• Авторизация


Нашла в архивах 25-05-2008 19:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Искала маме сегодня какой-то ее отчет в своих электронных архивах и наткнулась на папку со статьями и заметками, написанными в бытностью мою внешкором газеты... Зачиталась=) Давно это было... и забавно=) Как раз в тему, выложу тут один очерк, может кому и пригодится вдруг-))))



Худо бедно, но школу заканчивали все. И что такое экзаменационное сочинение знают не понаслышке. Раннее утро, охапки букетов, натужно-веселые лица одноклассников, взаимные подбадривания и тревожное ожидание: по каким произведениям нужно будет писать? вот бы выпало хоть одно из тех, которые я хорошо знаю! Крутится лототрон... И вот сообщены темы. Некоторые с облегчением вздохнули, некоторые схватились за голову, жалея что не попрощались с родной школой два года назад с неполным средним образованием... Целая лавина эмоций, которая живет в памяти очень долго. И, как всегда, с наступлением июня выпускники вновь и вновь проходят через это испытание. Меняются времена, меняется отношение к экзаменам вообще и к сочинению в частности. Многие молодые люди, целенаправленно занимающиеся точными или естественными науками, откладывают на последний день подготовку к сочинению, как к экзамену второстепенному. Но все же, для многих это этап, преодолеть который очень нелегко. И, наблюдая за стайками ребят, коротающих время в напряженной болтовне, в трепетном ожидании результатов выпускного сочинения перед зданием школы, понимаешь, что им далеко не безразличен общий эстетический вид школьного аттестата. Хотя, конечно, во все времена были индивидуалы, которые не видели никакой разницы в начертании цифр, украшающих этот документ, и радовались уже тому что они всеми правдами и неправдами все таки сумели его получить. Но большинство ребят под конец одиннадцатого класса все же осознают всю важность наступающего момента окончания школы и необходимость поступить в более или менее престижный ВУЗ. И, как уже говорилось, сочинение для них – очень серьезное испытание на пути к хорошему аттестату.
Задание рассказать про ощущения человека, пишущего сочинение, я получила неожиданно. Чтобы не быть голословной, решила все испытать на себе, ведь рассказ о собственных чувствах уж точно будет достоверным и совершенно искренним. Но так как я не имею счастья быть выпускницей, то по совету знакомой поехала в Государственный Университет (Высшую Школу Экономики) на открытую олимпиаду по общеобразовательным предметам для учащихся старших классов столичных и подмосковных школ. Как такового сочинения в олимпиаде не было. Был тип испытания под названием творческий конкурс. Раньше я думала, что так называется экзамен на факультет журналистики в ВУЗы, преодолеть который, говорят, очень нелегко. Но, как оказалось, это было всего лишь обычное сочинение. Лишь набором предложенных тем отличался от школьного.
Ребят на олимпиаду приехало много. В наше распоряжение отдали несколько аудиторий. Разговаривали мало, чувствовалось то же напряженное ожидание, что и перед школьным экзаменом. В конце-концов олимпиада немногим отличается от экзамена. Стремления к максимально лучшему результату, а следовательно старания и волнения, здесь, наверное, даже больше, чем в школе. Мучили неведением нас довольно долго, много было опоздавших. Так что к тому моменту, когда нам раздали листочки с темами, нервы, лично у меня, были на пределе. К тому же вместо положенных в школе шести часов, писать разрешалось только три. Об этом сообщили заранее. Наверное, чтобы не расслаблялись.
Тем было девять. Пять из них касались школьной программы по литературе, остальные были публицистическими. Писать на них человеку неподготовленному было бы очень тяжело, поэтому для начала я стала изучать названия литературных тем. И тут же обрадовалась: целых две из них были посвящены бессмертному толстовскому роману «Война и мир», который я люблю и знаю чуть ли не наизусть. Кстати, формулировку темы разрешалось изменить в соответствии с собственным видением поднятой проблемы. Но на мой взгляд название темы было ясным и точным. Менять в нем было нечего. Я выбрала «Смерть в романе Л Н. Толстого «Война и мир»
Голова понемногу заполнилась идеями, оригинальными и не очень. Волнение куда-то улетучилось. Главной задачей теперь было как следует сосредоточиться. А это было нелегко. Тема сама по себе казалась мрачноватой, а настроение было хорошим, так что настраиваться на серьезные размышления не хотелось. Я была уверена, что смогу ее раскрыть лучше чем все остальные, но нужного настроя не было. К тому же, вокруг начались перешептывания, всем было интересно узнать выбор соседа, и мало кому хотелось писать. Как впрочем и мне.
Но время шло. Я вспомнила о том, что редко успеваю сделать все в срок и обычно дописываю в компании двух-трех таких же медлительных товарищей. Чаще всего под пристальными взглядами злых преподавателей, которым уже давно хочется домой, так как время экзамена давно вышло. Но это в школе. Здесь такой номер не пройдет. Кто не успел – тот опоздал. Глубоко вздохнув я взялась за ручку.
Поначалу я, как и положено, решила составить развернутый план, чтобы максимально облегчить себе задачу, логически выстроить свои мысли. Где-то треть плана получилась довольно приличной, но... Дальше дело не пошло. Я стала вспоминать все новые и новые подробности романа, все новые и новые смерти. Стала стремительно менять местами пункты плана и в итоге окончательно запуталась. Решив, что без плана можно и обойтись, ведь все равно же буду писать черновик, я отложила исчерканный лист в сторонку.
