Раньше в Берген удобнее всего было добираться морем – город отделен от остальной Норвегии огромными скальными массивами, растянувшимися на множество километров. Лишь не так давно была построена железная дорога Осло – Берген – величайшее чудо инженерной мысли – и теперь в этом районе налажено регулярное ж/д сообщение. Железнодорожное полотно прокладывалось по горным перевалам, окруженным отвесными склонами, а часть рельс просто пускали в тоннели, ибо обогнуть скалы не представлялось возможным. Самый красивый участок железной дороги в этой местности расположен между деревеньками Флом и Мюрдал: он носит название Фломской железной дороги и является одной из красивейших достопримечательностей Норвегии. Дорога Осло – Берген лишь частично совпадает с линией Флом – Мюрдал, однако даже этого «частично» упустить не хотелось, поэтому сев в поезд, мы сразу выяснили у проводника, во сколько наш поезд прибывает во Флом. Он заговорщицки нам улыбнулся, давая понять, что понимает и разделяет наше стремление полюбоваться видами на скалы, но сочувственно сказал, что во Флом мы прибываем около 4 утра. Хорошего мало, конечно, но делать нечего – будильник был поставлен на 3.40
Ночью было очень холодно, и заснуть долго не удавалось – задремав, я несколько раз просыпалась, когда от холода начинали громко стучать зубы. Пришлось надеть на себя абсолютно все, что было с собой, накрыться пледом и зарыться как можно глубже в капюшон. И только, казалось, я сумела преодолеть ощущение вечной мерзлоты и провалиться в сон, как тревожный звонок уже возвещал, что пора смотреть в окно. Адски хотелось забить на все на свете и спать дальше, но я заставила себя стянуть с глаз маску. Моему разочарованию не было предела – мы ехали в кромешной темноте, вагон спокойно спал, а холод, казалось, еще усилился (неужели это вообще возможно?)… Проклиная себя за дурацкую сентиментальность в виде будильника «чтобы полюбоваться видами», я свернулась в своем неудобном кресле, понимая, что заснуть в такой дикий холод будет очень и очень сложно. И я уже почти надела обратно маску, когда… Поезд на дикой скорости выскочил из черного тоннеля.
Даже дыхание перехватило – в самых смелых мечтах я не могла предположить, что именно будет видно из окна.
Мы стремительно неслись по зеленой долине, покрытой легким инеем от ночного мороза. Справа от нас высились мощные вековые горы, поросшие темно-зелеными лесами, а по левую сторону долины начинались невообразимо высокие скалы серо-зеленого цвета, устремленные ввысь, словно в желании оторваться от земли, взлететь. Скалы заканчивались огромными белоснежными ледниками, которые терялись в облаках, и этих острых белых верхушек было много, на разной высоте, повсюду…
(фотографии чужие, ибо поезд несся на дикой скорости, и ничего путного снять не получилось... Так что выкладываю то, что найдено в сети, чтобы было понятно, о чем речь)
Несколько мгновений я не могла оторвать взгляд от окна, а потом мы снова нырнули в тоннель. Поезд опять погрузился во тьму. Какое-то время я переваривала увиденное, а потом устроилась поудобнее в кресле, достала фотоаппарат и разбудила Ию и Розу. Несколько часов, пока мы проходили скалистый участок пути, мы не отрываясь смотрели в панорамные окна поезда. Все остальное было совершенно не важно – холод уже казался чем-то вполне естественным и неотделимым от такого пейзажа, да и спать уже не хотелось, ибо как можно спать, когда перед тобой ТАКОЕ?..
Через какое-то время, поезд нырнул в длинный тоннель, и мы поняли, что самое красивое уже позади. Так что перед приездом в Берген нам даже удалось немного поспать, что оказалось очень даже не лишним.