вот рекламировали мне знакомые дуэт исполнителей: сходи, мол, на их концерт - ну такой писк... и я повёлся: столько звали - надо бы уж и уважить.
как-то я отвык от полных исполнителей. ну то есть имеется гениальная чета Никитиных, которые в этом деле достигли неземных высот. а все остальные, на кого я ходил, если и занимаются исполнительством, то сначала показывают свои песни, потом говорят - а теперь мы исполним песни наших друзей, которые сегодня не смогли придти. и как-то всё ок. наверное, на контрасте между своим и чужим происходит восприятие. а когда чистое исполнительство... да ещё и когда это уже кто-то исполнял до тебя - это адская работа. ибо тогда исполнитель должен вложить некий другой смысл, не меньший, чем это было задумано изначально; или же передать до малейшей детали то, что вкладывал автор. особенно сложно исполнить и переиначить то, что было написано под гитару (как достаточная композиция), соединяя воедино "классическую музыку и авторскую песню". и, честно признаться, результат меня не впечатлил. в первую очередь это касается песен Визбора, которые, надо признаться, под гитару с фано и под два голоса - низкий мужской и высокий женский (я не знаток в названиях тональностей) звучат настолько неожиданно, что в мой мозг просто отказались входить. результат получился примерно такой же, как если бы исполняли песни Окуджавы с Большим Симфоническим Оркестром. или же песни Киркорова под гитару у костра. исполнение песни (каюсь, грешен, забыл имя автора чешского текста), переведённой Новеллой Матвеевой и аранжированной музыкой Веры Матвеевой было спасено только тем, что на сцену вышла флейтистка.
при звуках флейты теряет волю. но самым неиллюзорным образом я высадился на измену, когда эти двое объявили, что будут исполнять песни "нашего большого друга Виктора Луферова". нет, я понимаю, что песни должны жить. но есть песни, которые как ни спой - они всё равно будут прекрасны: к таким относятся песни Владимира Туриянского (которые народ поёт у костра пачками и, в общем-то даже уже считает, что поёт народные песни), или тот же Визбор, кстати, песни которого в простой аранжировке только выигрывают. можно долго перечислять авторов. но не таковы песни Луферова. эффект, который создаётся каждой песней, равносилен тончайшему узорному шелковому платку: можно наслаждаться узором, можно обернуть плечи и погреться, а можно протянуть человеку, упавшему в пропасть. и нет ни одного лишнего слова и ни одной лишней ноты. поэтому стоит только сделать что-то не так - всё: песня непоправимо теряет свою прелесть.
было, конечно, ещё кое-что, что вошло и в мой задубевший мозг, но это можно пересчитать по пальцам руки. с другой стороны, есть неоспоримые плюсы: я взял на заметку Юрия Лореса; самое же главное - я понял, чего я точно не хочу. и чтобы не попортить своё мнение об этих людях окончательно, я, пожалуй, воздержусь пока от их концертов. но не насовсем.
выкладывать песни означенного дуэта я не буду - нефиг, а вот на сравнение оригинал Новеллы Матвеевой и его интерпретацию Виктором Луферовым я выложу, да.
итак, Песня на холмах.
Новелла Матвеева
Виктор Луферов