Писала я увлеченно, забыв о времени. Восхищалась мастерством писателя совершенно искренне. Мне показалось, что черновик был написан быстро. Увязывалось между собой далеко не все, но я рассчитывала выправить погрешности по окончанию проверки. Радуясь что практически вся работа уже сделана, я взглянула на часы. Оставалось 45 минут! В панике стала пробегать глазами текст, с ужасом думая о том, что никогда в жизни не успею переписать 5 страниц за полчаса.
Несколько драгоценных минут ушло на исправление корявых фраз и установку хоть каких-нибудь связей между абзацами, далекими друг от друга по смыслу. И я начала переписывать на чистовик.
Последние полчаса были самыми тяжелыми. Уже на середине второй страницы моя рука запросила пощады, но позволить себе прохлаждаться я, конечно же, не могла. С ностальгией вспомнилась милая детская приговорка: мы писали, мы писали, наши пальчики устали... Устали – мягко сказано! Еще больше расстраивало то, что почерк от спешки был просто катастрофически корявым. Листы не были разлинованы, и мои строчки напоминали изображение штормящего океана. В общем нравственных терзаний тоже было полно. В начале четвертой страницы я разрешила себе полуминутный перерыв. Пальцы разжались с трудом, а глаза с завистью покосились на соседа, спокойного, как танк. Он давно уже все дописал ровным, бисерным почерком и теперь не спеша проверял пунктуацию. Правда текста у него было страницы две... Но в тот момент мне казалось, что лучше уж было сочинить меньше, чем дописывать в такой спешке. Еще раз грустно вздохнув, я вновь взялась за ручку. Как раз в это время самые быстрые из ребят начали сдавать свои работы. Мысль о том, что они уже справились с тем, над чем я до сих пор мучаюсь, подстегивала. Последние страницы я дописывала, что называется, «на автомате», делая совсем уж глупые ошибки в орфографии. Например, написала «жизьнь» вместо «жизнь» и «помимо таго» вместо «помимо того». Когда я, наконец, закончила (за восемь минут до последнего срока окончания работы), разошлись почти все. За исключением нескольких ребят, которые, как и я, не были уверены в существовании родственных отношений между краткостью и талантом. Оставалась малость: просмотреть пунктуацию и исправить чудовищные орфографические ошибки. Сил на волнение уже не оставалось, поэтому проверка прошла довольно быстро, сосредоточено и без приключений. Я даже развеселилась, находя у себя совсем уж глупые и непростительные описки, сделанные от волнения и спешки. Сдавала я не самая последняя. Оставалось еще трое ребят, не закончившие проверку. Тоже не сумели правильно распределять свое время...
На выходе из университета мне встретился сосед по парте. Разговорились. Он рассказал, что выбрал самую легкую для себя тему: «А. С. Пушкин и его современники». И что специально не стал подробно все расписывать, чтобы не спешить и как следует все проверить. То есть выбрал позицию, полностью противоположную моей. И показать, кто же из нас не прогадал, могли только результаты олимпиады. Я не гналась за призами, но, признаться, с волнением ехала через неделю узнавать результаты. И все-таки мой выбор был удачнее. Моей оценкой по 10-бальной системе была восьмерка. А напротив фамилии моего соседа стояла лишь цифра пять.
Сложно делать какие-то общие выводы по поводу того, как лучше писать экзаменационное сочинение. И интерпретация темы, и стиль, и объем работы зависят только от самого автора. Но, основываясь на собственном опыте, рискну все-таки дать несколько советов.
Во-первых, прежде чем писать, нужно обязательно обдумать все, что будет затронуто в сочинении. Можно, действительно, обойтись и без развернутого плана, если уж слишком не хочется или сложно. Но вот набросать на листочке основные мысли и события, а также расположить их в строгой логической последовательности, совершенно необходимо. Иначе будет потеряно слишком много времени на «монтаж» разрозненных частей текста, да и запутаться в них немудрено.
Во-вторых, не стоит расслабляться, написав черновик. Это лишь часть работы. Его нужно несколько раз прочитать и довести до совершенства. Только будучи уверенным в его безупречности можно переписывать. Ни в коем случае не следует изменять по ходу переписки предложения, которые вдруг показались корявыми! Таких дров можно наломать! Лучше все поменять заранее, чтобы потом не хотелось творческой самодеятельности.
И, в-третьих, советую не довольствоваться малым объемом. Ели вы действительно располагаете большим количеством информации по заданной теме, стоит попытаться не терять ни секунды и даже немного понервничать (ну какие экзамены без волнения?), но все-таки показать преподавателю все свои знания. Поверьте, интересную и насыщенную работу он в любом случае оценит выше, чем маленькую, безликую и незапоминающуюся. Даже если последняя написана безукоризненным почерком и без единой пунктуационной ошибки.
Я желаю успехов тем, кому еще предстоит писать экзаменационное сочинение. Не стоит пытаться откуда-то списывать, ведь все преподаватели уже наизусть выучили тексты из сборников «лучших сочинений медалистов». К тому же писать сочинение – это не только сложный творческий процесс. Это процесс очень интересный, нужно только перестать его бояться. Проверено на собственном опыте.

Настроение сейчас - вполне учебное-)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нашла в архивах | Aerris - Кто хочет мира - пусть готовится к войне | Лента друзей Aerris / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»