, но и не красный диплом. Мне до сих пор стыдно перед людьми, которые не попали на матметоды, из-за того что туда попал я. Хотелось как-то оправдать доверие тех, кто меня взял на эту специализацию. Надеюсь, что благодаря преподавательской работе мне это удалось. Хотя это конечно причина не единственная были и любовь к предмету и желание работать с людьми.
В чем я вижу проблемы. (а) Хочется многое изменить в методике преподавания, но для этого не хватает компетенции и полномочий. Чтобы читать авторский курс нужно иметь ученую степень. Либо активно использовать эконометрику на практике. Возникают некоторые не стыковки в понимании того, что и как нужно спрашивать, а от этого страдают студенты. Это мне очень не приятно. (б) Преподавание само по себе оплачивается плохо. Я не жалуюсь, спасибо руководству, нам теперь хорошо платят за исследовательскую работу. Но возникает некоторое противоречие, так как когда начнутся семинары времени на студентов будет уходить гораздо больше чем на научную работу, а соотношение зарплат будет обратное. (в) Оплата преподавания зависит от ученых степеней стажа и т.д., но совсем не зависит от того сколько я реально времени уделяю работе со студентами. (Это проблема любой госслужбы). (г) Не понятно нужна ли кому-то такая бурная деятельность, которую я развернул в прошлом году (написание методичек, активная переписка и дополнительные занятия со студентами). На факультетах, где я буду преподавать БИ и МЭ. Студентам либо эконометрика не нужна, либо нужна, но на нее нет времени из-за других предметов. Как только доходим до некоторого минимального уровня понимания предмета курс сразу и заканчивается, грустно как-то.
И так получается, что в науке я сижу и сам что-то придумываю, но безуспешно. В преподавании я тоже не поднимусь выше того уровня, который есть сейчас, так как излагаю то, что уже сам знаю. В лучшем случае могу немного улучшить методику. Меня беспокоит, что нет перспектив развития. По сути всему чему могли профессора в университете меня научили, дальше нужно двигаться самостоятельно, но для этого не хватает творческих способностей.
Возникает резонный вопрос, если не получается развиваться самому, и поэтому возникает ощущение, что теряешь время не лучше ли работать в коллективе. Если видишь, что не хватает способностей к научным достижениям, то не лучше ли дополнить теоретические знания практическими. Например, начать применять эконометрику в коммерческой организации и одновременно вникать в практические аспекты ее работы.
В этой связи кажется не очень разумным, что я не пошел в турецкий банк. Судя по тому, что рассказывала наша выпускница которая работает в том отделе эконометрика там нужна (банк розничный занимается потреб кредитованием массивы данных большие, поэтому есть, что анализировать). Кроме того в свете того, что папа хороший специалист в области банковского дела можно было бы и у него многому научится. С финансовой точки зрения это было бы хуже чем в вышке, но была бы более понятная перспектива и возможности для саморазвития.
То, что тут написано, - это лишь попытка понять, где я и куда иду. Во многом я могу ошибаться. Пишу, чтобы самому лучше себя понять, а может, и друзья что-то подскажут.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote