............. Где-то в глубине души уже давно хотелось чего-то эдакого. Вот чтобы прям и необычно, и интересно, и культурно, и запомнилось... И идея посмотреть проект американского гуру видео-арта Тони Оуслера пришлась очень кстати. Мои познания о видео-арте до этого ограничивались опытом парулетней давности, когда в институте требовали посетить *** выставок за семестр. Среди прочей белиберды попался мне тогда и видео-арт - странные небольшие ролики на больших экранах с зачатками звука или без оных. Тогда впечатление об этом виде искусства сложилось весьма среднее, но подкупало то, что все-таки Оуслер известен на весь мир, и наверное, есть за что...
Нужно сказать пару слов про сам ЦСИ Винзавод, где проходит это волшебное событие (в смысле выставка проектов Оуслера). ЦСИ Винзавод - это... винзавод! Промышленное помещение с цехами, складами и прочими подсобными пространствами. Пережив много припетий в своей виннопроизводительной жизни, эти здания наконец оценили представители современного андер- и овер- граунда, после чего старые полуразвалившиеся кирпичные строения были частично отреставрированы и превращены в одно из популярнейших богемных мест в Москве. Кстати, винзавод сохранил исторические названия помещений, так что выставки проходят в "цехе красного" и "цехе белого", а так же в "винохранилище", "бродильном цехе" и тому подобных оригинальных местах.
Винзавод:
[366x200]
Сразу хочу оговориться - я отнюдь не причисляю себя к людям, разбирающимся в искусстве. Даже бесконечное изучение истории искусств в универе мне не помогли, и я искренне завидую тем, кто с легкостью может ввинтить в разговоре фразу типа "Установленный на контрфорсе пинакль здесь несет не только декоративную, но и конструктивную функцию — видите, он снимает нагрузку пяты аркбутана в месте его примыкания к контрфорсу..." И вдвойне я завидую тем, кто может не просто это сказать, но еще и сказать к месту.
Но не суть. В общем, на искусство я смотрю с точки зрения самого обывательского обывателя, и оцениваю его как правило по принципу нравится/не нравится. Так что все изложенное ниже - исключительно мое очень субъективное мнение и не надо закидывать меня тапками:-)
Так вот. Экспозиции Винзавода занимают каждая свою галерею, и пространства, конечно, впечатляют (ну еще бы, винные цеха и лофты с открытым вторым этажом, высотой метров 10, а площадью боюсь даже предположить сколько). Несколько экспозиций с фотографиями (как с функционирующими постоянно, так и с событийными) - в основном все фокусируется на концептуальной черно-белой фотографии (нам удалось посмотреть на авторский проект Алексея Никишина "В роли себя", фотопейзажи Майкла кенна, фантастические социальные фотоработы литовца Антанаса Суткуса и на не особо впечатлившую меня выставку Айдан Салаховой).
Одна из работ Суткуса - "Балтика"
[640x480]
Так же в ЦСИ присутствует шоу-рум шведских дизайнеров с постоянно действующим бутиком действительно креативной, но невероятно дорогой одежды hand-made и выставка-продажа гобеленов. Негативное впечатление лично на меня произвела экспозиция Small в галерее Гельмана - пальто "с историей", кучка разноцветных точилок для карандашей, сцена избиение рабочего из средней азии, транслируемая по мобильному телефону Nokia, и совершенно, на мой взгляд, не относящиеся к искусству бело-красные таблички с произвольными похабными текстами, в которые воткнуты шприцы. На фото - один из примеров искусства Small - муха в очень интересном положении с человеком из железки. Креатив так и прет...
"Муха и человек из железки"
[650x473]
Ну а теперь, собственно, о выставке Тони Оуслера, ради которой все затевалось. Видео-арт в понимании этого "гуру" представляет собой проекцию видео изображения на скульптуру обтекаемой произвольной формы, в результате чего получается, что кусок камня оживает, у него реальные человеческие глаза и губы (от разных, впрочем, людей, и не похоже не нормальное лицо) и он рассказывает нам о своих проблемах. Причем проблемы этих персонажей волную вполне недетские: чувства живого в эпицентре взрыва, бездумное увлечение людей медиа-культурой, размышления водяного существа о жизни и смерти, и последнее - мысли убитого не_человека о боли и насилии.
Персонаж "Водяной"
[525x700]
Персонаж "Эпицентр Взрыва"
[480x640]
Персонаж "голова с топором" (не помню, как правильно называется...)
[480x640]
В общем... Оригинально. Проблемы подняты серьезные... Только вот есть несколько "но". Во-первых и в главных, все каменные видеоперсонажи говорят по-английски, так что основная масса посетителей выставки их не понимает. Получается так: человек подходит к экспозиции, смотрит на нее с умным видом, потом ему становится интересно, о чем же так вдохновенно вещает герой и он идет к табличке, где на двух языках написан текст. Человек начинает читать русский текст, не обращая внимания на говорящую скульптуру и... впечатление смазывается очень сильно, потому что перевод текста на русский - совершенно идиотский (всякие слова типа "буль-буль", "брррр" и т. п.) Во вторых - это вариант для тех, кто дружит с английским, так получилось у меня - если человек этого персонажа понимает. То есть я понимала слова, которые он говорит. Однако вместо того, чтобы внимать сложной проблеме, я пыталась в невнятном бормотании этого чуда природы уловить хоть толику смысла - поскольку фразы отрывочные, эмоциональные и на 90% просто бессмысленные. Что тоже смазывает впечатление, естественно.
В общем, резюмирую - меня не впечатлило. Все это имеет место быть только как проявление видения мира одним художником. И все. Как мы решили со Smail, мы бы сделали эту выставку по-другому, хоть и кощунственно так говорить. когда речь идет о творчестве.
Вот что действительно в этом Винзаводе мне понравилось (кроме экспозиции Антанаса Суткуса и шведского шоу-рума) – это местное арт-кафе (по ценам я бы назвала это рестораном). Действительно, арт. Красиво, стильно, в духе богемного заведения для творческих личностей, с соответствующим меню и антуражем (чего стоит только чернокожий мальчик, принимающий у вас пальто, приглушенный свет торшеров и настольных ламп, черно-белые фотографии на имитированных комодах…) Там было очень приятно обсудить увиденное и спрогнозировать развитие российского рынка после кризиса (место все-таки очень располагает к душевным разговорам).
Интерьер [цурцум]кафе на ВИНЗАВОДЕ
[640x480]